Функции, задачи и принципы оформления периодических изданий

Функции оформления —совокупность «обязанностей» оформления, характер их исполнения.

Функции оформления: 1)визуализации информации (утилитарную); 2)комментирования (идеологическую); 3)распространения культуры (эстетическую); 4)релаксации (рекреативную).

С понятиями функции соотносится понятие задачи (то, что требует выполнения, решения).

Задачи оформления: 1)способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатан­ных материалов; 2)облегчить их восприятие; 3)руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содер­жании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена об­щества, какой-либо социальной группы).

Принципы дизайна:

1)подчиненность содержанию;2)единство стиля3)Контрастность 4)пропорциональности(золотого сечения, найденного эмпирически и закрепленного рас­четами в античном мире (Евклид, Платон) и в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи). Великий итальянец ввел термин «золотое сечение», обозначающий гармоническое деление, закономерно установленную гармоничную связь от­резков линии, величины площадей и объемов. 5)Направленность 6)Экономность и сдержанность 7)Экспериментальностъ

8*) системность (суперпринцип). Системность -основа любой проектной деятельности, в т.ч.дизайна.

Робин Уильяме, автор «Недизайнерской книги о дизайне», представила свою классификацию более частных принципов дизайна Это — правила контраста, повтора, выравнивания и приближенности.

 

3.Формообразующие факторы: внутренние(типологический, конкурентный и эстетический), внешние(технологи­ческий, рекламный, международный, национально-традиционный и читательский), личностные(субъективный фактор).

типологический формообразующий фактор. Если газета или журнал претендуют на влиятельность и независимость (экономическую в том числе), они прежде всего ориентируются на читательскую аудиторию, которую назы­вают главным типоформирующим признаком. Также особое место при форми­ровании типа издания занимает владелец (учредитель, издатель). Естествен­но, опытный дизайнер учитывает вкусы и тех, и других. ТФ под­разделяют на объективные, объективно-субъективные и субъективные.

К объективным факторам можно относ.:

1)общественно-экономическую формацию;

2)тип общества;

3)социально-экономическое положение и политическую ситуацию в стра­не и регионе (ареале распространения); 4)конъюнктуру информационного рынка;

5)своеобразие потенциальной читательской аудитории (менталитет на­селения);

6) технологический фактор (уровень развития информационных техноло­гий, компьютерной и полиграфической техники);

7)международный фактор (влияние типов журналистики, СМИ других стран).

К объективно-субъективным факторам:

1)цель (политическая; экономическая; «престижная»);

2)экономико-правовая модель издания (рыночная, ориентированная на не­зависимость издания модель предполагает наличие учредительного до­говора и целого набора других документов);

3)тип журналистики (общественно-правовая; развлекательная др.);

4)профессиональные и этические стандарты (понимание журналистики как духовно-практической деятельности, понимание общественной мис­сии журналистики); • характер информирования (объективный, объективированный, субъек­тивный, или безоценочный, оценочный, смешанный);

5)авторский состав;

6)целевая читательская аудитория;

7) внутренняя структура (тематика и проблематика, разделы и рубрики)

;8)жанры и формы подачи материалов;

9) реклама;

10)география материалов

;11) язык и стиль;

12) дизайн;

13) объем;

14) тираж,

;15) периодичность.

Среди субъективных факторов выделим не только квалификацию и мас­терство редакторов, менеджеров, журналистов, технических работников, ди­зайнеров, полиграфистов и др., но и квалификацию читателей (сотворчество, читательская активность).

Продумывая дизайн, следует прежде всего учитывать тип издания. Некоторые разновид­ности газет и журналов заметно отличаются по внешнему виду (детские — де­ловые), в других различия в форме минимальные. В дизайне возможны заимствования, но требования к созданию оригинального, незаемного «лица» со­храняются. Важно сохранить общие типологические особенности, но при этом привнести в дизайн и нечто эксклюзивное. Требование фирменности диктуется следующим формообразующим фак­тором — соревновательным, или конкурентным.

Не менее важен эстетический фактор, проявляющийся в том, что каждый дизайнер, даже начинающий, творит по законам эстетики, ориентируясь на категории пропорции, равновесия, ритма, контраста и др.

Внешние факторы - технологический. С начала девяностых годов российская периодика стала издаваться на основе новых компьютерных технологий. С того времени верстка периодических изданий осуществляется на редакционном компьютере, а в типографию для печати доставляется либо пленка (калька), либо файл верстки (на дискетах, по линиям связи). Электронно-лазерный набор уменьшил число клавиатурных процессов, наступила эпоха персональных компьютеров. И не просто компью­теров, а целой системы автоматизированных рабочих мест — устройства вво­да, автоматизированного рабочего места редактора со сканерами, лазерными принтерами, средств печати по каналам связи.

Рекламный фактор. Журналисты рассматривают рекламу как один из основных источников финансирования, как особую — коммерческую — разновидность информации, требующей специфического, более яркого, фирменного в каждом конкретномслучае оформления. Реклама благотворно влияет на дизайн газет/журналов в целом, поскольку рекламодатели, требуя броской рекламы, понуждают дизай­неров находить все новые и новые приемы дизайна, добиваться адекватной передачи фирменных цветов, фотоизображения, отличной печати. То есть ре­дакционная техника, программное обеспечение и полиграфическое оборудо­вание должно соответствовать мировым стандартам. Сегодня, когда в издани­ях на равных представлены и редакционная, и рекламно-справочная части, этот факт нельзя не учитывать при создании композиционно-графических моделей газет и журналов.

Специфичность отечественной прессы диктуется также ментали­тетом наших журналистов и аудитории, особым психотипом, важнейшие черты которого — художественность, импульсивность, эмоциональность, интроверти-рованность, релятивность. Все это находит отражение в дизайне газет и журналов, учитывающем националь­но-традиционный и читательский факторы.

Личностный фактор: графика газеты/журнала будет тем более продуманной с эстетической и функциональной сторон, чем более профессио­нально выполняют свою работу все участники формообразовательного процес­са — от макетчика до печатника.