Наиболее распространенные стереотипы русских в современной Германии

Вследствие почти полувекового существования двух Германий, которое закончилось 3 октября 1990 года, восприятие русских за­падными и восточными немцами существенно различается. Это объясняется в основном тем, что жители западной и восточной частей Германии долгое время получали различные идеологичес­ки окрашенные картины русских. Например, для западных нем­цев русские состояли либо из партийных функционеров, либо из диссидентов. Восточным немцам также преподносился образ рус­ских, весьма далекий от реальности. Все же восточные немцы имели несравнимо больше контактов с русскими, поэтому их стереоти­пы заметно более разнообразны, чем у западных немцев. Но не­смотря на сильное идеологическое влияние разной направленно­сти, как в восточных, так и в западных землях можно обнаружить

существование одних и тех же «стержневых» стереотипов, являющихся основой представления о русских.

Сравнительные исследования, проведенные среди различных групп немцев и русских для выяснения их взаимных гетеростереотипов, показывают довольно стабильный набор качеств, характерных для «типичного русского». Среди позитивных черт русских обычно фигурируют сердечность, теплота и открытость в общении между людьми, веселость и любовь к праздникам. Каче­ство русского гостеприимства является одним из наиболее распространенных. Однако иногда отмечается, что иностранный гocть окружается такой заботой, что ему буквально трудно вздохнуть без ведома хозяев, и тогда гостеприимство воспринимается уже как обида. Часто упоминается талант русских к импровизации, находчивость, способность находить выход из затруднительных ситуаций.

Среди негативных черт обычно доминируют пассивность, го­товность долгое время терпеть несправедливость по отношению к самим себе, смирение и пессимизм, отсутствие самоограничения, лень и гордость, граничащая с надменностью.

Склонность к употреблению спиртных напитков упоминается очень часто и также оценивается негативно.

В стереотипе коллективизма русских присутствуют как пози­тивная, так и негативная составляющие. Нередко коллективизм приписывается коммунистическому прошлому России, причем исторические корни данной культурной традиции видятся дале­ко не всегда.

Особо следует отметить возникновение некоторых новых пред­ставлений о русских, которые приобрели свою актуальность лишь в последнее десятилетие. В большинстве своем они имеют нега­тивный оттенок.

Так, среди стереотипов, получивших широкое распростране­ние в Германии в последние годы, особо следует подчеркнуть отож­дествление русских с организованной преступностью. Многие нем­цы склонны видеть в русских мафиози, которые приезжают в Гер­манию, чтобы делать там свой криминальный бизнес. Это вызывает страх и нежелание общения. Притчей во языцех у немцев стало демонстративное богатство «новых» русских, покупка и i дорогих вещей за наличные деньги, что резко контрастирует с бережливостыо немцев и явным преобладанием безналичного расчета при покупках большой стоимости. Стереотип расточительности (оборотная сторона щедрости) русских в Германии не является новым. Еще до революции рус­ские поражали немцев своей способностью тратить целые состоя­ния за один день. Однако за годы Советской власти по известным причинам этот стереотип не получал достаточного подкрепления, поэтому был благополучно забыт или вытеснен более свежими стереотипами. В последнее время волна состоятельных русских, захлестнувшая европейские города и курорты, способствовала ак­туализации этого стереотипа. По мнению немцев, та легкость, с которой тратятся большие суммы, причем, наличными, является лишь подтверждением криминальности русских и вызывает не­доверие. Это находит свое отражение и в опросах общественного мнения. Согласно данным 1996 года, процент немцев, симпатизи­рующих русским, составил ровно четверть от всех опрошенных. Не испытывают симпатии к русским 29 процентов; еще 26 процентов не определились в своем отношении, и 20 процентов опрошенных никак не относятся к русским. Очевидно, что у большинства рес­пондентов, а это те, кто никак не относится или еще не опреде­лился в своем отношении к русским, нет явного преобладания ни позитивных, ни негативных гетеростереотипов, в отличие от опрошенных, у которых уже сложилось четкое положительное или отрицательное мнение о русских. Это позволяет предполо­жить, что в сознании большинства немцев негативные и пози­тивные стереотипы русских удерживаются примерно в равном соотношении.

Все приведенные стереотипы содержат наиболее характерные для русских черты, которые сумели установить немцы в процессе длительных межкультурных контактов. Этот перечень можно было бы долго уточнять и корректировать. Но важно то, что немцы уже имеют сложившееся представление о русских, как, впрочем, и рус­ские о немцах. В этой связи актуальным является вопрос о том, могут ли эти и другие стереотипы стать проблемой для немецко-русского общения. Ответ на него, без сомнения, ясен. Все без исключения стереотипы могут быть помехой в межкультурных контактах. При отсутствии необходимой информации о культур­ных особенностях собеседников стереотипы являются серьезным препятствием в коммуникации. Поэтому всегда существует проб­лема формирования соответствующего поведения, учитывающего особенности восприятия чужой культуры. Естественно, через сте­реотипы нельзя получить точное представление о каждом конк­ретном индивиде. Ясно, что не все русские гостеприимны и от­крыты, также как далеко не все русские ленивы и имеют склон­ность к выпивке. Однако важно то, что стереотипы дают общее, фоновое представление о русских или немцах, приписывают им предельно общие типы поведения. И основная задача здесь за­ключается в том, чтобы избегать обобщающих оценочных заклю­чений, которые как бы логически следуют из стереотипов.

В любом случае, стереотипы должны рассматриваться лишь как фактор, дающий первичное направление коммуникации, ко­торое впоследствии может претерпеть существенные изменения. В процессе общения обязательно следует принимать во внима­ние, что стереотипы являются причинами определенных реакций и поведения. Например, немцы могут быть очень удивлены, если во время русского праздника они не увидят водки и не услышат песен или столкнутся с излишней пунктуальностью русских парт­неров. Непроизвольная фиксация на уже имеющемся стереотипе серьезно затрудняет наблюдение за реальными действиями парт­неров, и в этом случае стереотип действует как коммуникацион­ный фильтр, как бы отсеивая те моменты действий, которые не соответствуют стереотипу. Иллюстрацией этому может служить поведение «типичных» немцев во время русского застолья. Нем­цы, боясь показаться невежливыми и стараясь соблюсти русские традиции, в обязательном порядке выпивают рюмку водки после каждого тоста, поскольку согласно стереотипу так должны делать и русские. Но делают ли русские то же самое? Как известно, су­ществует немало способов, чтобы уклониться от очередной пор­ции спиртного: пропустить тост, недопить рюмку, найти необхо­димое в данной ситуации оправдание и т.д. Однако это реальное поведение часто остается незамеченным. Стереотип любящих вы­пить русских существенно затрудняет для немецких гостей вос­приятие их действительного поведения и мешает видеть то, что не соответствует стереотипу.

Таким образом, стереотипы ведут к некоторому искажению реальности и включению в процессе общения своеобразного «антопилота», который предполагает жесткую схему восприятия и существенно затрудняет или даже совсем исключает обратную сини. с партнерами по коммуникации. Следствием этого, как правило, является то, что действительное поведение партнеров, как и их намерения, остаются незамеченными или неправильно понятыми, это оказывает влияние на ход общения и может стать источником конфликтов. Поэтому проблема построения адекватного поведения с учетом существующих стереотипов всегда актуальна.