Распространение мировых религий по странам мира

Религия Течение Страны, где данного течения придерживается большинство верующих
Христианство Католицизм Италия, Испания, Португалия, Франция, Бельгия, юг Германии, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Хорватия, Словения, Литва, Филиппины, страны ЛатинскойАмерики
Протестантизм Великобритания, Нидерланды, Дания, Норвегия, Исландия, Швеция, Финляндия, Швейцария, северГермании, Эстония, Латвия, США, Канада, ЮАР, Австралия, НоваяЗеландия
Православие Россия, Украина, Беларусь, Грузия, Молдова, Румыния, Болгария, Югославия, Македония, Греция, Кипр
Монофизитство Армения, Эфиопия
Ислам Сунниты Арабскиестраны (кромеИрака), Турция, Афганистан, Пакистан, Бангладеш, Индонезия, Малайзия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркменистан, Албания, БоснияиГерцеговина, страныВосточнойАфрики
Шииты Иран, Ирак, Азербайджан
Буддизм Хинаянисты Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Сингапур, Шри-Ланка
Махаянисты Бутан, Монголия, Вьетнам, западКитая, Корея

Источник. Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: БРЭ, 1998.

Самой крупной национальной религией (около 800 млн верующих) является индуизм, но распространен он только в Индии, а также среди выходцев из Индии в других странах мира. Еще одна национальная религия Индии — сикхи — образовалась на северо-западе страны из сочетания взглядов индуизма и ислама. Территориально широко распространен в мире иудаизм, но придерживаются его только евреи, поэтому эта религия малочисленна (около 13 млн верующих). Национальными религиями Китая являются конфуцианство и даосизм, но число их приверженцев сравнительно невелико (около 100 млн человек), так как верующие в Китае преследовались на протяжении нескольких десятилетий. Особая ситуация сложилась в Японии, где практически все верующие (около 100 млн человек) одновременно придерживаются сразу двух религий: национальной — синтоизма и мировой — буддизма. Традиционные верования в современном мире максимально распространены в Центральной и Южной Африке, где их придерживается свыше 50% населения. Но постепенно они уступают место исламу или христианству, которые распространяются благодаря миссионерской деятельности.

Большинство государств современного мира имеют однородный конфессиональный состав населения, в том числе и некоторые многонациональные государства (Иран, Индонезия и др.). Тем не менее, наличие конфессиональных меньшинств, даже небольших, является фактором, потенциально обостряющим социальную ситуацию. В прошлом религиозные противоречия часто принимали характер острых кровопролитных конфликтов, в том числе между представителями одного этноса (религиозные войны в средневековой Европе и др.). В настоящее время масштабных вооруженных противостояний, как правило, удается избежать. Но «тлеющие» конфликты, особенно если они осложнены национальными особенностями, продолжаются десятилетиями (конфликты между католиками и протестантами в Северной Ирландии, между мусульманами и индуистами в Кашмире и др.). Современная Россия в условиях религиозного возрождения также переживает обострение межконфессиональных противоречий, для преодоления которых нужна особая политика, в том числе направленная на воспитание молодежи и развитие культуры.

Если внимательно анализировать за длительный период отношения людей разных национальностей в России, то видно, что это прежде всего взаимоотношения разных конфессиональных групп, каждая из которых имеет свою нравственно-религиозную идеологию, специфические, объединяющие именно этих людей особенности социальной психологии, а соответственно и поведения. Характерно, что в царской России настороженное отношение было именно к неправославным: католикам, протестантам, иудеям, мусульманам, а не к представителям конкретных национальностей. Принявшие православие, т. е. обязавшиеся выполнять морально-нравственные правила большинства россиян, оказывались в равном положении с русскими. Но раньше люди с легкой душой не могли менять свои нравственные убеждения, вот почему от кровного вероисповедания отказывались в царской России далеко не многие. При этом принявшие православие пользовались всеми преимуществами государственной религии в России. Были и иные примеры. Так, хотя до 1905 г. принятие иудаизма в России считалось уголовным преступлением для неевреев, некоторые люди принимали его идеологию (среди них была и дочь великого композитора А.Н. Скрябина — Ариадна).

