рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ДИНАМИКИ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ДИНАМИКИ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ - раздел Демография, ОСНОВЫ ЭТНОДЕМОГРАФИИ   Этнический Состав Населения Мира, Страны, Района Непрерывно И...

 

Этнический состав населения мира, страны, района непрерывно изменяется. История дает нам многочисленные свидетельства того, как на протяжении столетий и тысячелетий менялась этническая картина обитаемой части земного шара. Появлялись и бесследно исчезали народы, осваивались целые континенты, многие этносы покидали свою родную землю и пускались в дальние странствия.

"Возраст" ныне обитающих народов очень различен. Если персы и армяне сложились как этнические общности более двух тысяч лет назад, то американская нация существует немногим более двухсот лет. Если японцы сформировались уже настолько давно, что антропологические различия между ними почти не прослеживаются (практически все они принадлежат к одному антропологическому типу), то молодые нации Латинской Америки нередко состоят из представителей нескольких человеческих рас, а также смешанных расовых типов.

Довольно быстрые изменения претерпевает этнический и расовый состав населения стран, регионов и даже целых частей света. Еще 13 веков назад Северная Африка была заселена различными берберскими народами и потомками древних египтян - коптами, а ныне во всех североафриканских странах резко преобладают арабы. Полтысячелетия назад все население Америки составляли индейцы да расселенные на крайнем севере эскимосы и алеуты, теперь основную часть жителей образуют молодые нации, говорящие на испанском, португальском, английском и французском языках. Если 200 с небольшим лет назад по австралийскому континенту бродили лишь отсталые племена аборигенов, занимавшиеся охотой и собирательством, то теперь 97% населения Австралии составляют представители молодой англоавстралийской нации и постепенно сливающиеся с ней группы иммигрантов европейского происхождения. Примеры коренного изменения этнического состава населения обширных регионов мира можно продолжать до бесконечности.

Все такие изменения этнического состава связаны с тремя основными факторами: этническими процессами, миграциями, а точнее этнической структурой миграционных потоков, и этническим аспектом демографических процессов. Относительная роль каждого из этих факторов в формировании населения конкретной страны и района может быть очень различной.

Выше было приведено несколько достаточно впечатляющих примеров коренного изменения этнического состава населения в результате широкомасштабных миграций. О сущности миграций, их классификации говорилось в гл. 2. Здесь же только отметим, что для того, чтобы исследовать влияние миграций на динамику этнической струк

туры, нужно "разложить" миграционное сальдо на его этнические составляющие1. Например, в какую-нибудь переселенческую страну (скажем, в Австралию) идет непрерывная иммиграция, достигающая в отдельные годы внушительных размеров. Ознакомившись только с количественными характеристиками миграций и их колебаниями по годам, можно получить лишь представление о роли миграции в увеличении численности населения этого государства. Если же поставлена цель изучить этнические последствия миграции, то необходимо проанализировать материал о географических (а через них и этнических) источниках иммиграции и выяснить сальдо миграционного обмена Австралии с каждой конкретной страной с учетом этнической структуры ее населения и активности разных ее этносов в миграционных процессах, если страна многонациональна.

Важную роль в изменении этнического состава населения иногда играют этнические аспекты демографических процессов (о них говорилось в гл. 6 и 7).

Однако особенно часто (хотя и не всегда) решающую роль в динамике этнического состава населения играют этнические процессы.

Этническими процессами называются процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса: отдельных элементов материальной и духовной культуры, языка, социальной структуры, самосознания и т.д.

Этнические процессы весьма разнообразны, многоплановы и с трудом поддаются глубокому изучению. До сравнительно недавнего времени, несмотря на очевидную важность исследования этнических процессов для понимания этнополитической ситуации в стране, как у нас, так и за рубежом им не уделялось по разным причинам достаточного внимания.

В США, где изучение народов (как своих, так и зарубежных) достигло высокого уровня, к исследованию этнических процессов тем не менее подходили прагматически: американские ученые серьезно занимались лишь изучением ассимиляционных процессов (во всех их стадиях), поскольку именно таковые имели для их страны особо важное значение.

В России, где интенсивно происходят этнические процессы самых разных типов и есть положительный опыт давнего их изучения, на пути их правильной классификации, а отсюда и глубокого понимания стояли большие препятствия, так как чиновники от науки запрещали использовать применительно к народам теперь уже бывшего СССР даже сам термин "ассимиляция", усмотрев в нем какой-то сугубо негативный смысл. Лишь с 60-х годов началось систематическое изучение этнических процессов и постепенно разработана их достаточно подробная типология, вызвавшая интерес и за рубежом.

1 Если, конечно, не ведется специального учета национальной принадлежности иммигрантов.

