рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВТОРА И РЕДАКТОРА

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВТОРА И РЕДАКТОРА - раздел Полиграфия, КАК ИЗДАТЬ КНИГУ   Хорошо Известно, Что «Дабы Переманить У Конкурента Популярног...

 

Хорошо известно, что «дабы переманить у конкурента популярного автора, некоторые издатели пускаются во все тяжкие» [31]. Да и авторы подчас устраивают своеобразные межиздательские аукционы. На мой взгляд, куда более перспективный путь – самим издателям (особенно нестоличным) выращивать «чемпионов издаваемости». Поэтому так важна работа редакторов, на плечах которых лежит тяжкий груз сортировки «самотека». Редактор призван не только забраковать не удовлетворившее его произведение. В первую очередь, ему следует попытаться разглядеть в рукописи то ценное, вычленив и соответствующим образом доработав которое, можно получить книгу – вполне конкурентоспособный товарный продукт.

С одной стороны, автор занят поиском издателя. Но издатель тоже не может сидеть сложа руки в ожидании интересного предложения. Исходя из профиля деятельности издательства, он посвящает значительную часть времени поиску новых идей и их исполнителей. Разумеется, все это осуществляется в пределах имеющихся у издательства финансовых возможностей. Когда об издателях говорят как о лицах, принимающих ответственные решения, в виду имеется то, что наряду с менеджерами коммерческого отдела сюда входит и старшее звено редакторов.

Редактор, как известно, генератор и сортировщик идей. В своей деятельности ему необходимо хорошо ориентироваться в проблематике, которой занимаются представители интересующего его литературного направления, быть знакомым с текущей литературой, посещать научные конференции (если это редактор научного издания), просматривать сборники научных трудов и соответствующие журнальные публикации. Все это с одной-единственной целью – выловить то новое, на основе чего может быть создана книга, для которой соотношение между тиражом, стоимостью и сроками реализации окажется выгодным для издательства.

Многие ученые-авторы ставят во главу угла не величину авторского вознаграждения, а качество и сроки редакционно-издательской подготовки, наличие в издательстве единомышленников, заинтересованных в выпуске книг именно этого автора. Такое содружество оказывается наиболее плодотворным, обеспечивая со временем сосредоточение вокруг издательства интеллектуальной элиты. Между прочим, постоянные авторы и являются наилучшими помощниками редакторов, подпитывая их оригинальными идеями и советами, указывая на кандидатуры возможных исполнителей [26].

Если речь идет о редакторе издательства, выпускающего литературу для массового потребителя (в обиходе почему-то укоренилось определение «коммерческое издательство», будто научное или узкоспециализированное издательство изначально является убыточным) [30], то круг забот здесь несколько иной. Как правило, читательская аудитория научной книги известна заранее, поэтому легко прогнозируются приемлемые для нее цены и тиражи, в то время как публикация коммерческой продукции (при большой доходности этой деятельности в целом) связана все же со значительным финансовым риском каждого отдельно взятого проекта.

Деятельность «коммерческого» редактора также можно охарактеризовать как постоянный поиск. Успех этого человека, а вместе с ним и его издательства, зависит не в последнюю очередь от умения вычленять и взвешивать все плюсы и минусы проносящихся в голове идей, способности убеждать в своей правоте руководство коммерческого отдела и издательства в целом и последующей эффективной реализацией замыслов.

Постоянно пополняя идеи, издательство ведет уже плановую работу по их реализации. Что-то может получиться, что-то – нет. Но дабы обезопасить себя от случайностей, его коллектив следит за тем, чтобы редакционный портфель всегда был полон. В зависимости от готовности рукописей, каждые полгода формируется производственный план. Кстати, большинство современных российских издателей руководствуются в своей деятельности одной-двумя основополагающими идеями [13].

Не следует ожидать получения идеальной по готовности к публикации рукописи. Традиционными являются следующие этапы ее доработки: авторская доработка в соответствии с пожеланиями издательства, научная и литературная редактура, корректура. Перечень требований по доработке определяется издателем по итогам рецензирования рукописи на основе учета ее видо-типологических признаков и оценки качества написания рукописи и в процессе моделирования продаж будущей книги (концепцией ее рекламы, возможностью «вписывания» ее в серию и т.д.).

