рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство расположения пальцев

Искусство расположения пальцев - раздел Ядерная техника, Искусство дыхания ...

Фото 109

7. Тренировку, необходимую садхаке для выполнения прана-ямы, можно сравнить с овладением музыкальным искусством. Кришна, божественный пастух, очаровал гопи и завоевал их сердца игрой на флейте, умело обращаясь с ней и порождая мир мистических звуков. В своей практике Пранаямы садхака подчиняет и побеждает свои чувства игрой на своих ноздрях, чутко и осторожно манипулируя пальцами и таким образом управляя дыханием, будто играя на флейте.

Фото 110 Фото 111

В духовых инструментах довольно много отверстий, в носу же их только два, поэтому от садхаки требуется большее, чем от флейтиста мастерство чтобы управлять бесконечно тонкими и нежными интонациями и оттенками своего дыхания. Хороший музыкант изучает строение, форму, составные части и другие характеристики своего инструмента, а также атмосферные изменения, влияющие на него. Постоянным упражнением пальцев он достигает их виртуозности в таких движениях, в то время как его ухо улавливает малейшие отклонения звука, и он учится координировать искусность пальцев со слухом. Только после этого он может начать овладевать мелодией-ладом, высотой звука, резонансом и ритмом,

Садхака также изучает форму и строение ноздрей, структуру наружной кожи, специфические особенности своего носа, такие как ширина носовых проходов, отклонение перегородки и т. п., а также атмосферные явления, влияющие на качество кожи и сухость носовых проходов или что-либо иное. Он регулярно практикует движения запястий и пальцев до тех пор, пока не овладеет ими и не станет способным к их усовершенствованию. Он выверяет расположение кончиков пальцев на коже носа, покрывающей места расположения пяти элементов (земли, воды, огня, воздуха и эфира) в ноздрях. Эти пять местоположений работают как клапаны духового инструмента. Они регулируют поток, ритм и резонанс дыхания посредством сужения или расширения носовых проходов в этих точках осторожным и чутким нажатием пальцев и внимательным вслушиванием в звук дыхания, который садхака модулирует и корректирует.

Стражи святилища храма (дварапала) регулируют поток паломников, а пальцы — силу и ток дыхания, и сужением носовых проходов отфильтровывают воздушные примеси во время дыхания,

Благодаря регулируемому вдоху через суженные носовые проходы, легкие получают больше времени на всасывание кислорода, а в регулируемом выдохе неиспользованный кислород всасывается повторно, а отработанная материя выбрасывается.

Сужением носовых проходов посредством пальцевого контроля садхака развивает большую восприимчивость и осознанность действий. Практикуя удджайи и вилома пранаямы, садхака углубляет свое знание пранаямы, а его тело извлекает практические знания из того, что он испытал

В практике Пранаямы при помощи пальцевого контроля он объединяет теоретические и практические знания. Эта координация воспламеняет его знание, пока оно не запылает огнем разума, который полон решимости и энергии (вьявасайятмика буддхи -vyavasayatmika buddhi).

8. Пранаяму можно разделить на две крупные категории:

а) отсутствует пальцевой контроль ноздрей;

б) большой палец и два пальца правой руки используются для регулирования потока дыхания через нос. Это называется праная-ма, контролируемая пальцами. Кроме того, эта пранаяма подразделяется на два вида:

1) Вдох и выдох выполняется через обе ноздри, частично зажимаемые, с целью освоить использование давления и баланса большого и других пальцев для получения равномерного потока дыхания через обе ноздри (фот. 110).

2) Одна ноздря заблокирована кончиками пальцев, и дыхание вынуждено течь через ноздрю, на которой располагается большой палец, и наоборот. Например, если дыхание проходит через правую сторону, безымянный палец и мизинец должны закрывать левую ноздрю, не нарушая положения носовой перегородки (фот. 111), и наоборот (фот, 112). Следует обратить внимание на то, что дыхание не должно течь через закрытую ноздрю.

В первой категории пранаям (а) в выполнение вовлечено только физическое тело. Вторая категория (6) это более продвинутые пранаямы, в которых дыхательный проход регулируется при помощи рук мастерством и тонким и чутким контролем пальцев.

9. В древней Индии, старейшей из цивилизаций, благоприятные и ритуальные церемонии выполнялись правой рукой. Все действия и церемонии, выполняемые левой рукой, считались зловещими, дурными. Следовательно, левой рукой можно пользоваться лишь в том случае, если правая рука или кисть не могут действовать (фот 113).

