Как социокультурный процесс.

Адаптация мигрантов как социальный процесс. Теории и модели адаптивного поведения этнических мигрантов. Адаптивная дифференциация этнических мигрантов. Условия, факторы и социальный потенциал адаптации мигрантов. Содержание и способы социальной адаптации мигрантов. Формы и уровни социальной адаптации мигрантов. Территориально-пространственные формы социальной адаптации мигрантов. Критерии, индикаторы и показатели социальной адаптации мигрантов в условиях современной российской действительности.

 

Проблема социальной адаптации мигрантов является одной из самых сложных и теоретически многозначных.

В социологии социальная адаптация рассматривается как процесс, в ходе которого индивид или группа приспосабливаются к окружающей социокультурной среде, формируют совокупную способность функционировать, вырабатывать оптимальные поведенческие нормы, адекватные условиям среды, необходимые, чтобы успешно реагировать на ее изменение.[111] Благодаря процессам адаптации человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой. Достаточно точным представляется утверждение, что социальная адаптация - «это деятельность, направленная на оптимизацию взаимодействия человека с окружающей средой, возникающая в ответ на это взаимодействие и состоящая в оценке ситуации и коррекции на этой основе как поведения человека, так и состояния окружающей его социальной среды».[112]

Процессуальная сторона адаптации мигрантов достаточно подробно описана Я. Щепаньским. По его мнению, «процессы приспособления проявляются всегда там, где индивид или группа оказываются в новой среде, в которой их до сих пор признаваемые и используемые образцы действий и взаимодействий, критерии оценок и модели не приводят к удовлетворению потребностей и не дают возможности поддерживать себя и участвовать в общественной жизни.»[113]

Необходимость приспособления возникает, следовательно, тогда, когда отдельные мигранты или группа мигрантов оказываются в иной социальной среде, с другой культурой и социальной организацией; когда для них изменяются не только социальное пространство социального бытия, где они занимали определенное положение, были наделены определенным статусом и выполняли определенные социальные роли, но и физическое пространство жизни, ее природно-географические, экологические и климатические факторы. Становятся также другими условия экономического и политического жизнесуществования.

Процесс приспособления содержит несколько элементов: познавательный - узнавание новой ситуации, обучение новым образцам и способам поведения, психологическая переориентация, то есть использование соответствующих определений и ситуаций согласно принятым в данной среде критериям оценок и образцам поведения. Эти элементы должны выступать в любом процессе приспособления, но в дальнейшем он может принимать различные виды.

Я. Щепаньский определяет степени (ступени) приспособления мигрантов. Оно может ограничиться психологической переориентацией: приспособляющийся индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает ее (среды) систему ценностей, придерживаясь своей прежней. Приспособление может пойти немного далее и остановиться на этапе терпимости. Как среда, так и новый в ней индивид проявляет взаимную терпимость к системам ценностей и к образцам поведения друг друга, признавая их равноценность. Наиболее часто встречающимся этапом приспособления является аккомодация, возникающая на основе терпимости, связанная с взаимными уступками, базирующаяся на принятии основных систем ценностей новой ситуации при одновременном признании некоторых систем нового индивида его новой средой. Аккомодация выступает также как метод разрешения конфликтов. Факторы аккомодации: воля к достижению счастья и успеха, установка на терпимость, снисходительность, эмпатия, вникание в положение и стремления партнера, страх перед распадом отношений и утратой общих ценностей (если речь идет об интегрированном целом), давление социального контроля, устранение грубых репрессий.

Наконец, можно говорить о полном приспособлении или ассимиляции, основанной на полном отказе от прежних образцов и ценностей и на полном принятии новых. Мы говорим, что эмигранты ассимилировались, когда они полностью восприняли язык, обычаи, образ жизни, устройство жилищ и т.п. новой страны.[114]

Массовые миграции и перемещения больших масс населения в новые условия вызывают длительные периоды неприспособленности и дезорганизации. Невозможность приспособления к новым условиям влечет за собой много отрицательных явлений. Длительная неприспособленность приводит к дезорганизации личности, а группы или общности, которые не могут приспособиться к новым условиям среды или к переменам в глобальном обществе, к изменениям в культуре, технике и т. д., подвергаются дезорганизации.