Автор может принести «сырую» рукопись, набор не связанных, на первый взгляд, частей, то, из чего еще предстоит «вылепить» книгу. Подчас он просто не владеет русским литературным языком, не имеет понятия о стиле и т.п., предлагает к изданию текст, напоминающий словесную головоломку. Если издатель все же «загорится» предложенным проектом, на его плечи ляжет забота по подбору высококвалифицированного редактора (по сути соавтора), который, руководствуясь замыслом автора и постоянными консультациями с ним, переработает представленный материал.

В процессе редакторской подготовки рукописи к изданию могут выполняться следующие операции [17]:

литературная правка;

литературное редактирование, когда редактор, бережно относясь к индивидуальным особенностям авторского стиля, высказывает отдельные пожелания, внося исправления лишь с согласия автора;

вычитка, во время которой редактор должен проверить правильность написания всех известных имен, географических названий и т.п.;

унификация в целях проверки единства употребления в тексте принятой терминологии, имен и т.п.;

по итогам выверки и унификации составляется спецификация рукописи, которая поступает корректору;

«упорядочивание» рукописи, при которой разделы, образующие книгу, располагаются в определенном порядке с учетом предопределенной в издательстве структуры книги (статья может оказаться как предисловием, так и послесловием к основному произведению, пояснения к тексту даются иногда в виде сносок, а иногда как комментарии в конце книги, колонтитулы, бывает, предусматриваются, а бывает – нет);

научно-справочный аппарат, выходные сведения и т.п. проверяются на соответствие требованиям действующих ГОСТов [28].

Многие авторы представляют в издательства текст на дискетах. В этом случае редактору представляется экземпляр распечатки содержимого дискеты (при считке дискеты могут возникнуть компьютерные сбои, компьютер автора может быть «заражен» вирусом и т.п.) или распечатывать текст в издательстве и передавать распечатку автору на подпись. Лишь после того, как будет получено подтверждение о ее соответствии исходной рукописи, редактор может начинать работу.

Все операции по доработке рукописи редактор осуществляет в постоянном взаимодействии с автором. Следует помнить, что в соответствии с законодательством об авторском праве только после согласия автора с предложенными изменениями в рукописи (желательно путем подписания им каждой страницы) ее можно отправлять в печать. Строго говоря, автор должен дать согласие на публикацию под одной обложкой с его произведением любых иных материалов: статей, аннотаций, комментариев, иллюстраций и даже рекламы самого издательства.

Особое внимание принято уделять выбору названия книги, оформлению обложки, составлению аннотации и внутренним иллюстрациям, то есть тому набору элементов, которые, воздействуя комплексно, формируют у покупателя подсознательную установку на приобретение книги. Для выбора оптимального соотношения этих элементов издатель должен хорошо представлять себе психологический портрет будущего покупателя, мотивы, которыми тот обычно руководствуется при приобретении книги. Все эти аспекты лучше предварительно обсудить с автором.

Особую роль играют название (нередко с подзаголовком к нему) и аннотация, так как традиционно они составляют основу любого рекламного материала издательства.

При разработке обложки можно руководствоваться одним простым правилом: название книги должно легко прочитываться при ее уменьшении до размера половины спичечного коробка, в противном случае фотовоспроизведение обложки в газетных рецензиях и иных печатных СМИ, способствующих продажам, не будет иметь должной силы воздействия (это требование относится, в первую очередь, к коммерческим изданиям карманного формата) [13].

Макет будущей книги целесообразно «обкатать» в фокус-группе, то есть выявить реакцию специально подобранных экспертов, которые призваны отразить мнение потенциальной читательской аудитории. По итогам обсуждения макет дорабатывается, вновь обсуждается фокус-группой и при положительном решении согласовывается с автором книги. Всем описанным процессом руководит штатный редактор издательства.

 

 

4. АВТОРСКОЕ ПРАВО, ДОГОВОР И ГОНОРАР

 

При издании и реализации книг нельзя не учитывать авторские права. Авторские права – это исключительные имущественные права на использование произведений, охраняемых авторским правом. Они принадлежат авторам и другим правообладателям. Правообладатели имеют право сами использовать охраняемые произведения; они также вправе разрешать другим лицам использовать охраняемое произведение [33].