10. Йогические тексты, подобные Гхеранда Самхита, рекомендуют использовать большой, безымянный пальцы и мизинец правой руки, не указывая их правильное расположение (фот. 114). Они подчеркивают, что указательный и средний пальцы не следует использовать. Если используются указательный и средний пальцы, то предплечье и запястье испытывают напряжение и тяжесть (фот. 115). Кроме того, правильное и точное давление не может быть приложено к ноздрям до тех пор пока нос оттягивает пальцы вниз и точность в пранаяме утрачивается. Аналогично, расположение указательного и среднего пальцев в центре лба (фот, 116) или вытянув их в сторону (фот. 117) будет вызывать различия в давления большого и безымянного пальцев и мизинца, которые в свою очередь вызывают неравномерные искривления пальцев и неправильный поток дыхания

Фото 112 Фото 113 Фото 114
Фото 115 Фото 116

11. Если указательный и средний пальцы согнуты к углублению ладони, большой палец покоится на правой стороне носа (фот. 118), безымянный палец и мизинец - - на левой (фот. 119), а запястье расположено по центру (фот. 120), это дает возможность большому, безымянному пальцам и мизинцу двигаться в каждую сторону плавно и свободно, в то время как ладонь уравновешена.

12. Принимая сидячую позу для практики Пранаямы, выполняемой с помощью пальцев или рук, следите за тем, чтобы плечи были расположены на одном уровне и были параллельны полу, а подбородок находился в межключичной ямке (фот. 57).

13. Расположив левую руку на левом колене, согните правую руку в локте, не напрягая бицепс, предплечье и запястье (фот. 121 и 122) Для контроля ширины носовых проходов необходимы устойчивость, умение и чувствительность, но не усилие и напряжение

14. Не позволяйте согнутой правой руке касаться грудной клетки (фот 123). Не зажимайте подмышки. Не позволяйте рукам давить на грудную клетку Плечи должны быть опущены, руки — пассивны и легки, за исключением кончиков большого и безымянного пальцев и мизинца (фот 120).

Фото 117 Фото 118 Фото 119 Фото 120

15. Согните указательный и средний пальцы и расположите их кончики в углублении ладони (фот, 124). Это обеспечивает правильное положение кончиков безымянного пальца и мизинца напротив кончика большого пальца, создавая пространство между ними и большим пальцем. Это положение делает ладонь мягкой.

Фото 121 Фото 122 Фото 123

16. Индивидуальная ширина кончиков мизинца и безымянного пальца гораздо меньшая, чем у большого пальца Чтобы уравнять их, согните два пальца навстречу большому, соедините их кончики, сохраняя пространство между суставами (фот. 125), Если это трудно сделать, расположите между суставами округлый предмет, например, пробку, шириной около полудюйма (фот. 126).

Таким образом пальцы будут привыкать к новому положению. Центр большого пальца должен находиться напротив соединенных концов двух пальцев (фот. 127). Обычно кожа кончика большого пальца жестче и толще, чем у других Поэтому большим пальцем следует надавливать легче, чем другими, с тем чтобы нажатие было мягким,

Фото 124 Фото 125 Фото 126 Фото 127

17. Поднимите правое запястье так» чтобы кончики большого, безымянного пальцев и мизинца были напротив носа, передняя сторона запястья не должна касаться подбородка, кончики большого, безымянного пальцев и мизинца расположите горизонтально напротив ноздрей (фот 128),

Фото 128 Фото 129 Фото 130 Фото 131

18. Между костью я хрящом расположены очень маленькие бороздки перевернутой V-образной формы Кожа под этими бороздками образует впадину. Кончики пальцев имеют выпуклую форму Итак, расположите большой палец и два других в этих впадинах равномерно, как показано на фот. 129- Сохраняйте стенки носа параллельными перегородке, используя для этого надавливание верхними и нижними уголками пальцев на протяжении всей практики Пранаямы» Никогда не держите пальцы на ноздрях, как показано на фот. 130, а мягко поверните кончики пальцев к основанию носа, по направлению к ноздрям, чтобы ощущать течение дыхания (фот. 131 и 132). Закройте частично проходы обеих ноздрей так, чтобы поток дыхания распределялся равномерно в каждую (фот. НО). Если пальцы неустойчивы, поток дыхания становится неравномерным, порождая напряжение нервной системы и тяжесть в клетках мозга. Правильное расположение кончиков пальцев необходимо для того, чтобы расширить или сужать носовые проходы от момента к моменту в соответствии с движением дыхания, а также в зависимости от индивидуальных потребностей. Расширение или сужение носовых проходов при помощи контроля пальцами можно сравнить с хорошей регулировкой отверстия ирисовой диафрагмы линз фотоаппарата для правильной экспозиции цветной пленки Если отверстие установлено неточно, то цвета в результате будут переданы неправильно Аналогично, если отверстия носовых проходов не отрегулированы с точностью, результат пранаямы будет искажен. Правильное регулирование носовых проходов контролирует поток дыхания от внешней, измеримой области ноздрей к неизмеримой глубине внутри.

19. В регулируемой пальцами пранаяме большой палец и противостоящие ему безымянный и мизинец правой руки действуют подобно паре кронциркулей (фот. 127). Контроль осуществляется кончиками пальцев: большого- на правой ноздре, безымянного и мизинца - на левой. Эти три пальца используются в практике Пранаямы для достижения наилучших результатов.