В современной научной литературе существует ряд теорий для объяснения состояния эмигрантов в чу­жих странах.[115]

Первая - выросшая в рамках психоаналитической традиции - это теория страдания (горя) или лишения (утраты), которая рас­сматривает миграцию как опыт утраты (социальных связей, близ­ких, положения, имущества и т.д.). Эта теория может быть приме­нима к тем мигрантам, которые подпадают под категорию беженцев. Именно им вынужденная (и часто неожиданная) эмиг­рация приносила наибольшие страдания и переживалась как боль­шое неизбывное горе.

Следующая теория - ценности ожиданий - утверждает, что адекватность ожиданий мигрантов от жизни в новой стране прямо влияет на их адаптацию. Есть ряд фактов, подтверждающих, что низкие ожидания приводят к лучшему приспособлению, а завы­шенные ожидания влекут за собой жестокие разочарования и, как следствие, худшую адаптацию.

В теории ценностных различий считается, что степень различий в ценностях между страной выхода и страной поселения мигрантов прямо пропорциональна количеству трудностей, переживаемых человеком в процессе адаптации. В исследованиях установлено, что взрослые мигранты имеют уже устоявшиеся , сравнительно неизменные системы ценностей и соответствующие им образцы поведения. Ценности их детей в силу более тесных и частых контактов с представителями иной культуры и неустойчивости их ценностных систем будут больше склоняться к ценностям представителей доминирующей культуры. Отсюда становится неизбежным разрыв поколений. Чаще всего, вырастая, дети эмигрантов начинают стыдиться своих несуразных родителей, так и не сумевших до конца вписаться в новой общество родителей. Но и второе поколение эмигрантов, как показывают исследования, еще не может считаться свободным от культуры страны выхода.

Еще одна из теорий – это теория социальной поддержки. О важности сети социальной поддержки для адаптации мигрантов к новой социально-культурной среде говорят многочисленные исследования, указывающие на связь размера или численности этнической группы, в которую входит мигрант, находящийся в иноэтничной среде с психологическим состоянием личности.

Рассматриваемая группа теоретических подходов к пониманию процессов социальной адаптации мигрантов объединена общим положением о стрессогенном воздействии новой культуры, с ко­торой сталкиваются мигранты в результате перемещения в новое для себя социальное пространство. Контакт с иной культурой вызывает более или менее выраженное психичес­кое потрясение, для обозначения которого введен термин «культурный шок».

Гипотеза культурного шока основана на том, что опыт новой культуры является неприятным или шоковым частью потому, что он неожидан, а частью потому, что он может привести к негативной оценке собственной культуры.[116]

Антрополог К. Оберг, который впервые использовал данный термин, выделил шесть аспектов культурного шока:

1) напряжение, к которому приводят усилия, требуемые для достижения необходимой психологической адаптации;

2) чувство потери или лишения (друзей, статуса, профессии и собственности);

3) чувство отверженности представителями новой культуры или отвержения их;

4) сбой в ролях, ролевых ожиданиях, ценностях, чувствах и самоидентификации;

5) неожиданная тревога, даже отвращение и негодование в ре­зультате осознания культурных различий;

6) чувство неполноценности от неспособности «совладать» с но­вой средой.