 

Прежде всего среди этнических процессов выделены этноэволюционные и этнотрансформационные. Процесс называется этноэволюционным в том случае, когда при изменении отдельных компонентов этнос или какая-либо его группа тем не менее остаются самими собой, т.е. их этническое самосознание не изменяется: при этнотрансформационном процессе самосознание изменяется, и этническая принадлежность человека становится иной.

В зависимости от преобладания центростремительных или центробежных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы: этническое объединение и этническое разделение. Как мы далее увидим при характеристике конкретных типов этнических процессов, процессы каждой из этих групп могут быть по своей этнической сути и этноэволюционными, и этнотрансформационными, и смешанными эволюционно-трансформационными.

Хотя прежде были весьма широко распространены этноразделительные процессы, теперь повсюду преобладают процессы этнообъединительные, и поэтому мы остановимся на них в первую очередь.

Процессы этнического объединения весьма различны по своему характеру, однако у них есть некоторые общие черты. Прежде всего для любой формы этнического объединения свойственно культурное и языковое сближение вовлеченных в процесс лиц. Постепенно нивелируются, а иногда и полностью уничтожаются имеющиеся между людьми различия.

Формы этнообъединительных процессов различны. На современной стадии изучения этнических процессов можно выделить следующие пять основных типов этнического объединения: этническая фузия, этническая консолидация, этническая ассимиляция (и близкая к ней этническая конверсация), межэтническая интеграция, этногенетическая миксация2.

Этнической фузией3 называется процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос. Этнической фузией может быть названо слияние восточнославянских племен (полян, северян, древлян, волынян, дулебов, белых хорватов, уличей, тиверцев, дреговичей, радимичей, полочан, кривичей, вятичей, словен ильменских) в древнерусский народ.

Процесс этнической фузии протекает с разной скоростью, зависящей от комплекса влияющих на этот процесс факторов, и в частности от

2 Многочисленные примеры процессов всех этих типов рассматриваются во втором разделе.

3 Этот процесс обычно называют межэтнической консолидацией. Однако, чтобы не смешивать его с внутриэтнической (лучше просто этнической) консолидацией (а такая путаница нередко возникает), а также с учетом того, что главное значение слова "консолидация" - это все-таки "упрочение", "укрепление", "сплачивание", авторы данного учебного пособия решили заменить этот термин на понятие "этническая фузия", что буквально означает "оглавление", "слияние".

 

уровня социального и этнического развития страны, в которой идет процесс, интенсивности хозяйственных и иных связей между отдельными ее частями. Чем выше уровень развития страны и теснее связи между ее районами, тем быстрее происходит этническая фузия.

На процесс оказывают также воздействие географические условия, в которых живет население. Например, ровная, открытая местность обычно благоприятствует этническим контактам, а последние, безусловно, ускоряют этническую фузию.

Очень существенна для интенсивности протекания этнической фузии также степень языковой, культурной, религиозной и расовой близости групп, участвующих в процессе. Как указывалось в самом определении этнической фузии, в этом процессе обычно участвуют родственные между собой общности, однако степень родства может быть различной, и чем оно ближе, тем процесс протекает быстрее.

Некоторое влияние оказывает сложность этнической структуры населения территории, где идет процесс, поскольку слишком большое число мелких этнических образований (пусть даже очень близких друг другу в языково-кулътурном отношении), несомненно, замедлит процесс этнической фузии.

Для идущих в развивающихся странах процессов этнической фузии большое значение имеет наличие у складывающейся этнической общности письменности, которая может играть важную роль в интенсификации процесса. Конечно, ускорение процесса возможно только в том случае, если для всего участвующего в процессе этнического массива избран какой-нибудь один диалект (наличие нескольких литературных форм может существенно осложнить положение).

Второй тип этнообъединительных процессов - этническая консолидация - заключается во внутреннем сплочении более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами. Этот процесс характерен для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей. Например, после того, как русские сложились в единый народ, в течение длительного времени шло сближение локальных групп в их составе (население Московской, Тверской, Новгородской и других земель).

Этническая фузия и этническая консолидация - два тесно связанных между собой процесса. Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию. Поэтому при исследовании конкретного этнического процесса порой бывает довольно трудно дать его типологическую характеристику: является ли он конечной стадией этнической фузии или начальной стадией этнической консолидации.

Однако несмотря на безусловную связь процессов двух рассмотренных типов, сущность их различна: если первый из них является этнотрансформационным процессом и приводит к смене этнического самосознания, то второй процесс этноэволюционен и к смене самосознания не ведет.

 

 

Третий тип этнообъединительных процессов — этническая ассимиляция - особенно широко распространен в экономически развитых странах, и прежде всего в тех из них, где много иммигрантов. Он состоит в растворении прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. Таким образом, ассимиляция будет для одной стороны — ассимилируемых - этнотрансформационным процессом, поскольку у них изменится этническое самосознание. Для другой же стороны - ассимилирующего народа - этническая ассимиляция будет процессом этноэволюционным, так как самосознание этого этноса останется прежним.