В статье 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года устанавливается, что «авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. При этом назначение и достоинства произведения, а также способ его выражения не имеют значения для признания объекта охраняемым. Авторское право охраняет произведение независимо от его достоинств. Произведение охраняется с момента его объективного появления, создания: рукопись, рисунок уже охраняются авторским правом. Для возникновения охраны не требуется публикации произведения. Равным образом для получения охраны не требуется никакой регистрации произведения» [11].

Авторские права, которые передаются по издательскому договору, могут передаваться либо как исключительные права, либо как неисключительные права (статья 30 Закона). Положение издательства, которому переданы исключительные права, существенно отличается от положения издательства, получившего только неисключительные права.

Если издательством получены исключительные права, то оно становится законным монополистом на рынке, единственным лицом, которое вправе выпускать в свет произведение, разумеется, в течение срока, на который получены эти права, и в объеме этих прав. Приобретя исключительные авторские права, издательство вправе не только использовать произведение так, как это предусмотрено в договоре, но и запрещать использование произведения другим лицам (например, другим издательствам, типографиям, торговым организациям). Общее правило гласит: все остальные лица, кроме владельца исключительных прав, не могут использовать произведение.

Конечно, в самом издательском договоре могут быть указаны некоторые исключения из этого правила. Например, может быть указано, что сам автор вправе передать другому издательству неисключительное право издать произведение ограниченным тиражом. Предъявлять претензии по поводу того, что третьи лица используют авторские права без разрешения владельца прав, может лишь владелец исключительных прав – издательство, получившее эти права по договору. Но если издательство не будет реализовывать своего права на защиту, то сам автор может потребовать (через суд) запретить незаконное использование произведения (п. 2 ст. 30 Закона).

Неисключительное право, если оно приобретено издательством по договору, дает пользователю право использования произведения, но не дает права преследовать третьих лиц, если они незаконно используют произведение, и не гарантирует издательство от того, что одновременно на рынке не появятся издания того же произведения, выпущенные другими издательствами. Это объясняется тем, что автор, передав неисключительное право одному издательству, может затем передать аналогичные права другим издательствам: второму, третьему и т.д. Закон (п. 4 ст. 30) устанавливает следующую презумпцию (предположение): все передаваемые по договору права считаются неисключительными, если в договоре прямо не указано обратное. Иными словами, если право передается как исключительное, то желательно, чтобы в самом договоре оно было прямо названо «исключительным» либо чтобы в договоре было указано: «В течение срока действия договора автор не вправе передавать третьим лицам права, уступленные по настоящему договору».

Авторский договор между автором и издательством заключается в письменной форме. Достаточно простой письменной формы, но, по желанию сторон или одной стороны, договор может быть зарегистрирован у нотариуса. Никаких типовых или обязательных форм авторских договоров не существует. Прежние типовые издательские договоры утратили силу, но их формы могут применяться в настоящее время по желанию сторон. К формам издательских договоров, которые содержатся в различных машинных базах данных, надо относиться критически, приспосабливая их к специфике издательства и конкретного издания (см. приложение).

Письменный издательский договор может состоять из одного документа, подписанного обеими сторонами, либо из двух или нескольких документов. Например, издательским договором является предложение издательства об издании произведения, содержащее все условия такого издания, плюс ответ автора, содержащий единственное слово: «Согласен». Договор может состоять из нескольких документов: основного текста, приложений, дополнительных соглашений. Необходимо помнить, что письменный договор может быть изменен, прекращен или расторгнут только письменно, а не устным соглашением.

Любой издательский договор рекомендуется начинать строкой, содержащей указание на место и дату заключения договора. Место заключения договора особенно важно указывать в тех случаях, когда стороны находятся в разных странах. По общему правилу договор толкуется по законодательству той страны, где он составлен. Дата договора также имеет важное значение, в частности, при сравнении договора с другими договорами, для определения различных сроков [7].

