Дидо система, мм

1 п. 0,376

2 п. 0,752

3 п. 1,128

4 п. 1,504

5 п. 1,880

6 п. 2,256

7 п. 2,632

8 п. 3,008

9 п. 3,384

10 п. 3,760

11 п. 4,136

12 п. 4,512

36 п. 13,536

48 п. 18,048

1 ¼ кв. 22,560

1 ½ кв. 27,072

1 ¾ кв. 31,584

2 кв. 36,096

2 ¼ кв. 40,680

2 ½ кв. 45,120

2 ¾ кв. 49,632

3 кв. 54,144

3 ¼ кв. 58,656

3 ½ кв. 63,168

3 ¾ кв. 67,680

4 кв. 72,192

4 ¼ кв. 76,704

4 ½ кв. 81,216

4 ¾ кв. 85,728

5 кв. 90,240

5 ¼ кв. 94,752

5 ½ кв. 99,264

5 ¾ кв. 103,776

6 кв. 108,288

6 ¼ кв. 112,800

6 ½ кв. 117,312

6 ¾ кв. 121,824

7 кв. 126,336

7 ¼ кв. 130,848

7 ½ кв. 135,360

7 ¾ кв. 139,872

8 кв. 144,384

8 ¼ кв. 148,896

8 ½ кв. 153,408

8 ¾ кв. 157,920

9 кв. 162,432

9 ¼ кв. 166,944

9 ½ кв. 171,456

9 ¾ кв. 175,968

10 кв. 180,480

При переводе значений в миллиметры такая точность, как в табл. размера шрифтов, необязательна.

Строкомер. Отдельно следует сказать и о полиграфической линейке, которую практи­ки называют строкомером. Современные верстальщики отказываются от это­го инструмента, объясняя, что на дисплее компьютера все обозначено, а делать вычисления помогает калькулятор... Но линейка нужна не верстальщикам, а прежде всего дизайнерам — тем, кто занимается макетированием. Она совме­щает в себе как типометрию, так и метрическую систему мер, к тому же содер­жит основные величины, применяемые при оформлении печатной продук­ции, — нонпарель, петит, корпус, цицеро. При помощи строкомера легко рассчи­тать точный размер будущей иллюстрации. Наконец, используя металлическую линейку, можно нарисовать аккуратный, понятный до деталей макет. Причем полиграфическую линейку легко изготовить самому.Полиграфическая линейка как бы вобрала в себя многовековой опыт ти­пографского дела, закрепив гармоничные пропорции (вспомним о «золотом сечении»), те размеры, которые соответствуют особенностям человеческого восприятия печатного орнамента, а если конкретнее, — букв, цифр, символов, пробелов, линеек и т.д.

8.Шрифт – основа дизайна

Шрифт – комплект литер (букв), необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита; шрифт, независимо от техники его исполнения, представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма.

В полиграфии – одно из важнейших средств оформления любой печатной продукции.

В состав каждого шрифта входят литеры строчные, прописные, цифры и знаки. Капительные буквы – их размер соответствует строчным, а рисунок – прописным.

При ручном наборе использовались литеры, имевшие ножку, головку, очко, заплечики. Измерялись по следующим параметрам: рост литеры (расстояние от основания ножки до очка), кегль (расстояние между двумя гранями ножки по вертикали очка), толщина (расстояние между двумя боковыми гранями ножки), Кегль и толщина – величины переменные.

Существует сложившаяся терминология, позволяющая охарактеризовать каждый конкретный шрифт по всем его параметрам.

Гарнитура шрифта (Type family) – это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов.

Начертание (Type fase) – это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях. В рамках одной гарнитуры насыщенность может изменяться от сверхсветлой до сверхжирной (light – ultra bold).

Пропорции шрифта – это показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.

Контрастность – это один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов.