20. Обычно кожа носа мягче, чем кожа на кончиках пальцев. Когда пальцы расположены на носу, их кончики напряжены сильнее. Чтобы ослабить напряжение, левой рукой оттяните назад кожу пальцев правой руки, от кончиков к суставам (фот. 133 и 134) Следите, чтобы кожа ноздрей и кончиков пальцев была одинаково мягкой Это делает слизистую оболочку пассивной и восприимчивой Тогда входящий и исходящий токи дыхания движутся плавно, мягко и правильной формой, проходя слизистую. Такая восприимчивость слизистой обоЯочки помогает пальцам, участвующим в пранаяме, постигать, чувствовать, проверять, регулировать и продлевать поток дыхания и его продолжительность. Для плавного и мягкого прохождение воздуха через слизистую оболочку пальцы на коже носа необходимо расположить точно и использовать их чувствительность.

21. Чем мягче и чувствительней кожа кончиков пальцев, тем более тщательным может быть контроль дыхания. Носовые проходы в каждой ноздре расширяются или сужаются очень легким и чутким надавливанием, чтобы регулировать поток дыхания и тонкие виды энергии, связанные с ним.

Фото 132 Фото 133 Фото 134

22. Не защемляйте и не раздражайте нос (фот. 135), не нарушайте положение носовой перегородки (фот. 136) Это не только нарушает поток дыхания через ноздри, но также заставляет подбородок склоняться к ущемленной стороне. Не делайте пальцами резких движений. Они должны быть чуткими и в то же время достаточно подвижными, чтобы правильно отрегулировать расширение или сужение носовых проходов.

23. Когда в слизистой ощущается сухость или раздражение, ослабьте нажатие пальцев, не теряя контакта, который способствует току крови. Это сохранит кожу носа и кончиков пальцев свежими, чистыми и восприимчивыми. Иногда, если кожа влажная, можно оттянуть вниз левой рукой наружную кожу носа (фот. 137 и 138)

24. Следите, чтобы подбородок не двигался вправо, когда вы поднимаете руку к ноздрям

Фото 135 Фото 136 Фото 137 Фото 138

25. У людей, использующих в праеаяме правую руку, подбородок и голова имеют тенденцию склоняться вправо, когда давление пальцами сменяется с левой стороны на правую. Те же, кто использует левую руку, могут отклонять подбородок и голову влево. Научитесь сохранять середину подбородка на одной линии с серединой грудины

26. Во время вдоха ноток воздуха через слизистую оболочку носа вверх, а во время выдоха вниз. Бессознательно пальцы следуют за дыханием. Верните их в нормальное положение, подвинув пальцы против потока воздуха,

27. В пранаяме дыхание входит в нос в центральной части, по бокам носовой перегородки, проскальзывая без усилий мимо нее, и затем движется вниз, в легкие Выходитдыхание по наружному краю ноздрей возле щек, Используйте кончики пальцев различно для вдоха и выдоха

28. Разделите кончики пальцев на две области: наружную, среднюю и внутреннюю (фот, 139) Во-время вдоха наружная область используется для контроля входящего дыхания, средняя для стабилизации, и внутренняя для направления дыхания в бронхи.

Фото 139

29. При вдохе верхняя (внутренняя) часть кончика пальца оказывает легкое надавливание с целью сузить проход в основании носа. Действия пальцев можно сравнить с водой, отводимой из резервуара на близлежащие поля. Воздух действует, как резервуар, кончики пальцев как ворота шлюзов, через которые вода устремляется в ирригационные каналы бронхи. Поток контролируется воротами шлюзов, которые усмиряют мощь потока и контролируют уровень воды в канале. Каналы разветвляются на ирригационные канавы, по которым вода поступает на поля и питает урожай Бронхи разветвляются на бронхеолы, чтобы донести вдыхаемый воздух в самые отдаленные утолки альвеол.

30. При выдохе внутренняя часть кончиков пальцев используется для контроля, средняя — для стабилизации и ослабления силы дыхания, а наружная часть для направления дыхания. Если при выдохе узкие (внутренние) области кончиков пальцев используются так же, как и при вдохе, то результатом будет ощущение удушья. Ослабьте нажатие внутренними областями кончиков пальцев, а наружные части напрягите я сделайте их устойчивыми Это сделает исходящий ток дыхания плавным Выдох можно уподобить течению реки к морю. Поток дыхания из альвеол подобен бегу воды в горных источниках, которые растворяются в ручьях, бронхеолах Ручьи соединяются в притоки и, наконец, величественная река простирается в своей дельте, чтобы встретиться с морем Воздух в бронхиолах течет в бронхи и отсюда - в носовую полость, дельту, чтобы встретиться с океаном атмосферы.