Название договора, строго говоря, не имеет решающего правового значения, а потому допускается название «Договор». Однако желательно конкретизировать это название, например, «Издательский договор», «Договор о передаче исключительных авторских прав», «Договор о передаче исходных материалов и авторских прав». Издательства, как правило, ведут учет заключенных авторских договоров со сквозной их нумерацией (по годам). Договор без номера или с номером, содержащим добавочную литеру («17а» и т.п.), часто вызывает сомнение в их подлинности.

После названия договора обычно следует преамбула, состоящая из одной фразы: «Настоящий договор заключен между издательством таким-то (далее именуется «Издательство»), от лица которого выступает Иванов Иван Иванович – директор, действующий на основании Устава (или доверенности № такой-то, от такой-то даты), и Поповой Анной Петровной, далее именуемой «Автор». При подписании договора, а также в споре, касающемся договора, могут быть потребованы доказательства того, что лицо, подписавшее договор от издательства, имело на это право (копия Устава, приказ о назначении на должность директора, копия доверенности). Если со стороны автора договор подписывает не автор, а иное лицо, то рекомендуется, чтобы издательство ознакомилось с документами этого лица; если же договор крупный, то желательно иметь и копии этих документов.

Предмет договора должен быть указан как можно более точно. Если произведение уже готово, то должны быть указаны его название, вид, объем и все другие сведения, необходимые для идентификации произведения. Если произведение еще не создано автором, то следует указать его условное название, охарактеризовать его содержание (сюжет), жанр, примерный объем. При этом к договору нужно приложить авторское описание произведения. Вообще в договоре заказа объектом должно быть произведение, уже задуманное автором, может быть даже сложившееся в замыслах автора, но еще «технически» не записанное им. Но если такое произведение будет зафиксировано в договоре не конкретно, то затем, в случае возникновения конфликта, такой договор может быть поставлен под сомнение, ибо в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Закона «предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем». Следовательно, договор не может быть заключен на абстрактные, будущие произведения данного автора. Но если условие о точном и конкретном обозначении заказываемого произведения соблюдено, то нет препятствий к тому, чтобы предметом договора заказа было не одно, а несколько будущих произведений.

После того, как предмет договора будет точно определен, в договор рекомендуется включить статью о гарантиях, которые исходят от автора произведения: «Автор заявляет и гарантирует, что он является единственным автором произведения, что при создании произведения им не использованы авторские и иные права третьих лиц. Автор заявляет и гарантирует, что в настоящее время он является владельцем прав, предоставляемых им Издательству по настоящему договору. В том случае, если к Издательству в связи с использованием произведения в соответствии с настоящим договором будут предъявлены третьими лицами какие-либо претензии или иски, автор будет выступать единственным ответчиком, а Издательство должно быть освобождено от ответственности» [46].

Если в договоре не содержится никаких указаний о проставлении имени автора, то издательство вправе указывать либо не указывать имя автора. Именно поэтому договорные положения об указании имени автора приобретают огромное значение. Обычно автор настаивает, а издательство соглашается, что «имя автора будет обозначено на произведении в обычном порядке». В последнее время участились случаи, когда на произведении по соглашению сторон проставляется вымышленное имя автора – псевдоним. Псевдоним может быть любым но он не должен совпадать с именем известного автора или иного публичного деятеля. Если же российский автор изберет в качестве псевдонима иностранную фамилию, а издательство сопроводит книгу указанием «Перевод с английского», в то время как произведение было написано по-русски, то такие указания будут представлять собой акты недобросовестной конкуренции и преследоваться по Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.

При соавторстве в договоре может быть определена последовательность проставления имен соавторов. При отсутствии таких указаний издательство вправе расположить имена соавторов по алфавиту.

Знак охраны авторского права состоит из условного обозначения ©, рядом с которым указывают наименование владельца исключительных авторских прав и год первого издания произведения. В договоре может устанавливаться обязанность помещения такого знака и сведений, отражаемых в нем. Если в договоре ничего не говорится об этом знаке, то его проставление зависит от желания издательства. Знак охраны авторских прав имеет информационное значение. Его проставление на издании не порождает, а его отсутствие – не влечет прекращения каких-либо авторских прав.

Далее в договоре должны отражаться вопросы о передаваемых правах и о вознаграждении за использование произведения. В связи с важным значением этих вопросов они выносятся в отдельные подразделы договора.