Понятие комплектности или комплект знаков (по другой терминологии – полиграфический алфавит) определяется совокупностью всех необходимых для набора текста на одном или нескольких языках знаков: строчных, прописных, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов.

 

Исторические названия размеров шрифтов:

Бриллиант – 3 п.,

Диамант – 4 п.,

Перл – 5 п.,

Нонпарель – 6 п.,

Миньон – 7 п.,

Петит – 8 п.,

Боргес – 9 п.,

Корпус – 10 п.,

Цицеро – 12 п.,

Миттель – 14 п.,

Терция – 16 п.

 

Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля – титульными. Традиционно использовались шрифты, размеры которых измерялись четным количеством пунктов (исключением был боргес). Компьютерные издательские программы расширили возможности: кегль шрифта может быть 11, 13, 19, 25 пунктов и даже 9,3; 18,8 и т.д.

В газетной практике есть такое понятие, как «шрифтовое расписание». Это значит, что, выбрав шрифты, их необходимо закрепить за всеми элементами заголовочного комплекса. В целом шрифтовое расписание предусматривает не только шрифт и его начертания, но и кегль, а также то, какими буквами – прописными или строчными – набирается тот или иной элемент заголовочного комплекса.

Одногарнитурное оформление – набор всей газеты шрифтом одной гарнитуры с использованием разного начертания и написания. При малогарнитурном или многогарнитурном подходах используются несколько гарнитур, но все равно при этом одна гарнитура – основная.

Оптимальным считается вариант, когда рисунки шрифтов близки друг к другу, органично дополняют друг друга, но имеют и контраст. Шрифт должен быть уместен. Значит, из всего изобилия старых и новых шрифтов необходимо выбрать те, которые максимально полно и точно будут соответствовать типу издания

9 классификация шрифтов. В основу типографской классификации шрифтов положены два графических признака – засечки и контраст( 6 основных и 1 дополнительную группы).

Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры.

Поскольку гарнитура – это комплект шрифтов одного рисунка в разных начертаниях и кеглях, шрифт, имеющий свои стилевые признаки, отличающие его от других шрифтов, считается самостоятельной гарнитурой и имеет свое название.

Степень контрастности, наличие и форма засечек и других концевых элементов, расположение наплывов и степень округлости, длина выносимых элементов – вот важнейшие признаки, определяющие основные графические особенности шрифтов и обеспечивающие самобытность каждого.

1. Группа рубленых шрифтов.

Имеют равное соотношение ширин основных и соединительных штрихов, засечки отсутствуют: Древняя, Рубленая, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Правдинская, Гротеск, Букварная, Плакатная, Агат, Московская, Советская, Спутник.

2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками.

Примерно равное соотношение ширин соединительных и основных штрихов с едва наметившимися засечками в виде некоторого утолщения концов вертикальных штрихов: Акцидентная Телингатера, Волгоградская, Севастопольская, Октябрьская.

3. Группа медиевальных шрифтов.

Характеризуются умеренным контрастом основных и соединительных штрихов, с заческами в виде плавного утолщения концов основных штрихов и наклонным расположением оси симметрии округлых букв: Литературная, Банниковская, Заголовочная газетная, Лазурского, Ладога.

4. Группа обыкновенных шрифтов.

Гарнитуры с контрастными штрихами, с длинными тонкими заческами, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Оси округлых букв вертикальные: Обыкновенная, Обыкновенная новая, Елизаветинская, Северная, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур.

5. Группа брусковых шрифтов.

Шрифты с неконтрастными и малоконтрастными штрихами, с длинными утолщенными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением: Брусковая газетная, Балтика, Хоменко, Реклама.

6. Группа новых малоконтрастных шрифтов.

Шрифты с малым контрастом штрихов и длинными утолщенными засечками с округленными концами. Засечки соединены с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением: Коринна, Школьная, Энциклопедическая, Новая газетная, Бажановская, Журнальная, Академическая, Пискаревская, Малановская, Кудряшовская словарная, Кудряшовская энциклопедическая, Баченаса.