31. Если звук дыхания груб, или дыхание - - быстрое, причина этому - слишком широкие носовые проходы. Поток воздуха становится более плавным, если сузить проходы. Если поток дыхания правильный и равномерный, то в кончиках пальцев ощущается мягкая вибрация. Прислушивайтесь к резонирующему звуку дыхания и улучшайте его Если звук не резонирующий, а грубый и жесткий, это указывает на то, что кончики пальцев расположены вертикально по отношению к ноздрям (фот. 130). Расположите их горизонтально.

32. Действуйте, сохраняя полное понимание того, что происходит между кончиками пальцев и слизистой оболочкой носа. Только прикосновение, равновесие и непрерывное надавливание кончиками пальцев, направляющее поток дыхания, могут привести к совершенству в пальцевой пранаяме.

Фото 140 Фото 141 Фото 142

33. Подобно тому как мягко мы вдыхаем тонкий аромат цветка, практикуйте нракаяму, как втягивание в себя аромата воздуха

34. Если вдох, дольше выдоха, это указывает на большую бло-кированностъ носовых проходов во время вдоха, чем во время выдоха Чтобы увеличить продолжительность выдоха, мягко уменьшите давление пальцами во время вдоха, но увеличьте время выдоха. Если же выдох больше вдоха, поступайте наоборот. По достижении равной продолжительности вдоха и выдоха в течение периода времени, сузьте носовые проходы, чтобы сделать дыхание глубоким и долгим и в то же время плавным и тонким. Слишком сильное давление или отсутствие его делает кончики пальцев нечувствительными Необходимая чувствительность может быть достигнута только практикой и опытом.

35. Отметьте плавность и длительность первого вдоха и стремитесь сохранить её во время выдоха Первое дыхание - всегда определяющее. То же самое справедливо, когда вы увеличиваете продолжительность задержки и вообще во всей практике Правая мы, так как ритм и равновесие - - вот секрет йоги.

36. Мы бессознательно своим дыханием творим молитву «Со хам», «Он (Сах) - Бессмертный Дух - - есть я (Ахам) в дыхании».

Вдох течет со звуком «Сах», а выдох — со звуком «Ахам». Эта неосознаваемая молитва (джапа) произносится без понимания ее значения (артха) и ощущения (бхвана). Когда практикуете права-яму, прислушивайтесь к этой молитве с пониманием и ощущением ее, тогда это осознание становится наданусандхана — nadanusandhana (нада — звук, анусандаана — поиск), в котором садха-ка растворяется в звуке своего дыхания. Это позволяет ему воспринимать входящее дыхание как эликсир жизни и благословение Господа, а исходящее дыхание — как сдачу себя Ему.

[1] Этот звук не передается русским «х», а скорее является придыханием.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство дыхания

Pranayama Dipika.. В К S lyengar.. Introduction by Yehudi Menuhin..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство расположения пальцев

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Молитва
Я приветствую Господа Ханумана, Господина Дыхания, Сына Бога Ветра — Имеющего пять лиц и обитающего внутри нас В форме пяти ветров или энергий.

Т. Кригинамачарья
  1. «Взгляд на Пранаяму», написанный Б. К. Сундара Раджа Айенгаром, — это свежее, современное представление древней науки йоги. 2. Этот труд относитс

Иегуди Минухина
  Б К С Айенгар проделал в области столь трудной для понимания Пранаямы, представляющей собой движение дающего жизнь живущим на Земле воздуха, такой же груд, какой он посвятил физичес

Пранаяма
16. Пранаяма — это сознательное продление вдоха, задержки дыхания и выдоха. Вдох — это акт получения-первичной энергии в виде дыхания, а задержка — это процесс, когда дыхание задерживается, чтобы в

Дхарана, Дхьяна и Самадхи
18. Дхарана — это концентрация в одной точке или тотальное внимание, сосредоточенное на процессе деятельности, когда ум неподвижен и спокоен. Она стимулирует внутреннее осознавание, с тем чтобы инт

Читта и Прана
8. Читта и прана находятся в постоянном взаимодействии. Где есть читта, там сосредоточена прана; где находится прана, там — средоточие чипы. Читта похожа на машину, приводимую в движение двумя могу

Пранаяма
10. «Прана» означает воздух, дыхание, жизнь, витальность, энергию или мощь. Используемая во множественном числе, она означает определенные витальные дуновения или потоки энергии (прана-вайю), «аяма

Почему существует так много пранаям?
4. Множество асан возникло с целью тренировки различных частей тела — мышц, нервов, органов и желез, и в результате весь организм был здоровым и гармонично работал. Окружающая среда человека, его к

Четыре ступени Пранаямы
5. В третьей главе «Шива Самхита» описывается четыре ступени (авастха) пранаямы. Это: а) начальная стадия (арамбха), б) настойчивое стремление (гхата), в) сокровенное знание (пари-чайя) и г) достиж

Дыхательная система
7. Чтобы дать возможность читателю ясно представить себе, как пранаяма улучшает работу человеческого тела, важно иметь некоторые знание о респираторной (дыхательной) системе. Они будут обсуждаться