Нравственно-духовное единство взглядов объединяло людей в конфессиональные организации, помогало, исходя из единых принципиальных базовых позиций, строить жизнь и вести свое дело (производство, бизнес) объединенными силами, средствами доверяющих друг другу людей. На протяжении многовековой истории России главные причины межнациональных конфликтов крылись в политической, экономической жизни страны, а не в различиях конфессиональных, как трактовала их официальная власть. В настоящее время активизировались процессы созревания национального сознания у представителей разных этносов, но при этом растут и националистические настроения. Видимые национальные недовольства являются результатом длительных ошибок в социально-экономическом развитии страны. В создании национально-территориальных образований отсутствовала подлинно научно обоснованная национальная политика. Нет точных сведений о национальном составе россиян, в то время как сохраняется мнение о том, что национальность влияет на карьеру и успехи в общественно-политической деятельности. Вот почему данные о численности русского населения России явно завышены. До 25–30% населения в основных городах скрывают свою истинную национальность и стремятся числиться русскими. В связи с отсутствием достоверных данных о национальном составе россиян нет и точных данных о реальном конфессиональном составе.

Сохраняются различия в нормах социальной жизни и стереотипах поведения у представителей разных национально-конфессиональных групп. Например, максимальный уровень рождаемости у мусульман, гораздо ниже он у представителей православного и иудейского этносов. Стабильность института семьи максимальная у мусульман. Имеют место ощутимые различия в уровне образования и других характеристиках.

Многие публикации свидетельствуют о постепенном росте уровня религиозной активности в мире, в том числе в России. Значимость религии в жизни людей, как нам кажется, будет увеличиваться. Современные отечественные социологи признают, что религия: а) поддерживает стабильность общества; б) формирует идеалы людей, стимулирующие социальное развитие; в) объясняет смысл жизни, дает практические импульсы к действию; г) облегчает страх смерти; д) объясняет ситуации, которые могли бы показаться несправедливыми; е) помогает людям в решении их жизненных проблем.

В 90-е гг. XX в. обострилась проблема сохранения приверженности населения преимущественно религиозной идеологии традиционных для России конфессий. Население России в основном исповедует мировые религии: христианство (в том числе и прежде всего православие), мусульманство, буддизм. В крупнейших городах немало приверженцев иудаизма. Православие исповедуют русские, украинцы, белорусы, армяне, мордва, грузины, чуваши, основная часть осетин, молдаване и др. Католицизм признают большинство поляков, литовцев, часть латышей, белорусов, молдаван. Протестантизм исповедуют эстонцы, большинство немцев и латышей, небольшая часть литовцев, поляков, белорусов. Мусульманство — татары, горские народы Северного Кавказа, азербайджанцы, узбеки, казахи, часть осетин, башкиры, киргизы, таджики, туркмены и люди некоторых других национальностей. Буддизм признают буряты, тувинцы, калмыки. Иудаизм — евреи и караимы. Некоторые малые народы Сибири и Дальнего Востока придерживаются в основном традиционных верований.

Потенциальный православный контингент в России составляет 86% общей численности населения. Православные люди расселяются во всех частях страны. Численность мусульман в России не менее 12 млн человек, или 8%. В основном они расселяются в республиках Татарстан и Башкортостан (около 7 млн человек), а также на Северном Кавказе (4 млн человек, в том числе около 1 млн — чеченцы). Буддистов мало, они расселяются главным образом в республиках Бурятия и Калмыкия. Численность иудейского контингента составляет порядка 200 тыс. человек.

Сейчас в России более стабильно и точно соблюдают каноны православия не более 10–12% потенциального контингента, аналогичный показатель у мусульман — 13–15%, у иудеев — 5–8%. До сих пор религиозность в большей мере носит бытовой и внешнеобрядовый характер. Реальный уровень религиозности увеличивается крайне медленно. Важно активизировать борьбу с новоявленными «религиями», сектами, особенно тоталитарными, реально оценивать возможные негативные последствия деятельности нетрадиционных для России религий.