Дизайн интерьера. Объемно-пространственная структура. Назначение интерьеров.

 

1) ЦВЕТкачество зрительного ощуще­ния, возникающее в результате вос­приятия световых волн отражаемого или испускаемого излучения в диапа­зоне от 460 нм (фиолетовый цвет) до 700 нм (пурпурный). Черно-белая шка­ла не имеет собственного цветового (хроматического) компонента, являясь ахроматической. Ц. определяется сле­дующими характеристиками: цветовым тоном — красный, синий, желтый и др.; светлотой, равной определенной сту­пени черно-белой шкалы; яркостью, равной свечению эталона; насыщен­ностью — процентным содержанием чистого (спектрального) цвета в цвето­вом эталоне.

Ц. не имеет материального носи­теля и поэтому является свойством визуально воспринимаемой формы. Это позволяет дизайнеру, архитектору, художнику использовать Ц. как сред­ство создания художественной формы. Различают множества цветов одного цветового тона — монохромия и мно­жества цветов различных цветовых тонов — полихромия.

В зависимости от материального носителя различаются поверхностные и пространственные цвета: Ц. поверх­ности, эпидермы формы и глубинный Ц. собственно ее материала. Поверх­ностный Ц. локализуется относительно наблюдателя в пространстве, про­странственный заполняет его собой. Поверхностный Ц., вне зависимости от цветового тона, обычно воспринимает­ся находящимся ближе к зрителю, чем пространственный.

 

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ —процесс достижения цветовой гармо­нии.

Ц.г. является постоянной творче­ской задачей специалистов, создаю­щих материально-пространственное окружение, и опирается на основопо­лагающие принципы теории цветовой гармонии: производить отбор цветов следует на базе определенной системы; из двух подобных цветовых сочетаний более гармоничным явля­ется привычное; любая группа цве­тов становится гармоничной, приоб­ретая элементы общности — един­ство в многообразии и др.). Гармони­зация материально-пространственно­го окружения обусловлена социаль­но-функциональными и культурными процессами, их цветовым толковани­ем. Ц.г. широко использует цветовую комбинаторику.

Гармонизация в пространстве яв­ляется задачей гораздо более высокго порядка, чем гармонизация на плос­кости. Инструментами Ц.г. являются цветовые тела — классические про­странства цветовых систем Оствальда (Германия), Манселла (США), ПЦКС (Япония), ЕЦС (Швеция) и др.

 

ЦВЕТОВАЯ КУЛЬТУРАсоставля­ющая культуры, феномен, опирающий­ся на психофизиологию восприятия, на колористику как сумму знаний о цветовой среде. Раскрывается в различ­ных аспектах духовной и материальной жизни. Ц.к. возникает и бытует в гуще социально-пространственных процессов.

Для описания Ц.к. выделяются ее пространственные и временные границы, факторы, влияющие на ее зарож­дение и распространение, а также взаимодействие ее продуктов. Грани­цы Ц.к. фиксируют эпоху и географический ареал, в котором она суще­ствует. Здесь располагаются ее реги­ональные центры, проявляются их вза­имовлияния, возникают и разрушаются цветовые каноны, вызревают цветовые традиции, которые затем распростра­няются за пределы ареала.

Факторы, влияющие на формиро­вание и распространение Ц.к., делятся на природно-климатические, психоло­гические и историко-культурные. К элементам Ц.к. относятся проявления цвета в материально-пространственном окружении, воплощающие цвето­вую символику и философские пред­ставления о цвете, выражающие цветовые предпочтения — внутреннюю движу­щую силу цветовой культуры.

Взаимодействие продуктов Ц.к. приводит к доминированию одних областей ее проявления над другими. Наивысшие цветовые достижения возникают то в прикладном искусстве, то в живописи, то в архитектуре и дизай­не. Взаимодействие этих сфер осуще­ствляет перетекание локальных цвето­вых достижений из одной сферы в другую, интегрирует эти достижения в общем потоке культуры.

Состояние Ц.к. характеризуется системой цветовых традиций, цветовым языком, взаимосвязью с духовной и материальной культурой народа, на­ции, социальной группы, отдельного человека.