Грудная клетка
22. Грудная клетка сформирована ребрами» в ней расположены легкие и сердце. Форма ее напоминает усеченный конус, узкий вверху и расширенный внизу. Верхняя часть грудной клетки заканчивается

Легкие и Бронхиальное Дерево
Диафрагма Рис. 16. Диафрагма, поднимающая плавающие ребра во время

Позвоночник
30. Позвоночный столб следует держать прочно, подобно стволу дерева Спинной мозг защищен тридцатью тремя позвонками. Семь позвонков шеи называются шейным отделом. Ниже располагаются двенадцать дорс

Грудина
31. Грудина состоит из трех частей В процессе дыхания вершина и основание должны находиться перпендикулярно земле Используйте их как поддержку при поднятии ребер, движущихся подобно ручкам корзины,

Нади, начинающиеся с точки под пупком
4. Двенадцатью пальцами выше ануса и гениталий и прямо под пупком расположен яйцеобразный сосуд, называемый канда. В текстах говорится, что от него берут начало 72000 нади и распространяются далее

Нади, начинающиеся в сердце
7. Согласно Катхо Упанишаде (VI, 16, 17) и Прасно Упани-шаде (III, 6), Атма, о которой говорится, что она имеет величину большого пальца руки, пребывает в сердце, от которого отходят лучами

Дхамани и Сира
11. Нади, дхамани и сиры, представляют собой трубчатые органы или каналы внутри физического и тонкого тел, проводящие энергию в разных формах. Слово «дхамани» произошло от «дхамана», означающего па

Нади и циркуляция
13. Шива Самхита (V, 52 — 55) гласит, что когда пища переваривается, лучшая ее часть проходит по нади для питания тонкого тела (сукшма шарира), средняя часть поступает в плотное тело (стхула шарира

Кундалини
18. Кундалини — это божественная космическая энергия. Слово это происходит от «кундала», означающего кольцо или виток спирали. Покоящаяся энергия символизируется спящей змеей, свернутой спиралью в

Характеристики пригодности
6. Мастерство в овладении алфавитом ведет к мастерству в овладении языком. Пранаяма — это корень духовного знания, знания Самости (Атма джнана). 7. Мастерство в Пранаяме — это следующая ст

Позвоночник
27. Позвоночник человека можно сравнить с индийской лютней - - виной Корпус вины (тыква) - это голова, которая порождает звук. Нос • это мост, который контролирует звуковые вибрации, вызванные вдох

Глаза и уши
33. Пранаяму следует выполнять с закрытыми глазами, а асаны - - с открытыми. 34. Закрывайте глаза мягко, и смотрите вовнутрь вниз на сердце, не напрягая глазные яблоки. Это внутреннее набл

Пранаяма для женщин
60. В период беременности женщина может выполнять все виды пранаямы, кроме капала-бхати, бхастрики, висама вритти пранаямы, антара кумбхаки с длительной задержкой и бахья кум-бхаки с уддийяной. Сле

Как нужно сидеть
1. В Бхагавад-Гите (VI, 10-15) Кришна объясняет Арджуне, какую практику следует выполнять йогину, чтобы очиститься: '10 «В тайном месте, в одиночестве, пусть йогин постоянно будет в

Падмасана
16. Сядьте на основание таза после выполнения падмасаны. Обе ягодицы равномерно расположите на полу. Если вы опираетесь на одну из ягодиц сильнее, позвоночник не будет ровным. Прижмите бедра к полу

Туловище
18. Туловище, или торс, играет наиболее важную роль в практике пранаямы. Сохраняйте энергичную активность тела, ноги и руки - пассивными, как во сне, область от шеи до макушки - в чистом состоянии

Три важнейшие области
25 Запомните три важнейшие области тела: 1) промежность между анусом и гениталиями; 2) крестец и первый поясничный позвонок;

Кожа туловища
26. Подобно птице, расправляющей крылья в полете, держите лопатки опущенными и расправленными по обе стороны позвоночника. Затем кожа на лопатках движется вниз, и спинная сторона подмышек оказывает

Онемение ног
35. Сидение в любой позе для пранаямы вызывает онемение в ногах, гак как сидение в одной и той же позе ограничивает кровоток. Однако это легко исправить Выполните шавасану в течение двух-трех минут

Руки и плечи
Фото 46 36. Разверните плечи в направлении

Голова и горло
Фото 47

Глаза и уши
42 Глаза контролируют движения мозга, уши контролируют движения ума Это реки, несущие мозг и ум к морю души. Пранаяму следует практиковать с закрытыми и неподвижными глазами и ушами, восприимчивыми

Джаландхара бандха
5. Первая бандха, которой должен овладеть садхака; джа ландхара бандха, джала означает сеть, сплетение или петлю, Ею овладевают при выполнении сарвангасаны и ее цикла, где грудина давит на подбород