7. Дополнительная группа.

Шрифты, не имеющие ярко выраженных графических признаков (сюда же входят шрифты, подражающие рукописному начертанию букв): Пальмира, Каллиграфическая, Машинописная, «1812 год», Жихарева, Рукописная Коробова.

Все шрифты различаются по начертанию (основные графические признаки рисунка шрифта сохраняются).

1. По насыщенности (относительной толщине основных и соединительных штрихов).

- светлые (не более 23%), внутрибуквенный просвет в 2-4 раза больше толщины основного штриха.

- полужирные (до 34%), соотношение от 1:1 до 1:1,5.

- жирные (34% и более), внутрибуквенный просвет уже толщины основного штриха.

Это отношение толщины основного штриха знака к его высоте у строчных букв типа «Н», «П» и т.д. – для кеглей 8, 9, 10, 11 и 12.

2. По наклону (основных штрихов относительно горизонтальной линии шрифта).

- прямые – шрифты с вертикально расположенными основными штрихами.

- наклонные имеют, как правило, наклон в правую сторону на 15 градусов.

- курсивные; строчные буквы курсивного шрифта во многих случаях приближаются к построению рукописных букв.

3. По плотности очка (по относительной ширине, или расстоянию между основными штрихами).

- нормальные (свыше 60% до 85%),

- узкие (свыше 45% до 60%),

- сверхузкие (не более 45%),

- широкие (свыше 85% до 105%),

- сверхширокие (не менее 115%).

Плотность очка определяется по зрительному отношению сторон прямоугольника, образованного осями вертикальных штрихов и линиями, проведенными между верхними и нижними соединительными штрихами (высота знака).

4. По заполненности основных штрихов.

- контурные имеют контурное построение штрихов и за их пределами – тень, как бы отбрасываемую буквой, что создает впечатление объемности шрифта,

- оттеночные (оттененные),

- штрихованные.

 

10.Шрифтовые и нешрифтовые выделения в тексте.Выделенияв тексте.

Шрифтовые:

1. Повышение (понижение) кегля без изменения гарнитуры.

2. Изменение начертания на полужирное.

3. Изменение написания на курсивное.

4. Смена гарнитуры ( иногда вместе с начертанием).

5. Разрядка – увеличиваются пробелы между буквами (при этом должен увеличиваться и промежуток между словами).

6-7.В компьютерной верстке появились новые приемы: кернинг (корректировка расстояния между отдельными парами литер) и трекинг (автоматическое изменение величины межсимвольного интервала для всех литер внутри заданного отрезка текста).

- Кернинг позволяет уменьшить расстояние внутри отдельных пар литер и тем самым улучшить читаемость текста. Иногда кернинг используется и для увеличения расстояния между литерами. Часто это делается для повышения разборчивости белого текста на черном фоне. Более крупный шрифт, как правило, требует меньшей величины межсимвольных интервалов и пробелов между словами.

- Трекинг дает возможность регулировать общую величину межсимвольного интервала и осуществляется следующими способами: непосредственно как операция над выбранным отрезком текста; как элемент стилевого оформления; как установка по умолчанию (то есть программа будет автоматически осуществлять трекинг на заданную величину, если только верстальщик не укажет иное значение). Увеличение трекинга повышает плотность текста и позволяет разместить на той же площади большее количество слов. Это делает публикацию более темной. И наоборот, уменьшение трекинга осветляет полосу.

8. Набор прописными буквами.

9. Набор капителью (размер капительных букв соответствует строчным, а рисунок – прописным).

Нешрифтовые (композиционные):

1. Втяжка (выделяемые строки набираются на неполный формат, с отступом от левого края). Ширина втяжки должна заметно (хотя бы в два раза) превышать ширину абзацных отступов.

