Формирование нового звучания

Формирование нового звучания. Итак, программы обработки звука предоставляют музыканту целый мир новых возможностей.

Однако все они предполагают, что имеется некий звук-источник, который можно подвергать дальнейшей обработке. Откуда же он берется? Есть три различных способа получения такого источника.

Во-первых, можно записать с микрофона живое звучание какого-либо инструмента, голоса или любой другой звук. Этот способ часто используется, если нужно получить на MIDI-инструменте звучание реальных инструментов. Другой способ заключается в рисовании волновой формы - программы обработки часто позволяют это делать, переключившись в карандашный режим который так зовется потому, что курсор мыши принимает вид карандаша. Этот способ иногда бывает хорош при создании звуков ударного характера, в то время как периодический сигнал создать таким способом практически невозможно.

Но наиболее эффективным методом создания звука с нуля является его синтез. При синтезе звука программа использует математические функции, генерирующие простейшие периодические сигналы - синусоидальные, треугольные, пилообразные, импульсные, прямоугольные, а также шумы. Эти простейшие сигналы могут тем или иным образом трансформироваться в процессе синтеза.

Синусоидальные сигналы они же чистые тоны имеют особое значение, поскольку спектр такого сигнала содержит только одну частоту. При аддитивном синтезе используются синусоидальные сигналы с различной частотой и амплитудой, из которых складывается сложный спектр. Количество его составляющих будет в точности равно количеству исходных чистых тонов. При субтрактивном синтезе, напротив, используется шумовой сигнал, из которого при помощи фильтров вычитаются ненужные частотные составляющие.

Как правило, звук, полученный в результате субтрактивного синтеза, имеет ярко выраженный шумовой колорит. FM cинтез звука, о котором мы говорили в первой главе, был разработан Дж. Чоунингом в своей дипломной работе так же с успехом применялся и применяется в синтезаторах. При синтезе методом модуляции используется, как правило, небольшое количество простейших сигналов, обычно синусоидальных, которые, влияя друг на друга, могут дать в результате спектр с большим количеством составляющих.

Метод частотной модуляции FM, то есть Frequency Modulation интересен тем, что с его помощью можно даже из двух синусоидальных сигналов получить спектр с каким угодно количеством составляющих. Амплитудная и кольцевая модуляция, а также нелинейное изменение волновой формы хотя и не дают таких сногсшибательных результатов, как FM, но тоже по-своему интересны. Существуют и другие методы синтеза, на которых мы здесь, я думаю, останавливаться не будем.

В профессиональных программах обработки звука, таких, как Sound Forge или Cool Edit, обычно имеются модули и для синтеза звука. В Sound Forge, например, предусмотрена возможность простого синтеза основных периодических сигналов, а также четырехоператорного FM-синтеза. Но следует помнить, что синтез звука - мощное средство для создания, сочинения собственных тембров. И для того чтобы быстро и эффективно добиться реального воплощения тембрального замысла, нужно иметь, помимо некоторого навыка работы с программами синтеза, четкое представление о том, какие изменения в спектре звука вызовет изменение того или иного параметра.

Подробное теоретическое изложение различных методов синтеза звука четко описано в книге Ч. Доджа и Т. Джерса Компьютерная музыка синтез, композиция и исполнение . 8.