Техника
а) Сядьте в удобной позе, например, сиддхасане, свастикасане, бхадрасане, вирасане, баддхаконасане или падмасане (см. фот. 3 -4). б) Держите спину прямо. Поднимите грудину и переднюю часть

Результаты
Солнечное сплетение расположено в центре туловища. Согласно йоге, это местопребывание пищеварительного огня (джа-тарагни), который сжигает пищу и порождает жар Лунное спле-тение находится в центре

Техника
Сначала овладейте уддийяной в положении стоя, как будет описано ниже. Только затем вводите ее в практику Пранаямы, сидя и выполняя бахья кумбхаку (интервал между полным выдохом и началом вдоха). Ни

Результаты
Говорят, что посредством уддийяна бандхи великую птицу прану вынуждают взлететь через сушумну, главный канал нервной энергии, который расположен внутри позвоночного столба (меру-данды). Это - лучша

Мула Вандха
Мула означает корень, начало, источник или причину, базис, основание. Это относится к основной области между анусом и гениталиями Сократитемышцы этой области и поднимите их вертикально по направлен

Техника Антара Кумбхаки
a) Не пытайтесь задержать дыхание после вдоха (антара кумбхака) до тех пор пока не овладели техникой глубоких вдоха и выдоха (пурака и речака) Не пытайтесь задерживать дыхание после выдоха (бахья к

Техника Бахья Кумбхаки
а) Бахья кумбхака (задержка дыхания после полного выдоха) бывает двух видов: «задумчивая» и динамическая. Первая практикуется без уддийяны. Она выполняется для того, чтобы сохранять спокойствие сад

Что такое Джапа?
1. Хотя душа и свободна от причины и следствия, радости и печали, она захвачена турбулентной активностью ума. Назначение мантра джапы — контролировать и концентрировать возбужденный ум на единствен

Самавритти Пранаяма
3. «Сама» означает равный, идентичный или одинаковый способ. В самавритти пранаяме делается попытка достичь одинаковой продолжительности всех четырех процессов дыхания: вдоха (пу-раха), задержки (а

Висамавритти Пранаяма
13. Висама означает неравномерный, несимметричный. Висамавритти пранаяма называется так потому, что продолжительность пураки, антара кумбхаки, речаки и бахъя кумбхаки варьируют. Это ведет к прерыви

Техника
Фото 90 1. Расстелите одеяло, сложи

Техника
1. Лягте, следуя инструкциям, данным в пунктах 1 и 2 ступени I (фот. 89) 2. Закройте глаза, не напрягая при этом глазные яблоки, сохраняйте их пассивными и восприимчивыми и обратите взгляд

Техника
1. Лягте, как это описано в ступени I, пунктах 1 и 2. Затем следуйте инструкциям, данным в ступени II, пунктах 2 и 4. 2. Расслабьте диафрагму и растяните ее в стороны во время вдоха, не ра

Техника
1. Сядьте в падмасану, сиддхасану, свастикасану или вирасану, или же в любую другую удобную позу. 2. Посидите немного спокойно, прочно удерживая позвоночник и спину прямымии, но спинные мы

Техника

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1-7 ступени V и выдохните (фот. 96) 2. Тщательно вдохните через нос - - медленно и глубоко, следуя технике, описанной в пун

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя техникам, данным в пунктах 17 ступени V и выдохните из легких весь воздух (фот. 96), 2. Сделайте глубокий, медленный, равномерный вдох через нос.

Техника
1. Сядьте в любой удобной позе, следуя техникам, данным в пунктах 1 — 7 ступени V, и выдохните (фот. 96) 2. Вдохните и задержите дыхание. Держите туловище устойчиво и будьте внимате

Результаты
Практика сахита антара кумбхаки развивает гармонию между дыханием и легкими, между нервами и умом. Если выполнять ее правильно, она вызывает динамическое состояние, в котором тело ощущается как до

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 - - 7 ступени V, и выдохните весь воздух, находящийся в легких (фот. 96). 2. Вдохните нормально и выдохните равномерно и

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1-7 ступени V, и выдохните из легких весь воздух (фот. 96).

Техника
фото 103 1, Сядьте в любую удобную позу, с

Техника
1. Сперва выдохните (фот. 96). 2. Глубоко вдохните. После полного вдоха задержите дыхание (аятара кумбхака) на десять секунд (фот. 101), 3. Глубоко выдохните. После полного

Техника
1. Полежите спокойно несколько минут, как в ступени I удджайи, желательно используя дощечки или подушки, как описано в начале Главы 19. 2. Следуйте техникам, данным в пунктах 2, 3 и 4 уддж

Техника
1. Спокойно полежите несколько минут, как в удджайи, ступень I, затем следуйте технике, описанной в пунктах 2, 3, 4 удджайи, ступень П. Выдохните весь находящийся в легких воздух (фот. 91).

