рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ

ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ - раздел Полиграфия, Лекция 9 представление графических данных   Трехмерная Природа Света Позволяет Представить Совокупность Ц...

 

Трехмерная природа света позволяет представить совокупность цветов в виде некоторого пространства, причем каждый из компонентов будет пред­став­лен координатой этого пространства. Такое представление цвета назы­ва­ется цветовой моделью.

Простейшими цветовыми моделями являются системы RGB и CMY, представленные в виде «цветовых кубов». Любой цвет С можно представить как вектор в трехмерном пространстве, в котором координатные оси соответ­ствуют интенсивности основных цветов RGB или CMY. Проекциями этого вектора на оси будут интенсивности его составляющих r, g и b, рис.9.5.

Рисунок 9.5 – Цветовой куб RGB

 

На рисунке максимальная интенсивность основного цвета равна 1, а меньшие значения интенсивности выражаются дробными значениями в диапа­зо­не 0…1. Такое представление удобно для расчетов и анализа, но на практике, при передаче цветных цифровых изображений не применяется, поскольку хранение чисел с плавающей запятой требует больших объемов памяти, чем целых чисел. Поэтому компоненты задаются либо в процентах (0…100), либо в диапазоне 0…255, что соответствует одному байту информации.

Началом координат в цветовом кубе RGB служит черный цвет, а в CMY— белый. Основные цвета в обоих случаях расположены по осям, а дополни­тельные цвета лежат в противо­положных вершинах.

Преобразова­ние между пространствами RGB и CMY выра­жается следующим образом:

[R G B] = [1 1 1] – [C M Y].

Для того, чтобы выполнить это преобразование, нужно «перевернуть» куб, изображенный на рис. 9.5.

Ахроматические, т. е. серые цвета в обеих мо­делях расположены по главной диагонали куба — от черного до белого, — поскольку для них должно выполняться условие равенства интенсивностей трех составляющих:

r = g = b.

Плоскости, проведенные перпендикулярно главной диагонали куба, называются плоскостями равной интенсивности. Для всех точек, лежащих на такой плоскости, выполняется равенство

r + g + b = Br,

где Br — яркость (светлота), одинаковая для всех точек плоскости. На рис. 9.5 показана плоскость, проведенная через середину главной диагонали. Такая плоскость пересекает ребра куба в их серединах и образует медианное сечение.

Медианное сечение обладает весьма важными свойствами:

1. Яркость света в любой точке медианного сечения равна половине яркости белого света.

2. В центре такого сечения (точке, лежащей на главной диагонали) насы­щенность цвета равна нулю — цвет ахроматический. По мере удаления от центра сечения насыщенность цвета возрастает и становится максимальной на его гранях.

3. На медианном сечении присутствуют все три основных и три дополнительных цвета, расположенных по его окружности в такой последова­тельности: красный, желтый, зеленый, голубой, синий, пурпурный.

Модели RGB и CMY удобны для машинной обработки, отображения и хранения изображений, поскольку в них явно заданы интенсивности компонент. Однако описывать субъективное восприятие цвета людьми в этих системах неудобно. Например, как в обозначениях RGB или CMY задать пастельный красновато-оранжевый цвет?

Художники характеризуют цвет с помощью таких понятий, как разбелы, оттенки, тона. Разбелы получают, добавляя в чистый цвет белый, оттенки — черный, тона — добавляя обе эти краски. Это можно представить в виде треугольника, рис. 9.6.

Тоновую шкалу можно получить на основе медианного сечения цветового куба. Последнее представляет собой правильный шестиугольник, вершины которого — основные и дополнительные к ним цвета, а ребра — переходные тона, получаемые смешением основных в различных пропорциях. Заменив ребра шестиугольника дугами, получим цветовой круг, рис. 9.7. Приняв один из основных цветов (красный) за 0, получим шкалу, в которой цветовой тон задается углом в диапазоне 0 … 360°.

