Ассоциативная символика формы

Степень эмоционального ощущения при восприятии зависит от особенностей ассоциативного воздействия пространственной формы, ясности или сложности прочтения ее геометрических параметров и композиционной структуры. При восприятии в первую очередь считываются линейные контуры и силуэты.

Квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание зрителя. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами. Несбалансированные формы вызывают ощущение визуального дискомфорта. Незамысловатые и симметричные «прочитываются» гораздо быстрее других, привлекают внимание.

Образно-ассоциативные характеристики простейших фигур и линий объективно принято понимать в твор­ческой практике следующим образом: прямая вертикаль кажется наделенной силой стремления вверх; горизонталь пассивна, слаба; изломанные линии, представляющие разли­чные комбинации острых, прямых и тупых углов с различной длиной сторон, являются как бы результатом попеременного действия различных сил, кривые линии — и особенно неравномерные — больше выражают движение, чем прямые или дугообразные части окружности; параболические линии считываются в своем движении как имеющие силу; прямая линия выражает ускорение на равных участ­ках и замедление на закруглениях.

Разное впечатление производят геометрические фигуры: треугольник — острый и колючий; круг — ровный, замкнутый в себе; квадрат — четкий, статичный.

Ассоциативная определен­ность геометрических фигур и объемов казалась в древности мистической, наделенной таинствен­ным смыслом, что и послужило для использования их в качестве символических формальных знаков: круг, сфера символизировали единство, беспрерывность движения, вселенную, мир, солнце, жизнь; квадрат (напри­мер, в основе пирамиды) символизировал покой, вечность, силу, власть и т. д.