Хотя ассимиляционные процессы наиболее характерны для современных развитых стран, они известны были во все периоды истории. Так, во время существования Киевской Руси финноязычные племена мещера, мурома, меря были ассимилированы древнерусским народом.

Ассимиляционные процессы имеют неодинаковую скорость. Скорость ассимиляции зависит от сочетания таких факторов, как численность ассимилируемой группы, характер ее расселения, время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственные связи с основным населением территории, социально-правовое состояние и семейное положение ассимилируемых, частота вступления в смешанные браки, наличие или отсутствие контактов с родиной (если речь идет об иммигрантских группах), отношение к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической среды, близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе, соотношение уровней культуры ассимилируемого меньшинства и ассимилирующего большинства, уровень развития этнического самосознания и т.д. Некоторые из перечисленных факторов порой так тесно взаимопереплетены, что расчленить их невозможно.

Характер влияния большинства из перечисленных факторов настолько очевиден, что не требует каких-либо пояснений. Поэтому остановимся только на тех из них, воздействие которых носит сложный и дифференцированный в разных случаях характер.

Так, на первый взгляд может показаться, что сходство хозяйственных занятий ассимилируемых и ассимилирующих должно непременно ускорять их сближение. На самом же деле влияние этого фактора противоречиво. В большинстве случаев сходные занятия, конечно, способствуют интенсификации ассимиляционного процесса. Попадая в близкую ей хозяйственную среду, ассимилируемая группа быстро с ней сливается, однако иногда сходство хозяйственных занятий вызывает конкурентные столкновения между пришлым и коренным населением, что может затруднить ассимиляционный процесс.

Интересно остановиться и на роли такого фактора, как семейное положение ассимилируемых. По этому признаку всех иммигрантов (речь идет о мужчинах, так как именно они чаще преобладают среди приезжих) можно разделить на три категории: женатых, приехавших без семей; женатых, приехавших с семьями; холостых. Быстрее всех асси

милируются холостяки, многие из них вступают в браки с местными девушками. Что же касается лиц, привезших на новое местожительство свои семьи, то они, хотя в большинстве своем и остаются здесь навсегда, ассимилируются сравнительно медленно, так как в семейных ячейках сохраняется, а иногда и воспроизводится старая этническая общность. Еще более затруднена ассимиляция иммигрантов, оставивших свои семьи на родине. Живя думами о возвращении в родные края, они смотрят на страну пребывания как на временное пристанище, которое рано или поздно предстоит покинуть. Вынужденные адаптироваться к местным условиям, они вместе с тем не желают раствориться в новой среде.

Рассмотрим, как влияет на процесс ассимиляции соотношение уровней культуры контактирующих народов. Быстрее всего этот процесс идет, при прочих равных условиях, у групп, поселяющихся среди этноса, приблизительно одинакового с ними уровня культуры. Довольно быстро протекает ассимиляция и в том случае, когда пришельцы попадают в среду, несколько превышающую (но не очень значительно) их по уровню культуры. Наконец, при резких различиях в уровне культуры, особенно когда приезжие превосходят местное население в культурном отношении, процесс ассимиляции очень затруднен.

Когда в ассимиляционном процессе взаимодействуют два очень близких друг другу по языку и культуре этноса (например, русские и белорусы), этот процесс резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближающих его с консолидационным и фузионным процессом. Его протекание существенно отличается от обычного ассимиляционного процесса, когда взаимодействуют два неродственных или весьма отдаленно родственных народа. Было предложено назвать этот подтип (или, может быть, самостоятельный тип) этнообъединительных процессов этнической конверсацией.

Еще одним типом этнообъединительных процессов является межэтническая интеграция, состоящая во взаимодействии внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов, взаимодействии, которое приводит к появлению у них ряда общих черт. В результате межэтнической интеграции складываются не этносы, а особые межэтнические (метаэтнические) общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ (а могут и никогда не слиться). Эти своеобразные общности представляют собой группу этносов, которая обладает элементами общего самосознания (оно может быть основано на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии, политических связях и т.д.). Хотя межэтническая интеграция представляет собой в основном этноэволюционный процесс, поскольку самосознание у отдельных этносов сохраняется, появление зачатков общего самосознания у метаэтнической общности позволяет все же говорить о какой-то самой начальной стадии этнической трансформации. Процессы межэтнической интеграции присущи всем длительно

существующим полиэтничным государствам. Они шли в той или иной форме в Римской империи, Российской империи, сменившем ее СССР и т.д. Естественно, что с распадом многонационального государства процесс межэтнической интеграции прекращается.