2. Увеличенный интерлиньяж (текст на шпонах). Интерлиньяж – это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Оптимален интерлиньяж в 120 процентов от кегля шрифта.

3. Постановка боковой линейки.

4. Подчеркивание.

5. Зарамливание.

6. Использование фоновых подложек.

7. Выделение цветом.

8. Использование выворотки (белые буквы на черном, а также на фоне какого-то другого цвета).

Можно сочетать шрифтовые и нешрифтовые выделения, и самое главное – сохранять систему применения выделений.

 

11.Шрифтовое оформление отдельных элементов текста Лид (врезка, вводка) – несколько предложений, которые как бы вводят читателя в публикацию, сразу выражают главную идею или, напротив, интригуют – суть определяется автором. Этот особый текстовый блок следует по-особому оформлять, используя шрифтовые и нешрифтовые выделения.

Постскриптум – его оформление может быть аналогичным оформлению лида.

Выносы в тексте стали активно использоваться с внедрением компьютерной технологии. Это два-три предложения, выражающие какую-то мысль, способную наиболее заинтересовать читателя, привлечь его внимание к публикации. В большом тексте может быть несколько выносов.

Оформление авторской подписи:

1 строка – инициал и фамилия;

2 строка – указание на должность; указание на звание помещают в первой строке, слева от фамилии.

Авторскую подпись, как правило, выключают вправо. Необходимо сохранять единообразное оформление. Фамилию набирают полужирным прямым прописным петитом, боргесом или корпусом; звание – строчным полужирным или светлым шрифтом того же кегля. В конце подписи ставится точка. Фамилию автора можно переносить в начало текста, подчеркнуть линейками. Групповую подпись можно располагать столбцом, каждую выключая вправо, или же подряд, избегая переноса фамилий.

Иногда применяются рисованные (клишированные) авторские подписи, а также факсимиле. В последнем случае желательно набрать фамилию автора еще и обычным шрифтом.

Территориальную ссылку набирают светлым строчным или прописным прямым петитом, помещают отдельной строкой ниже авторской подписи и выключают влево.

Подписи к иллюстрациям обычно набирают шрифтом полужирного начертания меньшего, чем основной текст, шрифта. Иногда применяют курсив. Один из современных приемов – расположение фамилии автора снимка сбоку фотографии, вертикально, мелким кеглем.

Эпиграф. Формат набора – не меньше формата набора основного текста и не превышающий две трети его. Шрифт должен отличаться, кегль – на 1 ступень меньше.

Инициал (буквица, «фонарик») – прописная литера 16-24 п. Высота – 2-3 строки. Продолжение слова набирается прописным. Цифры обычно не оформляются инициалами – лучше их набрать словами. Если в начале текста идут имя и фамилия, то затем все необходимо набрать прописными буквами.

Варианты размещения буквицы: верх очка буквицы держит линию с верхом прописных букв, которыми набрано слово; буквица возвышается над первой строкой абзаца; буквица набрана с абзацным отступом; буквица набрана без абзацного отступа; под буквицей нет дополнительного белого пространства; под буквицей есть дополнительное белое пространство (буквица «парит» в воздухе) – по высоте нескольких строк или всего абзаца.

Набор стихотворений. Приемы оформления: начальные строки всех строф набираются без абзацного отступа; между словные пробелы должны быть равны или близки к ширине знака (изменение пробелов допускается для размещения строки в заданном формате); если строки стихотворения должны быть набраны с разными втяжками (отступами), один отступ от другого должен отличаться не менее чем на величину пробела; в стихотворениях, набираемых со ступенчатой выключкой («лесенкой»), первые строки размещают по одной вертикали, на которой окончился текст предыдущей строки в группе (при малых форматах колонки – меньше 3 кв. – допускается перекрытие строк внутри группы на одинаковую величину (кегельную, цицеро) по всему стихотворению). Не следует делать переносов – лучше переносить целые слова, выключаемые отдельной строкой вправо.