Срок действия договора может быть указан в самом договоре. По общему правилу, после истечения срока действия договора все права возвращаются автору, а издательство уже не может ни печатать новые тиражи, ни допечатывать ранее выпущенные тиражи. Такие действия после истечения срока действия договора считаются контрафактными. Автор может расторгнуть договор, если издательство не выполнит своих обязательств, оговоренных в договоре.

После истечения срока договора у издательства или книготорговых организаций может оказаться, однако, некоторое число ранее изданных, но еще не распроданных экземпляров. Такие экземпляры, конечно, могут распространяться (продаваться) уже после истечения срока договора, и такие действия не должны считаться контрафактными. Тем не менее для того, чтобы избежать каких-либо конфликтов, в договор рекомендуется внести запись о том, что после истечения срока действия договора нераспроданные экземпляры могут находиться в продаже в течение определенного срока (шесть месяцев, один год и т.п.).

Если в договоре срок действия не указан, то по истечении пяти лет с даты его заключения договор может быть расторгнут автором, о чем автор должен письменно уведомить издательство за шесть месяцев до даты расторжения договора (п. 1 ст. 31 Закона). Это значит, что через четыре с половиной года после заключения такого договора издательство может в любое время получить письмо о прекращении договора.

Договор может предусматривать возможность автоматического его продления. В нем может быть, например, предусмотрено, что по истечении трех лет после заключения договор автоматически продлевается на последующий трехлетний срок, если ни одна из сторон не заявит за два месяца до истечения трехлетнего срока о желании прекратить его действие. Вообще срок действия издательского договора может быть как кратким (например, шесть месяцев), так и очень продолжительным (например, весь срок действия авторского права).

Если в договоре отсутствуют условия об ответственности сторон, то нарушитель должен возместить другой стороне убытки, причиненные нарушением. Под убытками понимаются реальный ущерб и упущенная выгода (неполученные доходы). Понятие убытков содержится в статье 15 Гражданского кодекса РФ. Убытки взыскиваются в полном размере, за исключением случая, когда автор в нарушение договора заказа не представляет в издательство произведение: в этом случае он возмещает только реальный ущерб, возникший у издательства.

Договор обычно составляется в нескольких экземплярах с тем, чтобы у каждой из сторон был свой экземпляр. Если у одной из сторон нет экземпляра договора, то такая сторона практически не может защищать свои договорные права, хотя сам договор сохраняет силу.

Договор заканчивается разделом, содержащим сведения о сторонах: для автора – приводятся паспортные данные, включая место жительства (все данные следует проверить по паспорту); для издательства – точное название (по Уставу), номер банковского счета, юридический адрес. Подписи сторон должны соответствовать преамбуле. Вслед за подписью она обязательно расшифровывается.

Авторское вознаграждение выплачивается автору издательством в порядке и размере, установленных в договоре. Практически Закон в настоящее время размеров этого вознаграждения не устанавливает и не регулирует. Стороны должны лишь учитывать нормы, содержащиеся в пункте 3 статьи 31 и в пункте 2 статьи 33 Закона об авторском праве. Пункт 3 статьи 31, прежде всего, рекомендует сторонам устанавливать вознаграждение в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования.

При книжном издании произведения практически это означает, что авторское вознаграждение выплачивается в виде процента от стоимости проданных экземпляров. Закон не устанавливает размера этого процента. Поэтому на практике по соглашению сторон вознаграждение обычно устанавливается в размере 5 или 10% стоимости проданных экземпляров книги, хотя встречаются и более низкие (1-2%), и более высокие (20-25%) цифры.

Указанный процент определяется от дохода, полученного пользователем, то есть издательством. Поскольку издательство обычно продает изданную книгу по оптовой цене, то этот процент исчисляется от оптовой цены книги. Это обстоятельство рекомендуется прямо указывать в договоре, поскольку автор видит книгу в продаже по розничной цене, которая часто значительно превышает оптовую цену.