Не часто встречающийся ныне тип этнообъединительных процессов - этногенетическая миксация, в ходе которой новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. Иногда этот процесс как бы продолжает межэтническую интеграцию, однако, в отличие от нее, имеет этнотрансформационный, а не этноэволюционный характер. В свою очередь, после завершения в основных чертах формирования нового этноса этногенетическая миксация может перейти в этническую консолидацию.

Процессы этногенетической миксации наиболее свойственны Латинской Америке, однако в прошлом они имели место и в других регионах. Этногенетической миксацией может быть названо формирование башкирского этноса, который образовался как из тюркских, так и финно-угорских групп, включил в себя как монголоидные, так и европеоидные элементы.

Хотя процессы этнического разделения были особенно ярко выражены на ранних этапах человеческой истории, они идут в ряде районов мира и сейчас. Существует два типа этноразделителъных процессов: этническая парциация и этническая сепарация.

При этнической парциации происходит разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым (этот процесс в какой-то мере можно рассматривать как антипод этнической фузии). Так, в результате рассечения территории некогда единого древнерусского народа государственными границами из него выделились три близких между собой по языку и культуре, но вполне самостоятельных народа: русские, украинцы и белорусы.

При этнической сепарации от того или иного народа отделяется его часть, обычно сравнительно небольшая, которая со временем превращается в самостоятельный этнос (этот процесс можно в известной мере считать антиподом ассимиляции). Этническая сепарация вызывается разными причинами - переселением какой-то группы исходного этноса, политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиозным обособлением этнической группы. Например, именно переселение в XVII в. части ойратов в Россию привело к созданию калмыцкого народа.

Если этническая парциация представляет собой чисто этнотрансформационный процесс, то этническая сепарация трансформационна только для той части исходного этноса, которая обособляется в отдельный народ. Иногда в одном и том же массиве населения одновременно идут процессы разных типов (например, этническая консолидация какого-нибудь народа с одновременной ассимиляцией им иммигрантских групп).

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ЭТНОДЕМОГРАФИИ

На сайте allrefs.net читайте: "ОСНОВЫ ЭТНОДЕМОГРАФИИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ДИНАМИКИ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
    В демографии выделяют две формы движения населения: 1) естественное и 2) пространственное (территориальное), или миграции (раньше миграции нередко называли механичес

ПЕРЕПИСИ И ДРУГИЕ ВИДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ
  Потребность в учете населения появилась еще в глубокой древности. Сохранились сведения о таких учетах в Древнем Египте, Двуречье, Китае, Индии, Японии, Древней Греции, Древнем Риме.

ЭТНИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ КАК "ПОГРАНИЧНАЯ" ДИСЦИПЛИНА МЕЖДУ ДЕМОГРАФИЕЙ И ЭТНОЛОГИЕЙ
  Прежде чем определять предметную область этнической демографии, рассмотрим, как связаны между собой этнология и демография и в каких областях они "перекрывают" друг друга.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
  Основным источником при определении этнического состава населения и анализе динамики численности народов являются материалы переписей населения. В переписях большинства стран имеетс

ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЖДАЕМОСТИ
  Как известно, показатели рождаемости у разных народов сильно варьируют. Впрочем, национальная принадлежность, конечно, сама по себе не определяет уровня рождаемости, который обуслов

ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЕРТНОСТИ
  В предыдущей главе речь шла о том, что показатели рождаемости у разных народов существенно различаются и что этническая принадлежность сама по себе не определяет уровня рождаемости.

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
  Термином "страны ближнего зарубежья" в России в последнее время стали обозначать республики бывшего СССР (кроме, естественно, самой Российской Федерации). Таким образом, к

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
  В настоящей главе предполагается рассмотреть демографические, миграционные и этнические процессы, идущие в различных странах Европы, кроме республик бывшего СССР. Это территориально

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В АЗИАТСКИХ СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
    В главе будут рассмотрены демографические, миграционные и этнические процессы в Азии, кроме той ее части, которая прежде входила в состав СССР. Ранее эту территорию

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ
  Африка, площадь которой составляет 30,3 млн км2, а население насчитывает свыше 700 млн человек, по числу независимых государств опережает ныне любую другую часть света. О

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АМЕРИКИ
  Население Америки (Нового Света) формировалось по сравнению со Старым Светом весьма своеобразным путем, что сказалось прежде всего в большой специфике этнической структуры ее населе

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ
  Австралия и Океания - самая малая и самая слабозаселенная часть света (не считая не имеющей постоянного населения Антарктиды). На ее территории, составляющей вместе с Ириан-Джая и Г

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА
(вместо заключения)   При этнодемографическом обзоре отдельных частей света отмечалось, что демографические показатели в разных странах и регионах сильно раз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги