Брачный и семейный состав, брачность и разводимость

Брачный состав населения — это распределение населения по брачному состоянию (статусу). Брак как демографическая категория — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Брачное состояние — это положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами конкретной страны. Брачный состав определяется процессом брачности.Брачность — процесс образования брачных (супружеских) пар. В странах существуют определенные нормы брачного возраста.Брачный возраст — это минимальный брачный возраст, начиная с которого в конкретной стране закон или обычай допускает вступление в брак. Минимальный возраст вступления в брак в России установлен законом, это — 18 лет для мужчин и женщин; в отдельных случаях, по решению местных органов власти, он может быть снижен, но не более чем на 2 года.

Бракоспособное население — это количество мужчин и женщин, не состоящих в браке и находящихся в возрасте старше брачного, т. е. минимально возможного для вступления в брак в соответствии с законами или обычаями конкретной страны. Брачный возраст в разных странах колеблется от 12 до 22 лет.

Средивидов брака различают моногамию (однобрачие) и полигамию (многобрачие).

Моногамия (моногамное супружество) — это брак одного мужчины с одной женщиной.

Полигамия (полигамное супружество) — это брак одного мужчины с несколькими женщинами (полигиния, или многоженство) или брак одной женщины с несколькими мужчинами (полиандрия, или многомужество).

В истории человечества полигамия (точнее — полигиния) была гораздо более широко распространена, чем моногамия; число культур с преобладанием полигамии почти в 4 раза превышает число культур, где преобладала моногамия (Медков В. М., с. 148). Полиандрия (многомужество) распространена крайне незначительно. Она существует у некоторых народов Индии и Тибета, причем в виде фратернальной полиандрии, т. е. брака одной женщины с несколькими братьями. На современном этапе развития общества распространение полигамии снижается, а моногамии — растет.

В христианском мире жизненные обстоятельства порой заставляли признавать позитивные возможности многоженства. Например, главным образом в католических странах в Средние века, после войн, когда количество мужского населения резко сокращалось, были случаи временного разрешения многоженства. В тех ситуациях католическая церковь объясняла допущение многоженства тем, что не нашедшие себе мужей женщины легче становятся на путь порока. Когда количество детей увеличивалось, демографическая ситуация улучшалась, восстанавливалась и росла численность населения — многоженство вновь запрещали.

В России в 90-е гг. XX в. предпринимались попытки узаконить полигамию (многоженство), тем более что официальная практика многоженства в России уже была. Во-первых, вековая традиция мусульман разрешает им иметь 4 жен, что длительный период широко практиковалось и ни от кого не скрывалось до событий 1917 г.; позже эта практика существенно сузилась. Но с 1999 г. в Ингушетии (Северо-Кавказский экономический район) действовали законодательные нормы, по которым мужчина мог иметь до 4 жен, однако в июле 2000 г. эти нормы были признаны Верховным судом той республики противоречащими Конституции России и отменены. В 2001 г. была разработана и обнародована подготовленная Советом муфтиев России социальная концепция российских мусульман. В доктрине российских мусульман официально закреплена возможность многоженства. В документе записано: «Мусульмане считают допустимым многоженство с заключением брачного договора, устанавливающего права всех сторон, причем на первое место ставится ответственность мужчины за благо всей семьи и справедливое отношение ко всем ее членам».

Осенью 2000 г. В.В. Жириновский и возглавляемая им Либерально-демократическая партия России пытались провести через Государственную Думу закон, разрешающий многоженство в нашей стране, но это предложение депутаты отклонили.

Независимо от вида брака на определенный момент времени люди делятся на состоявших в браке и на не состоявших в браке. Последние делятся на никогда не состоявших в браке, вдовых и разведенных. Различают дватипа брака: зарегистрированный и фактический. Люди могут состоять в зарегистрированном и незарегистрированном браке (сожительство). Регистрация брака — это не формальный акт, а важное действие, имеющее правовое значение для супругов и их детей. В законодательстве многих стран при регистрации брака предусмотрено заключение брачного контракта (брачного договора). Брачный контракт — это письменное соглашение жениха и невесты об их правах и обязанностях по управлению и распоряжению имуществом.

Выделяют различныеформы брака: церковный, гражданский светский, гражданский консенсуальный (юридически не оформленный). В нашей стране согласно законодательству в полном объеме права и обязанности супругов по отношению друг к другу осуществляются только при светской (официальной) форме брака, тогда как права и обязанности супругов по отношению к детям одинаковы для всех форм брака.

В ХХ в. значительное развитие получили повторные браки.Серийная моногамия — это повторные, главным образом послеразводные браки мужчин и женщин. Интенсивность браков — первичных и повторных (после разводов, смерти другого супруга) зависит от широты брачного круга.Брачный круг — совокупность возможных для данного человека брачных партнеров.