Размер процента от стоимости проданных книг может быть одинаковым для всего тиража либо может повышаться в случае издания книги большими тиражами или ее переиздания. Например, может быть установлено, что от первых изданных и проданных 10 тысяч экземпляров автор получает 10%, от вторых 10 тысяч экземпляров – 12% и т.д. Повышение размера отчислений, выплачиваемых автору, вполне логично, ибо себестоимость каждого последующего тиража меньше, чем предыдущего. Вместе с тем пункт 3 статьи 31 Закона, предписывая установление размера вознаграждения в виде процента от дохода, делает это в довольно мягкой форме: указывается, что если такой способ исчисления вознаграждения невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, то вознаграждение может определяться иным образом. Практически это означает, что в любом случае стороны могут согласиться на иной способ определения размера вознаграждения.

Автор литературного произведения не вправе требовать (особенно после подписания договора) определения размера вознаграждения в процентах от дохода, если в книге имеются иллюстрации или произведения других авторов, если книга издается в серии и т.п. Довольно часто авторское вознаграждение устанавливается от числа выпущенных экземпляров (а не от числа проданных экземпляров). Во многих случаях автор получает – по договору – твердое вознаграждение за весь тираж или за определенное число выпущенных экземпляров. Так, в договоре может быть указано, что издательство платит автору по 50 рублей за машинописную страницу текста с правом издания книги тиражом в 40 тысяч экземпляров; издательство вправе издавать дополнительные тиражи книги, причем за каждые дополнительные 30 тысяч экземпляров автору выплачивается вознаграждение в размере 50 рублей за машинописную страницу. Автор и издательство могут предусмотреть в договоре выплату автору разового вознаграждения. В этом случае, однако, в договоре должен быть обязательно указан максимальный тираж издания.

Вознаграждение может быть выражено в рублях, в минимальных размерах оплаты труда или в иностранной валюте (обычно – в долларах США). Выражение размера вознаграждения в минимальных размерах оплаты труда или в иностранной валюте дает возможность значительно смягчить последствия инфляции. Разумеется, если вознаграждение выражено в иностранной валюте, то платежи производятся в рублях, но валюта переводится в рубли по официальному курсу на день платежа.

Пункт 2 статьи 33 Закона предусматривает, что если издательство заключает договор заказа, то оно обязано предусмотреть в нем выплату аванса. Размер аванса в Законе не установлен. Более того, из Закона не следует, что аванс должен выплачиваться непосредственно при заключении договора. Авансом следует считать любые суммы, выплачиваемые автору до образования у издательства дохода от продажи произведения.

Обычно в авторском договоре (как в договоре заказа, так и в договоре на готовое произведение) предусматривается выплата аванса в размере 10-20% от всей суммы авторского вознаграждения. Аванс выплачивается либо при заключении договора, либо через короткое время (например, один месяц) после заключения договора. Если в авторском договоре аванс обозначен как «безвозвратный», то он не подлежит возврату, даже если автор не передаст произведение издательству. Если такого обозначения нет, то аванс может быть взыскан обратно.

Аванс может выплачиваться сверх суммы основного вознаграждения либо включаться в общую сумму вознаграждения. В договоре может быть записано: «Вознаграждение автору выплачивается в размере 10% стоимости проданных экземпляров книги (по отпускным ценам издательства). В счет этого вознаграждения при заключении договора автору выплачивается аванс в размере 200 долл. США» или «При заключении договора автору выплачивается аванс и сверх того – 10% от цены проданных экземпляров книги».

Обычно авторское вознаграждение имеет денежную форму. Но оно может быть выражено иначе, например, передача автору в собственность части тиража, направление автора в дом отдыха и т.п. Автор может вообще отказаться от получения вознаграждения или перевести его в какой-либо благотворительный фонд.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КАК ИЗДАТЬ КНИГУ

На сайте allrefs.net читайте: "КАК ИЗДАТЬ КНИГУ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВТОРА И РЕДАКТОРА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВИДЫ РОССИЙСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  До начала перестройки (1984-85 гг.) почти каждое ведомство и министерство имело свое издательство [2]. Эти издательства располагались, как правило, в Москве. Затем их приватизировал

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Анализ литературных источников, теоретические исследования и практическая реализация положений, в процессе подготовки и написания данной работы, свидетельствуют об актуальности, сво

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги