Смыслообразование в дизайне.

1) ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН(Эко-дизайн) — область комплексной дизайнерской деятельности, стремящейся к реализации в проектируемых объектах сближения требований природной среды и культуры, что вызывает необходимость учета ценностей, достигнутых предшествующими поколениями людей в сфере взаимоотношений человека и природы.

Образ современной жизни подвержен влиянию экологизации, то есть стремления к учету оптимального соотношения между миром живого и средой его обитания. В результате происходит сближение среды и культуры (экология культуры), складывается концепция слияния воедино архитектуры, промышленного дизайна, визуальных коммуникаций, прикладных и изобразительных видов искусства, что иногда называют «средовым искусством» — дизайном архитектурной среды. Концепция такого объединения позволяет в образе предметно-пространственной среды и ее элементов воссоздать ценности, достигнутые ( вы­явленные ) в истории ценностей и стилей жизни предшествующих поколений на базе сохранения невозобновляемых природных ресурсов и бережного отношения к свершениям человеческой культуры.

В «экологическом» проектировании промышленных изделий повышенное внимание уделяется экологическим аспектам производства и функционирования объекта: его материало- и энергоемкости, безопасности для окружающей среды, возможности утилизации по окончании срока службы. Причем в понятие «экологически чистый объект» вкладывается не только отсутствие отрицательного воздействия на среду, но и психологический комфорт пользования им (визуальная гармония с окружением), что открывает для дизайнера новые формообразующие возможности. Особое место занимают в Экологическом дизайне концептуальные, прогностические разработки.

В Экологическом дизайне учитываются и региональные особенности городской и сельской среды: их пространственно-временная организация, типы расселения, структурные взаимосвязи жилья, мест труда и массовых коммуникаций, особенности предметного наполнения среды и, наконец, образные характеристики, отражающие в себе ценности всех «слоев регионального».

Забота о сохранности природы должна распространяться и на этносы, являющиеся ее необходимой частью. Этнокультурная идентичность (слитность) среды и образа жизни обеспечивается тем, что отдельные этносы участвуют, с одной стороны, в обеспечении культурного взаимодействия людей, а с другой — в обеспечении культурного разнообразия и собственной самобытности. Установлено, что представители национальной или региональной культуры осваивают пространство в соответствии с принятыми именно их культурой «моделями». В зависимости от специфики своей культуры они так или иначе относятся к организации пространства, его размерам и форме, размещению в нем предметов. Соответственно строится их отношение к объемно-пространственной композиции среды и ее составляющих (так называемый «этнодизайн»).

Все это свидетельствует о том, что роль Экологического дизайна в формировании и сохранении определенной культурной общности сложна и многообразна, и это надо учитывать при оценке изменений в соотношении общего и особенного в предметно-пространственной среде, организуемой средствами дизайна.

 

2) СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ
Содержание и процесс смыслообразования составляют третий аспект проектного образа. Смысл возникает в процессе дизайнерской деятельности, когда дизайнер связывает или сталкивает в художественном образе различные аспекты. Смысл в равной мере относится и к объекту проектирования и к автору проекта, т.к. смысл двуедин: он - внутренняя суть вещи и в то же время - авторская идея, тема, проектный замысел.

Каждая вещь обладает внутренним смыслом, не сводимым к ее материальному бытию. Внутренний смысл вещи определяется степенью ее укоренения в соответствующей культуре.
Вещь «сопротивляется» попыткам «пересадить» ее из одной культуры в другую.

Смысл вещи выражается в образе. Понять смысл - значит увидеть вещь как образ определенной социокультуры. Выявленный таким образом смысл и образует тему проектной разработки, которая в техническом задании обычно звучит очень условно.

Смысловой аспект проектного образа связан с проблемой тематизации. Выдвижение темы - исходный пункт в смыслообразовании. Прежде чем искать конечную форму вещи, необходимо сформулировать тему. Тема задает объективное содержание вещи.

Дизайнер, в сущности, не может ничего навязать вещи извне, он должен формировать ее изнутри, исходя из понимания смысла в рамках определенной темы. Тема должна быть развита в проектную идею, а идея - в конкретный проектный замысел формы вещи. При этом, однако, нужно учитывать то обстоятельство, что в образе всегда есть момент переосмысления, а, следовательно, и неоднозначность формы.

Смысл - это и раскрытие существующего, и открытие нового.

Смысл - это результат творческого переосмысления бытия.

Смысл - это встреча и диалог культурных сознаний с их особыми ценностями. В этом диалоге и формируется идея проектного замысла.

Наличие двух, по крайней мере, мотивов и их диалог в едином художественном процессе составляет ядро всякого проектного замысла. Логически ему предшествует выявление культурных значений (мотивов) и формирование тематической установки в проектном сознании.