Частота и распространенность повторных браков имеют тенденцию роста. Так, в России только за 1980–1998 гг. доля вступивших в повторный брак увеличилась с 18,9 до 28,0% для мужчин и с 17,9 до 26,9% — для женщин. Большая часть повторных браков — свыше 80% — заключаются после развода (а не после смерти супруга или супруги). В городах, особенно крупнейших, доля вступающих в повторный брак особенно велика. В зарубежных странах повторные браки распространены в большей мере, чем в России. Так, в США еще в середине 80-х годов около 46% всех заключенных браков были повторными хотя бы для одного из брачных партнеров.

В западных странах в послевоенный период юридически не оформленный брак год от года получал и получает все более широкое распространение. В публикациях, в том числе в ряде научных, альтернативные формы брака оцениваются как допустимые. Но в действительно серьезных работах это явление оценивается отрицательно. Так, крупные российские демографы В.А. Борисов и А.Б. Синельников в своих работах аргументированно доказывают, что альтернативные формы брака и семьи не способны обеспечить воспроизводство населения и нормальное воспитание детей.

Тем не менее практика нерегистрируемых браков расширяется. Так, в США от 4–5% до 7–8% всего населения живут в незарегистрированных браках. А среди тех, кто состоит в официальном браке, не менее пятой части жили вместе до его регистрации или имели такой опыт в прошлом. Сожительство, главным образом, распространено среди лиц с низким образованием, в среде творческих работников, а также среди людей, чьи родители не состояли в браке или их брак был неудачным.

В России люди, состоящие в незарегистрированном браке, впервые фиксировались во время микропереписи населения 1994 г., а затем учитывались при переписи населения 2002 г. Микроперепись показала, что в 1994 г. в России в незарегистрированных браках состояли 6,5% мужчин и 6,7% женщин. Данные социолого-демографического исследования «Россия-2000», проведенного социологическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова в ряде регионов страны, показали, что в незарегистрированном браке живут 7,2% опрошенных, причем в возрасте до 24 лет — 8,1%, а в возрасте 50 лет и старше — 4,3%. Данные этого обследования показывают положительное отношение значительной части россиян разных возрастов к практике нерегистрируемых браков. На вопрос: «Как Вы относитесь к совместной жизни вне зарегистрированного брака?» — ответили «считаю допустимым в любом случае» — 38% от общего числа опрошенных; люди в возрасте до 24 лет — 41%, 25–29 лет — 45%, 30–34 лет — 48%, 35–39 лет — 32%, 40–44 лет — 36%, 45–49 лет — 37%, 50 лет и старше — 38%. При этом считают совершенно недопустимыми незарегистрированные браки 6% от общего числа респондентов, 3% людей в возрасте до 24 лет, 5% людей в возрасте 25–34 лет и 45–49 лет, 7% людей в возрасте 35–44 лет и 4% россиян в возрасте 50 лет и старше (по Медкову В. М., с. 175). Практика нерегистрируемых браков в России расширяется, особенно в студенческой среде, как и во всем мире.

В России, несмотря на некоторое ослабление института семьи на протяжении нескольких последних десятилетий, брак остается преобладающей формой жизни людей. Так, по данным микропереписи населения 1994 г., в возрастной группе 45–49 лет (люди, никогда не вступавшие в брак к 50 годам, считаются в демографии окончательно безбрачными) среди 1000 мужчин состояли в браке 857, никогда не состояли в браке 55 (37–1989 г.), овдовели 14, развелись или разошлись 81. Из 1000 женщин этой же возрастной группы состояли в браке 737, никогда не состояли в браке 46 (35–1989 г.), овдовели 74, развелись или разошлись 143. В большинстве европейских стран доля людей, состоящих в браке, как правило, ниже, чем в России, а доля никогда не состоявших в браке, разошедшихся и разведенных — выше.

Институт семьи во всем мире, в том числе в России, ощущает растущие проблемы. Современную семью характеризуют грубость и агрессивность, свыше 70% населения России живут в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, что вызывает рост числа и продолжительность депрессий, тяжелых неврозов, алкоголизм и наркоманию. Можно отметить следующие тенденции в развитии института российской семьи в конце XX в.: 1) снижение брачной активности при расширении практики создания нерегистрируемых брачных союзов, гостевых форм брачных отношений; 2) умаление значимости девственности и брачной верности, ориентация на допустимость компромиссов в семейных отношениях; 3) рост нестабильности семьи, уровня разводов; 4) расширение процесса нуклеаризации семейных ячеек как желаемой модели семьи при снижении ее средней детности, рост внебрачной рождаемости; 5) растущая ориентация на однонациональную и одноконфессиональную семью; 6) стабильное влияние родителей на социально-психологический климат в семье их взрослых детей.

Происходит изменение стереотипа идеальной или допустимой жены, мужа. Девушки и женщины в муже больше всего ценят ум, взаимопонимание и сексуальную совместимость, меньшее значение имеют верность и чувство юмора, еще меньшее значение они придают ответственности мужчин. Мужчины больше всего в женщинах ценят красоту и ум, только затем они отмечают верность и сексуальную совместимость, еще меньшее значение, по их мнению, имеют доброта и трудолюбие женщин.

