Творческая визуализация.

 

1) КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ — целенаправленная художественная организация предметно-пространственной средовой системы, задачей которой является создание определенного, задуманного автором эмоционально-художественного эффекта, согласующегося с функциональной основой системы зо счет визуального соподчинения ее компонентов и деталей.

Слово «композиция» происходит от латинского «composilia» — составление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок. В технической эстетике, теории дизайна оно подразумевает не просто некий порядок в пределах группы предметов в пространстве, а такое сочетание, которое формирует у зрителя заранее предусмотренный проектировщиком эмоциональный отклик. Подбор слагаемых среды, их характеристик, приемов взаимодействия обуславливаются художественно, через ожидаемые впечатления, которые в принципе могут быть строго и сознательно рассчитаны. Реализуется К. в д.с композиционной структурой, закрепляющей эмоционально-эстетические взаимоотношения между всеми компонентами среды. Считается, что при всем многообразии закономерностей, которые могут быть положены в основу композиции, в ней всегда существует некое господствующее начало, которое воплощает основное содержание целого и потому назначает составляющим
среды их «композиционное» место. Различают следующие их разновидности: доминанты, акценты, фон.

Доминанты — господствующие компоненты данного средового ансамбля, контрастно и заметно выделяющиеся большинством своих параметров — от
функциональной значимости до размеров, пластики, цвета и т.д. Все это
обязательно сосредотачивает на доминантном объекте внимание зрителя,
концентрирует в нем образно-эмоциональное содержание средовой системы в наиболее сильной форме.

Акценты выделяются среди других деталей среды за счет особого решения своих отдельных характеристик, как правило, дополняющих содержание и художественный смысл доминирующего начала.

Фон — основная масса образующих среду зрительных компонентов,
которая создает в целом усредненное представление о ее свойствах.

Практически это означает, что в композиционной структуре как бы
уравновешиваются, взаимодействуют два начало — активное, напряженное,
ярко выраженное «содержание» донной структуры, воплотившееся в доминантных и акцентных формах, и окружающее «вмещающее» их, почти
противопоставленное им «содержание» остального мира, «обнимающего» и оттеняющего индивидуальный смысл композиции. Именно это ощущение «противопоставления—равновесия» и составляет стержень, магнетизм, суть любой композиционной конструкции, определяет ее напряженность, силу и характер воздействия на зрителя.

Но среда, по определению, есть единство пространства, наполнения и
функции, т.е. состоит из сфер: а) не существующих друг без друга; б) имеющих принципиально розное содержание, материально-физическое воплощение и средства взаимодействия со зрителем. Таким образом, К. в д.с осуществляется но основе синтеза трех почти самостоятельных структур, каждая со своей спецификой формирования.

«Архитектурная» (пространственная) часть К. в д.с. — проблема
относительно разработанная.

«Дизайнерская» часть (предметное наполнение), если представить

ее как подвижную, образующую собственное «пространство» систему зрительных впечатлений со своими доминантами и фоновыми построениями, в некоторой мере может быть уподоблена «архитектурной» (ее отличия — более короткий срок жизни, «пунктирность» размещения выразительных средств, примат функционального начала в образном содержании, его принципиальная «неизобразительность» и прочее — носят в данном случае непринципиальный характер).

Гораздо менее разработана третья сторона К. в д.с — «процессуальная композициях — эстетическое взаимодействие в денном пространстве принадлежащих ему форм средовой деятельности. Хотя в каждой из них есть свои эмоциональные взлеты и провалы, противоречия (в уровне комфортности, эффективности процесса и пр.), которые поддаются не только
художественному осмыслению и нужной дизайнеру коррекции, но и специальной организации во времени и пространстве (сценарий последовательности действий, их длительности, расчет насыщенности техническими средствами и т.д.). Пока что этой областью средового творчества почти монопольно владеют узкие специалисты — технологи, инженеры, социологи. Но представляется, что именно здесь, на уровне
нового эстетического понимания и проектирования процессов деятельности
человека и общества, лежит смысловой центр будущих достижений К. в д.с. Так как изначально функция, процесс, т.е. структурное содержание образа жизни, определяет формы их организации, в том числе предметной и пространственной, что, конечно, нисколько не умаляет собственной композиционной роли первых двух слагаемых из общей триады «пространство—предметное наполнение—процесс», которые всегда
существенно видоизменяют суть и формы третьего по законом обратной
связи.

Таким образом, многофакторность формирования К. в д.с, многоликость
ее слагаемых, в известной мере непредсказуемость результатов (порожденная принципиальной устремленностью любого дизайна к новизне вообще и в области функционального проектирования, где этот потенциал особенно велик, в частности), а главное — внешняя «несовместимость» содержания и формы ее исходных частей — есть специфическая черта именно средовых структур.

Это обстоятельство вносит свои коррективы в традиционную технологию композиционного поиска. Появилось особая стадия проектной работы — составление дизайн-концепции, которая завершает углубленное изучение проектной ситуации (предпроектный анализ и формулирует его выводы в виде концептуальной установки — будущего проектного решения, установки, оговаривающей принципы синтеза трех «П» в единое композиционное целое.

Следует, однако, помнить, что К. в д.с. — лишь одна из сторон формирования художественных качеств средового объекта или системы. Оно
как бы навязывает среде творческую волю, личное мнение автора проекта,
устанавливает основные взаимоотношения функциональных и визуальных
слагаемых среды, фиксируя тем самым свое понимание образного содержания объекта. Но в реальности эти представления далеко не всегда вступают в отношения полной поддержки и согласия, что требует в проекте использования особого инструмента художественной обработки средового
«материала» — гармонизации форм и процессов.