Расширение композиторских возможностей

Расширение композиторских возможностей. С появлением компьютерных технологий композитор получил возможность создавать и использовать при желании а также наличии необходимого программного обеспечения звук любого тембра.

Современные технологии снимают все принципиальные тембровые ограничения ограничивающими факторами теперь могут являться только возможности имеющихся в наличии программ, умение композитора ими пользоваться, ну и, конечно, фантазия композитора.

При создании музыкальных композиций с помощью компьютера композитор в простейшем случае имеет в своем распоряжении набор тембров, предоставляемый звуковой картой и или внешним синтезатором сэмплером. Как правило, звуковая карта содержит не менее одного банка из 128 тембров, а довольно часто количество таких банков возрастает до 5-7 или даже более10. Если композитору не хватает этих тембров, он может выбрать экстенсивный метод развития увеличивать число инструментов и звуковых карт, загружать в существующие инструменты новые звуки и банки звуков, и т. д. По сути, в этом еще нет ничего принципиально нового.

Гораздо интереснее тот факт, что композитор может редактировать имеющиеся у него тембры, изменяя их спектральный состав по своему усмотрению, а также синтезировать с нуля совершенно новые. Таким образом, сейчас можно сочинить тембр, и показательно, что тембр в наше время начинает играть все большую роль в качестве выразительного средства.

Очевидно, что чем сложнее тембр отдельно взятого звука, тем менее существенна роль высотной и ритмической компоновки самих звуков. Звук отделяется от понятия ноты как таковой и начинает жить собственной жизнью. Причем изменяющийся во времени звуковой спектр может стать настолько сложным, что для целой музыкальной композиции будет вполне достаточно взятия одной ноты - звука с таким спектром. Справедливости ради нужно отметить, что попытки редактирования и создания тембров и целых тембровых композиций не раз предпринимались еще до широкого развития компьютерных технологий.

Создавались аналоговые синтезаторы, использовались различные трюки с магнитофонной лентой и т. п. Однако все это было довольно громоздко и неудобно в обращении, зачастую композиции создавались исключительно ради того или иного технологического фокуса, не оставляя места собственно творчеству. Так, по признанию одного из отцов немецкой электронной музыки Карлхайнца Штокхаузена Karlheinz Stockhausen, во время создания Электронного Этюда 1 он часами резал и склеивал частички магнитофонной ленты, совершенно при этом не представляя себе заранее звуковой результат.

Весьма показателен также тот факт, что авторами такой музыки нередко становились инженеры, а не профессиональные музыканты. Для каждой музыкальной задачи в процессе создания тембра сплошь и рядом могло потребоваться разное оборудование, и это ограничивало творческий процесс, пожалуй, даже в большей степени, чем необходимость пользоваться заранее заданным набором тембров, что и отталкивало профессиональных музыкантов.

В случае же работы с компьютером композитор может иметь под рукой все необходимые средства для сочинения композиции, быстро переключаясь между ними в случае надобности. А удобный пользовательский интерфейс позволяет сосредоточиться на творчестве, не слишком отвлекаясь на чисто технологические вопросы. Даже если композитор не использует в своем творчестве возможность сочинения тембров, все равно он имеет под рукой мультитембральный инструмент, гибкий и удобный в управлении в отличие от, например, того же симфонического оркестра, способный справиться с любым, даже и традиционно неисполнимым материалом.

Разумеется, для различных музыкальных задач необходимо специальное программное обеспечение. Его можно разделить на секвенцерные программы системы многоканального сведения системы обработки звука системы синтеза звука системы интерактивной композиции программы алгоритмической композиции а также универсальные системы.

Рассмотрим их более подробно. 4. О программах-секвенцерах О программах-секвенцерах секвенсорах и их работе мы уже достаточно подробно поговорили в главе Основные программых для работы со звуком и музыкой. Здесь следует всего лишь напомнить, что эти программы самый популярный и распространенный тип музыкального программного обеспечения среди профессионалов и любителей. Они, в сущности, выполняют всего три задачи запись MIDI-последовательности, ее редактирование и ее воспроизведение. Причем с первой и третьей они все, как правило, справляются одинаково хорошо с поправкой на некоторые дополнительные возможности. А вот возможности редактирования MIDI-партитуры могут существенно отличаться, и именно они определяют класс той или иной программы-секвенцера.

В простейших программах они могут быть сведены к назначению тембров на каждую дорожку и определению их относительной громкости, а также пространственной локализации. 5.