Видеоэкология.

1) ДИЗАЙН ПРОГРАММА— директивный и адресный документ, определяющий комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам заданий и мероприятий, которые обеспечивают эффективное использование методов и средств дизайна при создании проектов сложных комплексных объектов и освоении их в производстве. Д.-п. определяет проблему, социально-культурную и эстетико-художественную концепцию, цель проектирования и способ ее достижения. Д.-п. направлены на решение проблемы комплексного формирования целостной и гармоничной предметной среды во всех сферах жизнедеятельности человека. В широком смысле Д.п. — выражение целостного отношения к предметному миру (в том числе эстетического), одно из проектных средств реализации особого проектного метода — комплексного проектирования.

КОНЦЕПЦИЯ— основная образная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической основы проектного замысла дизайнера по отношению к конкретным целям и задачам проекта, выражающие художественное проектное суждение дизайнера о явлениях более широкого масштаба, чем конкретный объект. Д.-к. дает возможность создать целостную идеальную модель будущего объекта и описать его качественные и количественные характеристики.

В Германии под термином понимается само описание совокупности преимущественно качественных характеристик, фиксирующее важные с позиций дизайна признаки будущего объекта, от которых зависит обеспечение выполнения функций.

 

КОНЦЕПЦИЯ в дизайне— основная структурированная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования. К. может существовать на различных уровнях — от К. дизайна как деятельности, дающей представление об особенностях этого вида проектирования и формулирующей его общие принципы, до К. конкретного изделия, связанной с творческой позицией дизайнера внутри деятельности и с задачами данной проектной разработки. К. дизайна как деятельности имеет
научно-теоретический характер: дизайн (сфера, профессия и т. д.)
рассматривается как предмет исследования и объект моделирования.
Включает «наиболее общие концептуально-деятельностные ориентации - художественную и техническую, которые задают характер обучения будущих дизайнеров, профиль работы дизайнера (узкая специализация или универсальность выбор объекта, определение цели проектирования и пр.), а также социокультурную ориентацию, отвечающую глобальным запросам общества и решающую исторически обусловленные проблемы проектирования. Основные типы общих К.: системная (системный подход), средовая (средовой подход) и аксиологическая (ценностный подход). Творческие К. включают с большей или меньшей полнотой названные уровни и типы научно-теоретических К., которые имеют подчеркнуто авторский характер, тесно соотносятся и даже детерминированы конкретной художественной идеологией. Творческая К. излагается, как правило, в умозрительной форме, но это не исчерпывает ее смысла, так как в ней
большое значение имеет интуиция. Наиболее органичным и адекватным выражением творческой К. во всей ее сложности и процессуальности можно считать конкретные проектные К., или так называемые дизайн-концепции.

 

2) ВИДЕОЭКОЛОГИЯ — направление теоретических исследований, связывающих комфортность и качество восприятия отдельных фрагментов видимой картины мира с физиологическими особенностями устройство органов зрения и психологией процесса восприятия. В основу В. положены представления о причинах и степени утомляемости органов зрения в зависимости от визуальных свойств слагаемых объекта восприятия (яркость, пластическое богатство, конфигурация пятен, ритмическая структура, цвет) и
способности мозга при сравнении этих свойств дать объективную эмоциональную оценку визуальному качеству целого. В это/л плане В. в значительной мере воспроизводит некоторые положения гештальт психологии, но основывает их на аппарате точных антропометрических наблюдений (Дж. Гибаж, В.А. Филин).

Верные в принципе, современные установки В. значительно упрощают
действительные закономерности художественного видения мира, в пределах которого физиология и психология восприятия играют подчиненную роль по отношению к фундаментальным законам эстетической организации нашего сознания, способности человека сопоставлять честные зрительные впечатления, с уровнем его образованности, общей культуры, обусловленными его воспитанием, цветовыми предпочтениями и другими обстоятельствами и факторами индивидуального контакта с окружением.

Попытки изъять из процесса восприятия социально обусловленные
принципы сопоставления «положительного» и «отрицательного» в реальном
образе мира ведут к его обеднению, невозможности объективной оценки
эмоциональных и эстетических переживаний, лишают зрителя свободы
выбора чувственных решений, которая необходима для формирования идеальных представлений о красоте. Будущее В. определяется тем, насколько органично войдут ее положения в традиционные категории искусствоведения (учения о композиции и гармонизаций и современные представления о закономерностях архитектурного и дизайнерского формообразования.