В процессе адаптации переселенцам необходимо достичь высокого уровня культурной компетентности, полностью включиться в жизнь общества и даже трансформировать социальную идентичность, преодолев состояние «культурного шока». Этот процесс имеет значительные различия в скорости протекания у разных индивидов и групп - от нескольких месяцев до 4-5 лет - в зависимости от характеристик самих переселенцев и особенностей своей и чужой для них культур. Так в исследованиях Н.М. Лебедевой было зафиксировано, что решение о переезде на новое место жительства находится в прямой зависимости от установки на возможность и продолжительность адаптации.[117]

Степень выраженности культурного шока и продолжитель­ность межкультурной адаптации определяются очень многими факторами, которые можно разделить на индивидуальные и групповые. К факторам первого типа относятся: 1) индивидуальные характеристики - демографические и личностные (возраст, пол, образование); 2) обстоятельства жизненного опыта индивида (готовность мигрантов к пере­менам, наличие доконтактного опыта - знакомство с историей, культу­рой, условиями жизни в определенной стране, знание языка, установление дружеских отноше­ний с местными жителями и пр.).

Среди влияющих на адаптацию групповых факторов необходимо выделить характеристики взаимодействующих культур: 1) степень сходства или различия между культурами (которая определяется культурной дистанцией, выраженной в таких показателя как: язык, религия, структура семьи, уровень образования, матери­альный комфорт, климат, пища, одежда и др.; 2) особенности культуры, к которой принадлежат пере­селенцы; 3) особенности страны пребывания (прежде всего способ, которым «хозяева» оказывают влияние на приезжих: стремятся ли их ассимилировать или более толерантны к культурному раз­нообразию).[118]

Поскольку адаптация представляет интерес не толь­ко как социально-групповой феномен, но и как феномен инди­видуального уровня, то встреча с новой культурой требует от каж­дого конкретного индивида определенного отношения к этому факту, выработки своей аккультурационной стратегии и, нако­нец, каких-то форм адаптации к условиям пребывания в новой среде, что может выражаться в изменении его самоидентифика­ции, ценностных ориентаций, ролевого поведения.[119]

В 1982 г. С. Бочнер одним из первых попытался выделить и описать последствия миграции как для групповой, так и для ин­дивидуальной идентичности.[120] Его типология взаи­модействия групп мигрантов и местных включала следующие категории:

- интеграция, то есть сохранение прибывшей группой своей культурной идентичности при одновременном принятии элемен­тов культурной идентичности доминирующей группы;

- ассимиляция, то есть постепенная добровольная или вынуж­денная утрата мигрантами своей культурной идентичности и при­нятие взамен норм и ценностей доминирующей группы вплоть до полного растворения в ней;

- сегрегация, то есть ориентация на раздельное развитие групп;

- геноцид, то есть ориентация на намеренное уничтожение группы.

С начала 90-х годов более предпочитаемой и адекватной моделью изучения психологической адаптации мигрантов (по сравнению с господствовавшей в 70-80-х годах XX века моделью культур­ного шока), считается модель аккультурации.[121] Первоначально это понятие было введено антропологами (Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц), которые обознача­ли им культурные изменения, происходящие в результате сопри­косновения двух групп, принадлежащих к разным культурам.[122]

Аккультурация означает феномен, появляющийся тогда, когда груп­пы индивидов из разных культур вступают в непосредственный и продолжительный контакт, последствиями которого являются из­менения элементов оригинальной культуры одной или обеих групп. Несомненно, что культурные изменения возникают в обеих группах, однако практика показывает, что в культуре доминантной группы изменений меньше, в то время как в группах этнокультурных меньшинств их больше - они вынуждены освоить язык, религиозные традиции, нормы и законы поведения принимающей культуры.

Согласно теории аккультурации, разработанной Дж. Берри, этот процесс связан с двумя основными проблемами: поддержание куль­туры (в какой степени признается важность сохранения культурной идентичности) и участие в межкультурных контактах (в какой сте­пени следует включаться в иную культуру или оставаться среди «своих»).[123]

Работая над ней, исследователь перенес акцент с последствий межгрупповых взаимодействий на их начало, предположив, что и сам межэтни­ческий контакт и процесс психологической адаптации мигранта будет во многом зависеть от того какой аккультурационной стра­тегии придерживается индивид. С точки зрения Дж. Берри, для оп­ределения индивидуальных ориентаций на аккультурацию необ­ходимо выяснить позицию индивида в двух основных вопросах. Первый касается отношения к собственной культуре, ее ценности для индивида и необходимости сохранения и развития его этно­культурной идентичности. Второй направлен на определение от­ношения индивида к группе контакта: насколько взаимодействие с членами этой группы ценно и желательно для индивида, на­сколько охотно он будет идти на поддержание межкультурных от­ношений. Ответы на эти вопросы могут быть обозначены в виде точек на биполярных градуированных шкалах, в которых один полюс принадлежит максимально положительному, а второй - максимально отрицательному ответу на данные вопросы.

