Материал в дизайне.

 

1) ФОРМООБРАЗОВАНИЕ— категория художественной деятельности, дизайнерского и технического творчества, выражающая процесс становления и созидания формы в соответствии с общими ценностными установками культуры и с теми или иными избранными концептуальными принципами, имеющими отношение к эстетической выразительности будущее произведения, функции, конструкции и материалу. В процессе Ф. изделия определяются его функционально-конструктивная, пространственно-пластическая, технологическая структуры.

Композиционное формообразование — процесс пространственной организации элементов изделия, средства и методы которой соотносятся с задачей привнесения человеческой меры в объекты техники, достижения гармонии структурных связей между человеком и вещью, включенной в процесс жизнедеятельности. С этой точки зрения выделяются понятия пропорциональной и масштабной соразмерности, тектоники (работа материала), представление о культурных предпосылках рождения вещи, ее антропометрической структуре, связи со средой. Объектом К.ф. для дизайнера является визуальная, антропометрическая и материальная структура вещи; приемами К. ф выступают стилизация, размерно-модульная и масштабная гармонизация (соразмерность человека и вещи), тектоническое формообразование.

 

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИОННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯприемы и методы, соотносимые с задачей привнесения человеческой меры в объекты, достижения гармонии структурных связей между человеком и вещью, оборудованием, сооружениями и предметно-пространственной средой в целом.

Главное в композиции — решение задач, связанных с соподчинением как соразмерностью и согласованностью пространства, массы и светового потока отдельных элементов композиционной структуры. С помощью этих основных категорий теории композиции организованные пространства, массы конструкций и материала и их световые характеристики объединяются в единое целое. Используя средства композиции мы и создаем не только функционирующий архитектурный или дизайнерский объект, но и его художественный образ.

За каждой из этих категорий стоят конкретные средства композиции. За соподчиненностью — выявление характера объемно-пространственной структуры и тектонических отношений; за соразмерностью — нахождение необходимых пропорций, метроритмических, масштабных и других характеристик реальных архитектурных и дизайнерских структур, способствующих (так же как и в случае с соподчиненностью) оптимальной организации форм, в том числе с точки зрения их гармонизации, за согласованностью — уточнение пластических характеристик этих форм с учетом свето-цветовой среды и условий восприятия объекта или комплекса.

При всей важности правильного использования средств композиции, связанных с категориями соразмерности и согласованности, особое внимание должно быть обращено на такие ее средства, как объёмно-пространственная структура и тектоника, поскольку именно они, прежде всего, связаны с особенностями архитектурного и дизайнерского творчества.

У разных людей существует различное представление о пространстве, разное к нему отношение. По традиции дизайнер и архитектор заботятся главным образом лишь о визуальной организации того, что видно в сооружении, но при этом не всегда учитывают, что каждый потребитель имеет собственное, воспитанное с детства, отношение к пространству, и их восприятие композиции различно. Момент учета «человеческого фактора» здесь очень важен, так как данное конкретное пространство всегда предназначено для конкретных людей, конкретного региона, для конкретного времени, что и отражается на формообразовании как единичного объекта, так и их комплексов.

И в отдельных сооружениях, и в комплексах всегда между собой взаимодействуют внутренние и внешние пространства. Все сложные архитектурные структуры, например, есть лишь производные, рождающиеся в процессе последовательного развития этого исходного единства.

Поскольку возникают разномасштабные структуры, возникает и иерархия отдельных элементов внутри этих структур. Наиболее важные в социально-функциональном отношении участки пространства осмысливаются как «главные места событий», становятся главным элементом всей композиции. Называя этот элемент «святилищем», Л. Кан отмечал, что обслуживающие и обслуживаемые пространства должны быть разделены, и что на этом строится объемно-пространственная структура, а в конечном счете — вся композиция.

Другой аспект организуемого пространства связан с человеком: как именно он воспринимает ее визуально. Отмечая важность этой связи, В. Антонов вводит относимые им к архитектурному языку понятия «пространственной дистанции» или «характера преодоления пространства». Разные пространства, в зависимости от того, каковы их световые характеристики и как они между собой сочетаются, по-разному и воспринимаются, что имеет огромное значение для выразительности композиционных форм.

Весьма характерным средством композиции является тектоника — эстетически осмысленное выражение работы конструктивной структуры в пластике «внешней» формы. Для большинства проектируемых сегодня объектов взаимосвязи конструктивных элементов (их массы) и организуемого отведенного им объема или пространства весьма существенны, т. к. составляют основу их выразительности.

 

2) МАТЕРИАЛ — исходный предмет труда, потребляемый для изготовления изделия. Для дизайнера основной момент, характеризующий понятие М., — его преобразование. Как концептуалист, дизайнер использует в качестве М. своего творчества идеи, ассоциации, концепции, ви­зуальную информацию, а как конструктор — обычные производст­венные М., готовые изделия, полуфабрикаты и т. п. Преобразуемые дизайнером М. можно условно подразделить на концептуально-творческие, проектные и производственные. Свойства М. — физические особенности (структура, степень твердости, фактура, текстура и пр.), присущие М., и способность поддаваться обработке с целью прида­ния нужного внешнего вида. См. определяют способность выполнять в изделии те или иные функции, в том числе и гигиенические, и подвергаться определенным приемам обработки. В зависимости от формообразующих и декоративных свойств различаются конструкционные, декоративно-конструкционные и декоративные М. (в том числе декоративно-защитные).

Конструкционный М.— М., несущий рабочую нагрузку конструкции благодаря наличию необходимой жесткости, упругости, прочности, гибкости, способности выдерживать соединения с другими материа­лами и т. п.

Декоративно-конструкционный М. — М., конструкционные и декора­тивные свойства которого одновременно использованы (выявлены) в изделии. Наиболее широко в этой роли используются дерево, тка­ни, пластмассы, некоторые металлы. Но в принципе любой конструк­ционный материал может быть декоративно обыгран в изделии путем обработки (полировка, литье, придание различных фактур и пр.)

Декоративный М.— используемый в целях украшения изделия М. обладающий богатой текстурой, фактурными возможностями, блеском, цветом, хорошей сочетаемостью с другими материалами и пр. Нормированиедекоративных свойств М. — установление требование к декоративным свойствам М. (цвету, фактуре, блеску, текстуре чистоте поверхности) в виде контрольных образцов или числовых значений показателей внешнего вида М. При заданности М. его свойства являются одним из определяющих формообразующих факторов, поскольку от них зависит конечный результат всей разработки — от проектной концепции до формы изделия, в том числе и его внешнего вида.

Отделочный М.— М., применяемый для улучшения внешнего вид изделия и придания ему дополнительных свойств (например, гигиенических). Одним из видов отделки является покрытие — слой ил1 несколько слоев материала, искусственно полученных на поверхности (окраска, гальванические покрытия, облицовка). В зависимости от назначения различаются защитные, защитно-декоративны и декоративные покрытия.

Образец М.— отлитый, отпрессованный, нанесенный на подложку (основу), отполированный или иным образом обработанный фрагмент М., взятый для выявления возможной цветовой гаммы, фактурной обработки, подбора текстуры и пр.