Веками характерными чертами российской семьи были: желанность ее создания, стабильность, относительная многочисленность, открытость, приоритет духовных ценностей над материальными, восприятие матери прежде всего как нравственно-духовной основы их единения, жизни, а отца — как материального и юридического лидера, а также бескорыстная взаимная помощь, любовь, терпение, покорность, уважение старших членов семьи. Все традиционные для России религии с рождения воспитывали в россиянах эти качества. Стремительные социальные потрясения, особенно в XX в., серьезно пошатнули устои российского общества и умалили, но не подорвали веры в семью как главнейшую и наиболее надежную ячейку общества. Социологические обследования в разных частях России, в том числе Москве, в 90-е гг. показали, что во всех жизненных ситуациях россияне больше всего надеются на помощь именно своей семьи.

Хотя подавляющая часть россиян люди семейные или намеревающиеся создать семью, ощущается тенденция более позднего вступления в официальный брак или даже отказа от него. Также известно, что семья способствует здоровью и благополучию людей. Распространенность хронических заболеваний отмечается среди лиц, состоящих в браке, в 2 раза ниже среди мужчин и в 2,8 — среди женщин, чем среди тех, кто в браке не состоит.

Брачный состав населения сильно зависит от возрастно-половой структуры, в частности от соотношения количества мужчин и женщин в определенных (старше брачного) возрастах. Главным и наиболее достоверным источником данных о брачной структуре населения являются всеобщие переписи населения (которые учитывают все формы брака для всего населения) и микропереписи населения. Кроме того, о брачном составе можно судить по данным обработки записей актов гражданского состояния или по церковным книгам (но это касается только официально зарегистрированных браков) и по результатам специальных выборочных социально-демографических обследований населения.

В России во время проведения переписи выделяютпять категорий брачного состояния населения: 1) никогда не состоявшие в браке; 2) состоящие в браке на момент переписи; 3) вдовые; 4) разошедшиеся (но не разведенные); 5) разведенные (прошедшие процедуру расторжения брака).

Развод, или расторжение брака, — это прекращение брака при жизни супругов. Разводимость — процесс распадения супружеских пар в поколении вследствие развода (расторжения брака).

Разошедшиеся и разведенные категории обычно учитываются вместе. Статистика некоторых стран отдельно выделяет состоящих в законном браке (юридически оформленном церковью и (или) гражданскими институтами) и состоящих в консенсуальном браке (юридически не оформленном), а также состоящих в первом и повторном браках. Повторные браки, как правило, составляют небольшую долю общего числа браков, и их распространенность зависит в основном от уровня разводимости и овдовения в молодых возрастах.

Характеризуя брачное состояние населения, используют следующие основные количественные показатели:

1. 1) доля лиц в каждом поколении, когда-либо вступивших в брак (поколение здесь понимается как когорта по году рождения);

2. 2) доля людей, не вступивших в брак (демографическое явление безбрачия);

3. 3) средний возраст вступления в первый брак;

4. 4) доля людей, вступивших в повторный брак после развода или овдовения (степень компенсации разводов и овдовения);

5. 5) средний временной интервал между разводом или овдовением и повторным браком.

Рассчитывают такжекоэффициенты брачности — общие и специальные, показывающие интенсивность вступления в брак во всем населении и в отдельных группах бракоспособного населения (специальный коэффициент брачности).

Наиболее обобщенный из коэффициентов — коэффициент, илиуровень, брачности, который показывает распространение брака в населении. Он измеряется отношением продолжительности жизни в браке к общей продолжительности жизни поколения. Значения этого коэффициента, как правило, различаются для мужчин и женщин. Так, в России в конце 80-х годов уровень брачности мужчин составлял 70,7%, а женщин — 56,3%.

Специальные коэффициенты брачности рассчитывают: а) для всего населения в бракоспособном возрасте (16 лет и старше); б) для бракоспособного населения, отдельно для мужчин и женщин, не состоящих в браке; в) для населения разного возраста для первых браков.

Специальный повозрастной коэффициент брачности — отношение числа браков, заключенных лицами данного возраста, к среднегодовой численности бракоспособного населения этого возраста. Данные коэффициенты рассчитываются для всего бракоспособного населения, отдельно для мужчин и женщин для каждого брачного состояния.

Общие коэффициенты брачности и разводимости имеют недостатки, характерные для всей текущей демографической статистики, — учитываются только официально зарегистрированные браки и разводы, расчет производится для всего населения без учета его возрастно-половой структуры. Но общие тенденции изменения количества браков и разводов в населении по этим показателям проследить можно. Так, в 1960 г. в России на 1000 человек населения приходилось 12,5 браков и 1,5 разводов. К 2000 г. общий коэффициент брачности сократился до 6,2‰, а общий коэффициент разводимости вырос до 4,3‰, в 2002 г. эти коэффициенты были соответственно 7,1 и 6,0‰. То есть с учетом продолжительности брака в нашей стране в настоящее время распадается примерно каждый второй брачный союз.

Кроме того, рассчитывают повозрастные коэффициенты разводимости по продолжительности брака, индексы разводимости.