История современной Гжели

История современной Гжели. Современный гжельский промысел занимает особое место среди многочисленных центров традиционного народного гончарства. Наряду с бытовыми изделиями из простых гончарных глин, здесь создают фарфоровую посуду с подглазурной росписью кобальтом.

Несмотря на то что основные производственные процессы на промысле механизированы, мастера обращаются к традиционной ручной лепке в работе над отдельными деталями изделий. Роспись же на сосудах по-прежнему исполняются от руки, что позволяет создавать множество вариантов одного итого же декоративного мотива. Все это сообщает гжельскому фарфору ярко выраженный народный характер, отличает его от изделий промышленных предприятий. Современная посуда Гжели не похожа на ту, которую делали в подмосковном районе в прошлые столетия. Творчески переработав традиционное наследие, мастера создали особое художественное направление в народной керамике, своеобразный стиль советской Гжели. Сложился он не сразу.

В конце XIX века одно за другим исчезали мелкие фарфоровые и фаянсовые производства Гжели, вытесненные крупными капиталистическими предприятиями. Разруха и запустение были здесь после гражданской войны, и, казалось, наладить работу промысла невозможно. Но в 1929 году в деревне Турыгино возникла первая артель с боевым названием Вперед, керамика.

Вскоре к ней присоединились артели соседних деревень. К 1937 году в подмосковном гончарном районе, называемом по традиции Гжелью, сформировалось объединение Художественная керамика. Противоречиво по своему характеру творчество гжельских мастеров в ту пору. Они подражали фабричным образцам прошлого и создавали простейшие по формам изделия. Роспись носила случайный характер на голубом или зеленом фоне писали виноград или розы в виде картошки.

Нередко узоры срисовывали с открыток. Возрождение традиционных приемов в создании форм посудных изделий, восстановление гжельского письма началось в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. Мастера называют это время в развитии промысла периодом освоения старой Гжели и связывают его с именами замечательной художницы Н. И. Бессарабовой и крупного ученого, знатока керамики А. Б. Салтыкова. Из всего многообразия декоративных приемов, выработанных предшествующими поколениями, для украшения современного гжельского фарфора выбрали технику подглазурной росписи кобальтом, как наиболее простую в исполнении.

Н. И. Бессарабова не только сама постигла секреты гжельской росписи, но и научила мастеров забытым приемам. Она показала, как выводить сплошной мазок и мазок с тенями, когда краску набирают не на всю кисть, а лишь на одну сторону ее так, что при повороте кисти, плоско положенной на поверхность изделия, получается широкий мазок с тональными переходами цвета от темно-синего до светло-голубого, почти белого.

Сама Н. И. Бессарабова создала изделия, положившие начало современному гжельскому фарфору, его особенному стилю. Формы ее кувшинов, кружек, молочников, ваз округлы и вместительны. Чайники, тулово которых сделано в виде толстого диска и поставлено ребром на 4-е ножки-лапы, напоминают гжельские кумганы. В росписи преобладают растительные мотивы кое-где видны цветы, над ними порхают бабочки и стрекозы, стройные деревья раскинули свою пышную листву, пользуются разнообразные традиционные приемы узор то сплошь заполняет белый фон, то гибкой лентой оплетал изделие, подчеркивая его объем, цвет кобальта от интенсивно-синего до светло-голубого словно насквозь пропитывал черепок, еще ярче выделяя его белизну. В росписи все подчинено строгому ритмичному повороту отдельных изображений.

Несколько дробная манера письма вполне отвечает небольшому размеру вещи. Давно не работает на помысле Н. И. Бессарабова, а созданные ею формы изделий до сих пор не сняты с производства.

Мастера Гжели любят их расписывать. Но, пожалуй, удачнее всего это получается у лучшей ученицы Натальи Ивановны Т. С. Дунашовой. Она быстро наносит узор на выпуклую поверхность изделия без предварительного рисунка. Больше всего Т.С. Дунашова любит писать цветы. Ее называют мастером цветочной росписи, и, пожалуй, в этом ей нет равных. Художница никогда не повторяет свои цветочные композиции, а творит процессе работы, бесконечно варьируя изображения.

Под ее кистью на поверхности сосудов словно расцветают пышные розы, стройные лилии, бесхитростные полевые васильки, колокольчики. Творчество мастеров современной Гжели это новая страница в истории промысла. В утверждении и развитии своеобразного стиля народного фарфора художники опирались на давние традиции гончарного искусства. Пройдет время, и то, что создано сегодня, в свою очередь, станет творческим наследием для будущих поколений гжельцев.