 

Рисунок 9.6 - Разбелы и оттенки чистого цвета

Рисунок 9.7 – Цветовой круг

 

 

Если собрать треугольники разбелов и оттенков для всех чистых цветов вокруг центральной черно-белой оси, получим трехмерную модель субъек­тивного представле­ния цвета — цветовой конус HSB, рис. 9.8 а. В этой модели цветовой тон H задается в градусах в соответствии со шкалой рис. 9.7, насы­щен­ность S определяется расстоянием до оси конуса, а светлота В — рас­стоя­нием до вершины; величины S и В обычно задаются в диапазоне 0 … 100 %. Вершина конуса соответствует черному цвету (светлота B = 0), ось конуса — ахроматическим цветам от черного до белого (насыщенность S = 0). Поверх­ность конуса — чистые цвета (S = 100 %).

Модель HSB соответствует тому, как составляют цвета худож­ники. Чистым пигментам отвечают значения S = 100%, B = 100%; разбелам — цвета с увеличенным содержанием белого, т. е. с меньшим S; оттенкам — цвета с уменьшенным B, которые получаются при добавлении черного. Поэтому модель HSB целесообразно применять для отражающих предметов, например типографских изображений.

Цветовая модель HLS в виде двойного конуса является расширением оди­ночного конуса HSB и применяется для само­светящихся объектов, рис. 9.8 б. Светлота здесь обозначает яркость L источника света. Нижняя вершина двойного конуса соответствует нулевой яркости (L = 0), а верхняя — макси­мальной яркости источника (L = 100 %). Тон H и насыщенность S задаются так же, как и в HSB. Основное отличие HLS от HSB заключается в том, что чистый цвет в HSB получается при максимальной светлоте (B = 100 %), а в HLS — при средней яркости (L = 50 %). В этом модель HLS ближе к цветовому кубу RGB.

Рисунок 9.8 – Цветовые модели HSB (а) и HLS (б)

Существуют другие цветовые модели, рассчитанные на применение в раз­лич­ных областях техники. В телевидении системы NTSC применяется цвето­вая модель YIQ, обеспечивающая возможность передачи цвета с помощью частотной модуляции и совместимая с черно-белым телевидением. Сигнал Y содержит информацию об уровне яркости и полностью аналогичен сигналу черно-белого телевидения. Сигналы I и Q несут информацию о цветовом тоне и насыщенности.

При подготовке изображений для цветной печати используется четырех­компонентная система CMYK, отличающаяся от CMY тем, что параметры C, M и Y задают относительные содержания голубого, пурпурного и желтого цветов, а параметр K — светлоту изображения. Такая система соответствует принципу цветной печати с помощью красителей четырех цветов: голубого, пурпурного, желтого и черного.

9.5 ПАЛИТРЫ

 

Не следует путать цветовую модель с палитрой – набором цветов, составленных на основе определенной цветовой модели.

Для чего нужна палитра? В графическом файле приходится задавать значения цвета для каждого пиксела. Описание всех пикселов изображения привело бы к непомерному объему файла. Для уменьшения объема неоходимой информации можно ограничить количество используемых цветов и хранить уже не значение цвета , а его номер в определенном коде и пересчитывать его в RGB при загрузке в графический редактор или программу просмотра.

Достаточно качественная цветопередача обеспечивается, когда на каждый пиксел отводится 24 бита, что дает порядка 16 миллионов цветов в палитре.

И хотя палитры можно создавать самостоятельно, как правило, удобнее и проще бывает пользоваться встроенными в профессиональные графические редакторы палитрами по умолчанию.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция 9 представление графических данных

представление графических данных... Форматы графических файлов Природа цвета Трехкомпонентная теория цвета...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФОРМАТЫ ГРАФИЧЕСКИХ ФАЙЛОВ
  В компьютерной графике применяют, по меньшей мере, три десятка форматов файлов для хранения изображений. Но лишь часть из них применяется в подавляющем большинстве программ. Как пра

ПРИРОДА ЦВЕТА
  Восприятие цвета человеком имеет как физическую, так и психо­физио­логическую, природу. Оно зависит от физических свойств света

ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЦВЕТА
  Обычно встречаются не чистые монохроматические цвета, а их смеси. В основе трехкомпонентной теории цвета служит предполо­жение о том, что в центральной части

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги