ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНТЕРЬЕРА

Связь человека с окружающим миром отражается с помощью ощущения и восприятия, выступающих в единстве.

По смыслу организация пространства жизнедеятельности должна особенно учитывать те эмоции, которые стимулируют адаптацию к деятельности. При этом мера эмоционального удовлетворения будет зависеть от того, насколько среда отвечает потребностям человека (коллектива), связанным с конкретным деятельным процессом. Среди различных видов эмоций, проявляемых человеком, доминирующее значение принадлежит положительной эмоции «интерес». Она составляет необходимое условие развития чувственно-познавательной и деятельной сферы. Среда должна ориентироваться на эту положительную эмоцию и ослаблять отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции вызывают тревога, связанная с потерей чувства безопасности и ориентации в среде, а чувства безразличия или скуки могут возникнуть из-за недостаточного удовлетворения потребностей средой. Характер эмоционального состояния человека оказывает заметное влияние на его поведение и интенсивность деятельности, что должно учитываться при характеристике интерьеров.

Освоение архитектурной среды протекает в процессе ее познания. Отбор информации из окружения определяется внутренними потребностями людей и оценивается степенью возможного удовлетворения этих потребностей. Среди человеческих потребностей выделены две группы – физиологическая и ориентационная (общебиологические потребности любого организма). Они проявляются совместно, но условно разделяются для анализа их свойств.

Удовлетворение физиологических потребностей определяется в среде рядом качеств, информирующих человека о его удобстве, надежности, целее сообразности и т. п. Так, окруженный стенами, внутренний двор или в меру небольшие проемы ассоциируются с защищенностью; верхние фонари в потолке, большие витражи соединяются в воображении с простором, светом, свежим воздухом и т. д.

Познавательная (ориентационная) потребность проявляется в необходимости понять окружающую среду путем получения информации как смысловой, так и визуальной. Она предполагает условие формирования в сознании человека обобщенного образа структуры ограниченного пространства с целью ориентирования в движении и возможности исполнения деятельного процесса. Быстрое усвоение человеком системы организации пространства облегчает ее последующее мысленное моделирование.

Выразительный интерьер = эмоциональный интерьер, то есть интерьер, выражающий мысли дизайнера, а грамотная композиция есть средство достижения выразительного интерьера. Материальная предметность среды обеспечивает течение деятельного процесса (среда действия) и одновременно создает эмоционально-эстетический эквивалент процесса как отражение его духовной сути и социальной значимости (среда восприятия). Форма, цвет и свет – немаловажные элементы выразительности проектируемой среды + модальные ощущения - тактильные (непосредственные соприкосновения с формами, поверхностями, материалами), кинестезические (движение по горизонтали, подъемы и спуски, смена направлений), слуховые (тихие звуки и шумы), обонятельные, но и значительно активизируются постоянно действующие зрительные ощущения (детализация объектов, ракурсные восприятия формы, многоплановые построения визуальных картин, эффекты освещения). Такое разнообразие впечатлений делает "интерьерное" восприятие чувственно насыщенным, более эмоциональным.