Адресное проектирование. Социальный портрет адресата. Сценарное моделирование.

1) КОМПОЗИЦИЯпространственная организация элементов вещи как результат формообразующей деятельности.

Композиционное формообразование подразумевает организацию формы изнутри, структурирование материала объекта проектирования. Оперируя в процессе компоновки классическими средствами К., дизайнер осмысляет их с точки зрения композиционного формообразования и представления о живой и многообразной включенности вещи в человеческую жизнедеятельность и контекст современной индустриальной культуры. При эсте­тической оценке готового изделия К. анализируется с точки зрения логической завершенности и художественной целостности формы в контексте определенного замысла дизайнера и включенности в сис­тему культуры. Средства и приемы К. не могут существовать вне культурных образцов, вне исторически развивающихся ценностных ориентации, проявляясь внутри стиля, школы, художественного на­правления, творческого метода и пр.

Классические средства К.:

пропорция— соразмерность, упорядоченное соотношение элементов формы;

симметрия— адекватное расположение элементов формы по отношению к прямой линии (ось симметрии) или плоскости (плоскость симметрии), воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности формы;

асимметрия— отсутствие или нарушение симметрии;

масштабность — установленное мерило формы или ee элементов с точки зрения отношения их величин друг к другу, к че­ловеку или окружающему пространству;

ритм — определенная по­следовательность чередования форм, цвета, элементов формы, ко­торая носит повторяющийся характер;

тектоника — соотношение масс изделия, выделение несущих и несомых, тяжелых и легких, ос­новных и производных элементов формы;

нюанс — едва заметный переход формы и цвета;

тождество — повтор одинаковой формы или ее элементов (часто является основой ритмического построе­ния);

контраст — резко выраженное различие формы и цвета.