Об интерактивных исполнительских системах

Об интерактивных исполнительских системах. Хотя, в электронной музыке нет разделения между функциями композитора и исполнителя. Все таки, отсутствие необходимости в исполнителях, является большим преимуществом, которое освобождает композиторов от многих проблем.

Например, нет необходимости искать и или подбирать исполнителей, платить им деньги что бывает не всегда, но часто, организовывать репетиции и т. п. Но, пожалуй, самое главное, что композитор не имеет более нужды передать исполнителю авторский замысел, собственную интерпретацию короче говоря, то, что не опишешь словами и не обозначишь нотами. Как следует из названия, интерактивная музыка предполагает взаимодействие исполнителя и его электронного партнера в процессе исполнения.

Например, существует и широко используется такая схема исполнитель начинает играть на каком-либо инструменте компьютер реагирует на его исполнение, исполняя соответствующие звуки исполнитель, в свою очередь, отвечает на сыгранное компьютером и т. д. Таким образом, имея возможность выбора первоначальных звуков пьесы которые могут быть, разумеется, до некоторой степени регламентированы композитором, исполнитель фактически строит композицию в соответствии со своим творческим видением.

Каждый вариант исполнения такой пьесы может сильно отличаться от остальных, причем не только традиционными параметрами темпа, громкости отдельных звуков и т. п но также и расположением и количеством звуков. В этом случае твердую основу композиции составляет не зафиксированный нотный текст, а алгоритм взаимодействия компьютера и исполнителя. Точнее, это обычно даже совокупность двух алгоритмов одного для компьютера и одного для исполнителя.

Алгоритм взаимодействия для исполнителя может быть написан обычным человеческим языком, пояснен нотными фрагментами и т. д. А алгоритм для компьютера составляется различными способами. Например, может быть использована последовательность условных операций типа если прозвучал звук в диапазоне от 300 до 367 Гц с амплитудой от 7000 до 9500 условных единиц20 во временном промежутке от 7 до 9 секунд от начала пьесы, то исполнять звуки случайной частоты в диапазоне от 150 до 170 Гц длиной 0,02 секунды с частотой появления, линейно уменьшающейся от 47 до 6 Гц с постоянным затуханием в течение 11,4 секунды. Для облегчения процесса создания таких интерактивных композиций были разработаны различные программные средства.

Например, в парижском центре электронной музыки IRCAM была разработана программа MAX, коммерческую версию которой для Macintosh выпускает американская компания Opcode. Программа MAX - это, по сути, целый язык программирования, предназначенный для создания алгоритмов интерактивного исполнения и реализованный в виде программного приложения с объектно-ориентированным интерфейсом пользователя. MAX работает на уровне MIDI-событий, так что если композитор желает работать с акустическим инструментом, ему необходимо использовать какие-либо конверторы Pitch-to-MIDI21 и т. п В MAX имеются объекты операторы, обеспечивающие ввод вывод MIDI-информации.

Между входными и выходными параметрами помещаются модули преобразования. Возможно использовать арифметические и логические операции, ветвления, различные специальные возможности и т. п. Всего в программе более ста типов объектов.

Имеется даже небольшой встроенный секвенцер. Программу MAX использовали многие крупные композиторы, такие, как Ричард Буланже Richard Boulanger и Дрор Файлер Dror Feiler. Описанная концепция интерактивной исполнительской системы не является единственно возможной. Существуют и другие концепции, и среди них необходимо выделить концепцию системы управления партитурой.

Вначале американский инженер, программист и музыкант Макс Мэтьюз Max Matthews заметил противоречие между музыкантством и музыкальностью. Оно выражается в том, что зачастую музыкант-профессионал, вложивший уйму времени и сил в овладение техникой исполнения на каком-либо инструменте и действительно овладевший этой техникой в совершенстве, испытывает затруднения в вопросе художественной интерпретации музыкального произведения. И наоборот, человек, не владеющий тем или иным инструментом в достаточной степени или вовсе не умеющий на нем играть, иной раз способен на собственную интересную интерпретационную концепцию, свое неординарное видение музыки.

Только вот беда донести свою исполнительскую концепцию до слушателей он никак не может из-за технических трудностей исполнения. Макс Мэтьюз предложил решение, позволяющее такому музыкальному человеку, не имеющему достаточной техники, реализовать себя как исполнителя. Именно как живого исполнителя, а не MIDI-аранжировщика.

Для этого Мэтьюз создал специальное устройство, называющееся в последней модификации радиобатон. Визуально радиобатон представляет собой небольшой прямоугольный ящичек с MIDI-входом и выходом. Под верхней крышкой этого ящичка находятся пять датчиков четыре - по углам и один в центре, которые следят за перемещением двух специальных палочек. С компьютера в радиобатон загружается MIDI-партитура, в которой в особом формате определены параметры, которыми можно будет управлять в реальном времени.

С помощью двух палочек можно произвольно изменять во время исполнения шесть любых заранее заданных параметров каждая палочка регулирует одновременно три параметра, перемещаясь в пространстве по трем осям, обозначаемым как x, y и z. Например, в многотембральном произведении логично регулировать таким образом громкости различных партий. Перемещения в плоскости поверхности радиобатона ограничены размерами устройства перемещение по оси z также имеет как нижнюю, так и верхнюю границу существует некоторое критическое расстояние, вне пределов которого радиобатон вообще не распознает палочку.

Темп исполнения может регулироваться, помимо простого перемещения палочки вдоль одной из осей, специальным образом - с помощью дирижирования правой рукой. Развитием идеи Мэтьюза является управляющая перчатка PowerGlove Ричарда Буланже. Здесь параметры MIDI-партитур можно регулировать не только перемещением руки в пространстве, но и сгибанием пальцев, причем каждый палец может контролировать отдельный параметр.

И радиобатон, и управляющая перчатка, однако, не так просты в обращении, как может показаться. Для полного использования их возможностей необходимы определенные исполнительские навыки, как и при игре на каком-либо традиционном инструменте. С другой стороны, эти навыки можно приобрести довольно быстро за 2-3 месяца регулярных занятий, что делает его доступным для широкого круга музыкантов-любителей. 9.