Техника
1. Полежите спокойно несколько минут, как в ступени I удджайи, затем следуйте технике, данной в пунктах 2, 3, 4 ступени II удджайи, и выдохните (фот. 91). 2. Теперь начинайте прерывистый в

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи. Выдохните без напряжения (фот 96). 2. Теперь начинайте прерывистое дыхание следующим образом. Вдых

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи. Выдохните без напряжения (фот. 96). 2. Сделайте глубокий долгий вдох без перерывов, за один прием.

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи Выдохните без напряжения (фот. 96). 2. Теперь начинайте прерывистый вдох, следуя технике пункта

Техника
1 Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи. Выдохните глубоко, без напряжения (фот 96) 2. Начинайте прерывистый вдох, как описано выше в пун

Техника
1. Посидите некоторое время, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи. Медленно выдохните до совершенного опустошения легких, но без напряжения (фот. 96). 2. Сделайте гл

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните весь воздух из легких, не напрягаясь (фот. 96). 2. Начинайте прерывистый вдох, описа

Техника
Фото 105

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1—7 удджайи, ступень V. Выдохните весь находящийся в легких воздух (фот. 96). 2. Сделайте короткий сильный вдох и вытолкнит

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике пунктов 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните из легких весь воздух (фот. 96). 2. Приведите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22

Техника
1. Сядьте- в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните из легких весь воздух (фот. 96). 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пун

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните весь воздух из легких (фот. 96). 2. Поднимите правую руку к носу, как описано в пунктах

Капалабхати пранаяма
Некоторые называют кападабхати пранаямой, другое — крийей (капала означает череп, а бхати — свет иди блеск). Капалабхати аналогична бхастрике, но мягче ее. В капалабхати вдох медленный, выдох сильн

Техника
Фото 143

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах I — 7 удджайи, ступень V Выдохните весь воздух из легких (фот, 96) 2. Теперь вдохните, следуя технике пунк

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах I - 7 удджайи, ступень V, Глубоко выдохните (фот. 96). 2. Теперь вдохните, следуя технике пунктов 2 — 6 ступени I (фот 144)

Ситкари
Ступень Пурака Антара Кумбхака Речаха   Голова Прямая

Техника
1. Сядьте в любой асане, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V, Выдохните из легких весь воздух (фот. 96). 2. Глубоко вдохните через обе ноздри, пока легкие не напол

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96). 2. Вдохните, следуя технике, описанной в пунктах 2 и 3 ступени 1а (фот 98)

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1— 7 удджайи, ступень V. Выдохните из легких весь воздух (фот 96) 2. Вдохните, следуя технике, описанной в пункте 2 ступени 1а (фо

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Глубоко выдохните (фот. 96). 2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2 ступени 1а (фот. 98).

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя такой же технике, как в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96). 2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2, ступени 1а (фот. 98).

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V, и выдохните (фот. 96). 2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2, ступени 1а (фот 98).

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните (фот. 96). 2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2 ступени 1а (фот. 98).

Техника
1. Сядьте в любую удобную асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните (фот 96). 2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2 ступени 1а (фот 98)

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96). 2. Приведите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 Главы 22 о пальце

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96). 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальц

Техника
Фото 145 1. Сядьте в любую асану, следуя т

Техника
1. Сядьте в любую удобную асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96). 2. Поднимите правую руку к ноздрям. Теперь вдохните, следуя технике,

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1—7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96), 2. Поднимите руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаям

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1—7 удджайи, ступень V Выдохните весь находящийся в легких воздух (фот. 96) 2. Поднимите правую руку к носу, как описано в пунктах

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96). 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцево

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот 96) 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V Глубоко выдохните (фот 96) 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл 22 о п

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике пунктов 1 — 7 уд-джайи, ступень V. Глубоко выдохните (фот. 96) 2. Вдохните через правую ноздрю, медленно, глубоко и полностью, следуя технике

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике пунктов 1 — 7 уд-джайи, ступень V Выдохните весь воздух из легких (фот 96) 2. Вдохните через правую ноздрю, медленно, глубоко и полно, следуя техник

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике пунктов 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните из легких весь воздух (фот 96) 2. Вдохните, следуя технике, описанной в пунктах 2 и 3 ступени II (фот 145

Чандра Бхедана Пранаяма
Эта пранаяма была описана в Йога Чудамани Упанишаде (95 — 97), без упоминания названия чандра бхедана, а только дан метод ее выполнения. « Чандра» означает «луна» В чандра бхедана п

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме, и сузьте

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1—7 удджайи, ступень V 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме.

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V 2. Вдохните, следуя технике, данной в пунктах 2 — 4 ступени 1а(фот 110) 3. Закройте обе ноздри п

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах I — 7 удджаии, ступень V. 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме.