В зависимости от комбинации ответов на эти два важней­ших вопроса выделяют четыре основных стратегии аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция.

В случае отрицательного ответа на первый вопрос и положительного ответа на второй можно го­ворить о том, что индивид или этническая группа осуществили выбор в пользу ассимиляции, при которой ценность собственного культурного наследия явно занижается, происходит более или менее быстрое освоение всех основных элементов культуры дру­гой группы, постепенное вытеснение и замена ими соответству­ющих элементов собственной культуры в основных сферах жиз­недеятельности.

Это приводит либо к поглощению доминантной группой группы меньшинства, и тогда культура доминантной группы без каких-либо существенных изменений распространяет­ся на этническое меньшинство, либо же обе группы, как в «плавильном котле», формируют некий третий вариант, при котором новая культура содержит в себе более равноправное по сравне­нию с первым вариантом привнесение элементов двух исходных культур.

Положительные ответы на оба вопроса свидетельствуют об ориентации индивида или группы на стратегию интеграции. Эта стратегия предполагает бережное сохранение и дальнейшее развитие собственного культурного наследия при самом благожелательном отношении к разнообразным формам взаимодействия с большинством. Она приводит к возникновению «мозаичного» об­щества, в рамках которого каждый элемент мозаики сохраняет свою самобытность, но при этом совокупность всех групп образует новую целостность. Данный - поликультурный - вариант развития общества обычно противопоставляется в качестве альтернативы варианту «плавильного котла», в рамках которого ис­ходная самобытность в процессе взаимодействия теряется.

Следующий вариант аккультурационной стратегии предполагает положительный ответ на вопрос о сохранении своего культурного наследия и отрицательный ответ на вопрос о желании поддерживать и усиливать связь с группой контакта. В зависимости от того, кто осуществляет выбор данной стратегии - меньшинст­во или большинство - она традиционно будет носить разные названия. В случае, если данный выбор осуществляют члены этничес­кого меньшинства, говорят об изоляционистских установках и ориентации на сепаратизм. Зачастую данная стратегия - это единственный видимый меньшинством способ сохранения этнокультур­ной идентичности и более или менее независимого существования. В случае же, если данная стратегия навязывается меньшинству до­минантной группой, говорят о стратегии сегрегации.

Наконец, последняя аккультурационная стратегия ­- маргинализация - возникает у индивида или этнокультурной группы тогда, когда, с одной стороны, слабо сформирована или уже ут­рачена идентификация с «родной» этнической группой и ее куль­турой, а с другой стороны - в силу каких-либо причин нет уста­новки на поддержание и тем более усиление контактов с группой этнического большинства или другими группами контакта.

В большинстве случаев наиболее предпочтительным вариантом аккультурационной стратегии для большой массы этнических мигрантов становится интеграция. Эта стратегия предполагает бережное сохранение и дальнейшее развитие собственного культурного наследия при самом благожелательном отношении к разнообразным формам взаимодействия с большинством. Как показывает практика, для мигрантов успешная адаптация - это адаптация по типу «интеграции», неуспешная - «сегрегация» или адаптация по типу психологической защиты или изоляции.

