Информационные потоки

Для процесса коммуникации очень важной культурной кате­горией являются информационные потоки, которые вместе со все­ми рассмотренными выше факторами образуют единый комплекс

причин, определяющих поведение человека в рамках своей куль­туры. Для процесса коммуникации важность информационных потоков определяется формами и скоростью распространения информации. Проблема заключается в том, что в одних культурах информация распространяется медленно, целенаправленно, по специально предназначенным каналам и поэтому носит ограни­ченный характер. В других культурах система распространения информации действует быстро и широко, вызывая соответствую­щие действия и реакции. Поэтому для межкультурной коммуни­кации становится важным, каким образом в соответствующей куль­туре распространяется информация. Ведь культурные различия, влияющие на характер распространения информации, могут стать серьезными препятствиями при межкультурных контактах.

Например, в североевропейских странах, и особенно в Герма­нии, которые относятся к монохронным культурам с низким кон­текстом, передаваемая информация является важнее, чем та, кото­рая уже находится в памяти. В культурах этих стран люди, образно говоря, отгораживаются от окружающего мира, поэтому там вне­шняя информация является важнее, чем та, которая уже имеется. Это тип культуры с низкой скоростью распространения информа­ции. В этих странах все должно иметь свою структуру и порядок. Все предельно точно определено правилами, а пространство для личностной инициативы незначительно. Люди вовлечены в поток информации, перегруженный мельчайшими деталями. Для того чтобы переработать такое количество информации, требуется вве­дение большого числа правил, регулирующих ее распространение.

Такого рода правила в конечном итоге приводят к тому, что в гек культурах, где информация подготавливается заранее и носит формальный характер, люди имеют дело с толстыми стенами, двой­ными дверьми и перегруженным расписанием. Все это в букваль­ном смысле слова осложняет подход к другим людям и делает ноток информации максимально узким и избирательным. По этой причине люди из этих культур воспринимаются как недоступные и ограниченные только кругом своих интересов.

В то же время в культурах с высоким контекстом, к которым принадлежат Россия, Франция и другие страны южной Европы, все происходит с точностью до наоборот. Эти культуры являются полихронными и имеют высокую скорость распространения ин­формации. Люди этих культур имеют эффективную нефор­мальную информационную сеть и, как правило, не отгоражива Некоторые культуры имеют преимущественно иерархическую, или вертикальную структуру, в то время как в других культурах иерар­хия выражена не так сильно или наблюдается горизонтальная струк­тура построения властных отношений. В иерархических обществах с высокой (большой) дистанцией власти всем вышестоящим лицам:

начальникам или родителям и прочим носителям властных полно­мочий — традиционно оказывается подчеркнутое уважение и демон­стрируется послушание. Выражение противоречия, жесткая критика или открытое противодействие в таких культурах не допускаются.

В культурах с низкой (малой) дистанцией власти наибольшее значение придается таким ценностям, как равенство в отношениях и индивидуальная свобода. Поэтому коммуникация здесь менее формальна, равенство собеседников подчеркивается сильнее, а стиль общения носит более консультативный характер, чем в культурах с высокой дистанцией власти. В культурах с низкой дистанцией вла­сти эмоциональная дистанция между вышестоящими персонами и подчиненными незначительна. Например, сотрудники всегда мо­гут подойти к своему шефу с вопросом или высказать критические замечания. Открытое несогласие или активное противоречие на­чальнику также рассматривается как норма. В культурах с высокой дистанцией власти устанавливается сильная зависимость между начальниками и подчиненными. Сотрудники должны либо при­знавать власть своего начальника, либо полностью отклонять ее и прерывать отношения. В этом случае эмоциональная дистанция между начальниками и подчиненными очень большая. Сотрудники лишь в редких случаях могут себе позволить задать вопросы своему шефу, не говоря уже о том, чтобы подвергнуть его критике.

В семейных отношениях члены семьи, наделенные властью (родители, старшие братья, сестры и т.д.), также требуют послу­шания. Развитие независимости не поощряется. Главной добро­детелью считается уважение к родителям и старшим членам се­мьи. В культурах с малой дистанцией власти дети рассматривают­ся в качестве равноправных членов семьи с того времени, как только они начинают активно включаться в семейную жизнь. Идеальным состоянием в семье считается личная независимость, а потреб­ность в независимости является едва ли не самым важным эле­ментом людей в культурах с малой дистанцией власти.

Дистанция власти объясняется Хофстеде через основные цен­ности членов общества, наделенных властью. Способ распределе­ния власти обычно исходит из поведения наделенных этой влас­тью членов общества, то есть из когорты руководителей, а не из остальной массы руководимых. Однако здесь важно учитывать и то, что авторитет может возникнуть только там, где он встречает послушание и покорность. В культурах с большой дистанцией власти эта власть видится как некая данность, имеющая фунда­ментальные основы. Вопрос о легитимности власти здесь не столь важен, поскольку в обществе негласно присутствует признание того, что в мире должен быть определенный «порядок неравен­ства», в котором каждый имеет свое место.

Следует подчеркнуть, что рассмотренные характеристики куль­тур с большой и малой дистанцией власти являются всего лишь идеальными моделями, крайними точками континуума «культуры с большой дистанцией власти — культуры с малой дистанций вла­сти». Те или иные конкретные культуры находятся где-то в сере­дине этого континуума.