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V 2. Поднимите правую руку к ноздрям и сузьте оба носовых прохода кончиками пальцев, выдохните через обе

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано выше, и вдохните, следуя технике, данной в пунктах 3

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 4 ступени 1а 2. Когда почувствуете, что легкие совершенно наполнены, закройте обе ноздри и выполните внутреннюю задержку с

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 6 ступени 16, сохраняя закрытой левую ноздрю (фот. 111). 2. Когда легкие наполнятся до предела, закройте обе ноздри и выполнит

Результаты
Практика мула и уддийяна бандх во время задержки очищает и укрепляет нервную систему садхаки, делая ее способной противостоять превратностям жизни, подготавливает его к дхьяне. В яади садх

Свобода и блаженство
Глава 29. Дхьяна (Медитация) 1. Дхьяна означает погруженность Это искусство самоисследования, размышления, тонкого, осторожного наблюдения или поисков Безграничного внутри

Сабиджа или Сагарбха дхьяна
15. В медитации начинающим часто дается повторение мантры, с тем чтобы успокоить их блуждающий ум и удержать их на расстоянии от мирских желаний. Сперва мантру следует повторять вслух, затем — в ум

Техника
1. Медитация — это техника взаимопроникновения пяти оболочек (кош) садхаки, направленная на то, чтобы соединить их в единое гармоничное целое. 2. Тело известно как город Брахмы (Брахмапури

Регулирование положения тела
8. Не выполняйте джаландхара бандху,а в остальном следуйте инструкциям, данным в гл II об Искусстве Сидения 9. Поднимайте переднюю и заднюю части тела равномерно, внимательно и ритмично, б

Глаза и уши
15. Закройте глаза и смотрите внутрь Закройте уши для внешних звуков Вслушивайтесь во внутренние вибрации и следуйте за ними, пока они не растворятся в своем источнике Всякая рассеянность или недос

Результаты медитации
1. В медитации ум находит свой источник и успокаивается, как ребенок отдыхает на коленях у матери. Йогин, открыв место своего успокоения и духовные небеса, видит всеначальную реальность вокруг и вн

Ступени Сознания

Техника
1. Необходимо описать во всех деталях технику практики шивасаны Однако новичков не должно смущать овладение деталями Когда впервые учатся водить машину, обычно ошибаются. Даже с помощью инст

Время и Место

Регулирование положения тела
5. Шавасана представляет собой положение лежа, вытянувшись в длину на спине, на расстеленном на полу одеяле Обозначьте на нем прямую линию, чтобы правильно расположить тело (фот 151). Сядьте на про

Туловище
9. Прижмите верхушку каждой лопатки к полу (фот- 163 и 164), Расправьте кожу верхушки грудной клетки от ключиц к лопаткам и отрегулируйте положение спины, так чтобы правильно расположиться на подст

Снятие Напряжения
13. Сначала научитесь расслаблять заднюю часть тела от туловища до шеи, руки и ноги. Затем расслабьте переднюю часть тела от лобковой кости до горла, где собираются эмоциональные вибрации, а затем

Чувства
17. Глаза. В шавасане садхака обращает свой взгляд вовнутрь и смотрит внутрь себя. Такая интроспекция подготавливает его к пратьяхаре, пятой из восьми ступеней Йоги, где чувства обращены внутрь, и

Дыхание
22. Следите за тем, чтобы дыхание совершалось равномерно через обе ноздри Начните с нормального вдоха, а выдохните мягко, глубоко и за большее время. У некоторых людей глубокий вдох порождае

Особые предостережения
Люди, страдающие от высокого кровяного давления, гипертонии, болезней сердца, эмфиземы или беспокойства должны лежать на деревянных дощечках и класть под голову подушки (фот. 80—82).

Курсы Пранаямы
Курс Пранаямы здесь разделен на пять ступеней: подготовительную, начальную, промежуточную, продвинутую и высокоинтенсивную Эти ступени Пранаямы даны для ежедневной прак гики с указанием времени, ко

ПЕРВЫЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ) КУРС.
Недели Пранаяма Ступени Время в минутах 1 и2 Удджайи I и II 7-8 каждая

ВТОРОЙ (НАЧАЛЬНЫЙ) КУРС.
Недели Пранаяма Ступени Вречя в минутах с 26 до 28 Удджайи VII  

ТРЕТИЙ (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ) КУРС.
Недели Пранаяма Ступени Время в минутах с 63 до 67 Вилома III

Б. К. С. Айснгар
Если анулома, сурья бхедана и нади содхана выполняются в первый день, то остальные пранаямы делайте на второй и т. д. с 81 до 85 Закрепление результатов практики В третьем курсе особое вни

ЧЕТВЕРТЫЙ (ПРОДВИНУТЫЙ) КУРС
Недели Пранаяча Ступени Время в минутах с 121 до 125 Сурья бхедана

ПЯТЫЙ (ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЙ) КУРС
Недели Пранаяма Ступени Время в минутах с 171 до 175 Нади содхана

НЕДЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Понедельник Нади с одхана Ib 15 — 20   Удджайи XI 15—20

Глоссарий
А — отрицательная частица, означающая «не», как в слове «ненасилие». Абхайя (abhaya) — свобода от страха. Абхинивеша (abhinivesa

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги