ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Любое изделие создают для более или менее отдаленного буду­щего, поэтому при его проектировании всегда учитывают закономерности изменения условий (социальных, культурных, экономических и производственных) его функциони­рования. Исследование будущего для определения практических действий в настоящем — так можно сформулировать задачу прогнозирования.

В процессе проектирования прогностический характер приобре­тают самые различные действия дизайнера, начиная от поиска по принципу «а что будет, если...» и заканчивая материали­зацией детально разработанного аналитического прогноза. Таким образом, прогнозирование принимает различные формы — от ху­дожественных до научных. В любом случае главный момент прогнозирования — верно очертить идеал и определить направления движения к нему. Начало каждой цепочки развития коренится в тех или иных противоречиях исходной ситуации. Однако прогности­ческое решение не может быть выведено непосредственно из ана­лиза прототипа на основе определения тенденций его развития. Ор­ганический недостаток таких попыток в том, что они учитывают количественное увеличение того, что уже есть, и не учитывают неизбежных «прорывов» в новое, не угаданное сегодня качество. Распространенная практика создания разного рода вещей будуще­го потому оказалась несостоятельной, что строилась на простом продолжении (экстраполяции) в определенное будущее очевидных, сложившихся в данный момент тенденций. Нелепыми выглядят

И»

сегодня, - например, стреловидные «автомобили будущего», еще недавно создававшиеся в расчете на значительное увеличение скорости. Сегодня перспективные автомобили представляются сравнительна тихоходными, но комфортабельными, удобными в- обслуживании, экологически безвредными.

Специфика прогнозирования в том, что предварительно фор­мируется проектное решение,* воплощающее представления худож- ника-конструктора о том, какой вид примет создаваемое изделие в сравнительно отдаленном будущем. Проектный идеал разраба­тывают под влиянием анализа очевидных тенденций, профессио­нального и жизненного опыта, интуиции. Проектный идеал задает ориентир в развитии изделия, тогда как предназначенное к внед­рению проектное решение дополнительно учитывает развитие производственной базы предприятия-изготовителя, совершенствование условий эксплуатации, наличный ассортимент конструкционных и отделочных материалов и т. п. Проектный идеал может быть отра­ботан весьма детально, но реализации он подлежит не всегда. Прежде чем изделие в своем развитии приблизится к нему, он бу­дет заменен на новый, соответствующий достигнутому к тому вре­мени уровню знаний.

Разработка идеальных решений составляла основное содержа­ние деятельности художника-конструктора при создании новых образцов карьерных автосамосвалов и монтажных кранов. Худож­ник-конструктор ставил своей задачей определить развитие машин на некоторый промежуток времени. Его проектные идеалы были инвариантны — они не были привязаны к какой-либо конструктив­но-компоновочной схеме машины, а предопределяли особый метод проектирования, допускающий относительно свободное развитие основных функциональных элементов изделия. Предполагалось, что элементы изделия развиваются неравномерно, одни — ускоренными темпами, другие — замедленными, третьи — вообще не развивают­ся. От проектировщика зависит, развитие каких элементов должно поощряться, а каких — сдерживаться, т. е. свойства будущего из­делия определяются тем, каким его элементам открыты возмож­ности развития. Таким образом, прогнозируется не столько само изделие, сколько метод его проектирования. Свойства изделия ста­новятся как бы естественным, неизбежным результатом применения нового метода.

В этих условиях вести поиск и демонстрировать его результаты можно только на макетах, поскольку графические изображения не позволяют оценивать развитие всех элементов изделия. В работе одновременно находятся два макета, выполненных в одном мас­штабе (обычно 1 : 5 или 1 : 10), характеризующих проектный идеал и проектное решение. Между этими макетами производится своего рода обмен решениями элементов. На макете-прогнозе формируют перспективные решения, не связанные ограничениями современной конструкторской и технологической практики. Эти решения перено­сят на макет изделия, предназначенного для внедрения, и подвер­гают коррективам, учитывающим возможности предприятия изготовителя. В свою очередь, реальные элементы (например, унифицированные) переносят на макет-прогноз с целью определить, сохранят ли они актуальность в отдаленной перспективе.-

Макеты карьерного автосамосвала, монтажного крана содер­жали неизменную базовую часть (колесное шасси, которое сохра­няет основные морфологические качества независимо от ожидае­мых технических усовершенствований) и развивающуюся над­строечную часть, претерпевающую со временем значительные изменения. Макеты карьерных автосамосвалов разрабатывали на одном базовом элементе. Это подтверждает тот факт, что перспек­тивные художественно-конструкторские решения не должны быть обязательно связаны с радикальными техническими новшествами, а могут быть основаны на лучшем использовании существующих или давно известных возможностей. Этот путь, на вид простой и логичный, связан с нарушением традиционных норм и правил про­ектирования, с преодолением стереотипов проектного мышления, поэтому новые решения нуждаются в наглядных доказательствах, а именно в доказательствах с помощью макетов, построенных с соблюдением норм реального проектирования.

Карьерный автосамосвал и монтажный кран разрабатывали на* основе одних и тех же проектно-художественных принципов, од­нако прогнозируемые качества изделий были различными, что в конечном счете предопределило художественное своеобразие каж­дой машины.

Карьерный автосамосвал. Прогноз был основан на том, что развитие элементов объемно-пространственной структуры автомо­билей этого типа происходит крайне неравномерно. Наиболее за­метно увеличиваются размеры кузова, топливных баков и колес, размеры моторной группы увеличиваются незначительно, а разме­ры кабины вообще мало подвержены изменениям в связи с отно­сительной устойчивостью антропометрических характеристик че­ловека.

Задача художника-конструктора заключалась, таким образом, в определении идеального соотношения объемов или размеров эле­ментов объемно-пространственной структуры изделия. В связи с резким увеличением размеров карьерных автосамосвалов (выпус­кают автосамосвалы грузоподъемностью 200—300 т, обсуждают предпосылки создания машин грузоподъемностью до 500 т) оказы­ваются несостоятельными традиционные решения, заимствованные из практики художественного конструирования дорожных грузовых автомобилей. Устаревшим элементом, например, является объем­ный капот двигателя. На карьерных автосамосвалах он громоздок и конструктивно сложен, его защитные качества становятся все более условными, так как он уже не представляет замкнутой сис­темы облицовочных деталей, а состоит из облицовки радиатора и крыши моторного отсека и потому не защищает двигатель от пы­ли, грязи, посторонних предметов.

Поэтому в идеальном решении объемного капота нет вообще, а двигатель прикрыт днищем самосвального кузова особой формы.

2) ГОРОДСКОЙ ДИЗАЙН(дизайн городской среды)комплексное формирование предметно-пространственной среды города путем проектирования ее элементов с помощью методов и средств дизайна на базе градостроительных решений и в сочетании с архитектурой, ландшафтной архитектурой и целым рядом технических областей — строительством, инженерным обеспечением, коммуналь­ным хозяйством и пр. Важным аспектом проектирования элементов Г.д. является согласование масштабов, материала, формы и цвета с характером застройки, в которой им предстоит функционировать. Малые архитектурные формы — часть оборудования городских про­странств, небольшие легкие конструкции, иногда с функциональным интерьером, с ограниченным техническим оборудованием (постоян­ные, переносные или временные павильоны, киоски, телефонные ка­бины, навесы и т.п.). Предназначены для обслуживания населения в сферах торговли, транспорта, связи, информации, пропаганды, развле­чений и др. Служат защитой от неблагоприятных атмосферных условий. Технические элементы оснащения города — системы связи, освети­тельные, энергетические, сигнализационные, водопроводные систе­мы и их элементы (уличные фонари, опоры электротяговой сети, сигнализаторы уличного движения, электрические трансформатор­ные подстанции, выходы коммунальных установок, а также мачты, столбы ,опоры и пр.).

Функциональные строительные элементы городского оборудова­ния — небольшого размера конструкции, служащие в пространст­венной структуре города для формирования рельефа местности, со­здания микроклимата и организации пешеходного движения (стены и подпорные стенки, лестницы на пешеходных дорожках, пешеход­ные мосты и переходы под улицами, стенки, защищающие от ветра и шума, и т. п.).

Элементы визуальной информации города — средства информации для ориентации в городе: дорожные знаки, указатели, объявления, реклама и пр.

Элементы функционального оборудования города — устройства и объекты, непосредственно служащие различным потребностям жите­лей, а также для поддержания порядка в городе (скамьи при пеше­ходных коммуникациях, урны для мусора, обрамление скверов, оборудование для игр в парках и дворах и т.д.). Декоративные элементы города — объекты и устройства, служащие прежде всего для создания эстетического комфорта в среде города, хотя они могут также выполнять определенные эксплуатационные функции (цветочницы, фонтаны, водоемы, декоративная скульп­тура, флагштоки и др.).