Социальная адаптация мигрантов является не толь­ко социально-групповым феноменом. Она происходит на инди­видуальном уровне. Это значит, что каж­дый конкретный индивид должен сделать свой выбор из различных аккультурационных стратегий с сопутствующими изменениями в личностной самоидентифика­ции, ценностных ориентациях, особенностях ролевого поведения. В частности, Р. Мендоза обратил внимание на то, что в отношении разных объектов у мигранта могут проявляться разные аккультурационные стратегии. Так, он отмечал, что мигрант может проявлять сепаратистские ориента­ции в отношении женитьбы, ассимиляционные тенденции в от­ношении одежды и, скажем, интеграционные - в плане еды или различных праздников.[124]

Общепризнанным результатом научных исследований и практических наблюдений является положение о том, что, адаптация - это порог, который надо переступить не только мигрантам. Принимающее общество тоже должно адаптироваться к приезжим и таким образом восстановить баланс безопасности, как минимум, поколебленный их появлением.

По мнению авторов книги «Миграция и безопасность в России», успешной и практически завершившейся можно считать адаптацию, когда переселенец и представитель принимающего общества смотрят друг на друга преимущественно как на индивидов. Когда же хотя бы одна сторона видит в другой не конкретного человека, а лишь члена некой группы, наделяемой собирательным образом, до завершения адаптации довольно далеко.[125]

В восприятии принимающего населения образ переселенцев складывается в стереотипы из нескольких составляющих, каждая из которых важна для выработки отношения к пришельцам. Первая составляющая количественная: «сколько их?». Вторая - предварительная маркирующая: «откуда они?». И третья - качественная: «какие они?». Для удобства анализа она может быть подразделена на две самостоятельные детерминации: положительную («что в них хорошего?») и отрицательную («что в них плохого?»).

Можно предположить, что если мигрантов много, если они издалека и их детерминация по преимуществу отрицательная, то процесс взаимной адаптации будет протекать медленнее и труднее, чем в противоположном случае, когда мигрантов мало, место их выбытия находится в пределах этнокультурного ареала, воспринимаемого принимающим населением как свой, и в них видят больше хорошего, чем плохого. В действительности столь однозначный образ «гостей» вряд ли когда-нибудь утверждается в восприятии «хозяев», какая-то составляющая всегда отличается по знаку от других. Либо принимающее общество вообще не может определиться с этим знаком, поскольку не располагает необходимыми ориентирами.[126]

В месте прибытия успех или неуспех взаимной адаптации влияют на миграционный процесс. В случае новоприбывшего населения неудача адаптации оказывается причиной для возобновления его миграционного движения. В случае старожильческого, - побудительным мотивом, во-первых, для миграции некоторой его части, предпочитающей уйти от конфликтов и нестабильности, во-вторых, для долговременного отторжения и даже целенаправленного выдавливания упорствующих «пришельцев» остающимся на месте старожильческим большинством.

Адаптивная дифференциация мигрантов.

Как известно, в качестве причин любого вида миграции могут выступать два основных блока. Во-первых, это вы­нужденные или стрессовые факторы в виде гражданских войн, межнациональных конфликтов, политических или эт­нических притеснений, депортации или насильственного выдворения, угрозы физического уничтожения, стихийных бедствий и пр.

Преобладание стрессовых причин мигра­ции в некоторых этнических группах вполне закономерно влияет на психологическое состояние мигрантов. На новом месте жительства такие мигранты гораздо более сплоченны, чем мигранты, прибывшие в нормальных условиях. Наверняка уместна в данной связи пословица «горе объединяет людей». Второй возможный блок мотивов миграции - социально-эко­номические, сопряжен с желанием получить материальную или моральную выгоду от переез­да на новое место в виде более высокого дохода, воссое­динения семьи, возможности развития бизнеса и пр. В этом случае кон­солидация таких этнических групп также существует, но степень ее сплоченности обычно на порядок ниже.

В условиях стрессовых или вынужденных перемещений этнические миграции осуществляются спонтанно и быстро. В подобных условиях мигрант часто не задумывается о сво­ем будущем - он всего лишь пытается спасти свою жизнь и жизнь своих близких. Лишь оказавшись в более спокойной обстановке, он осознает свое место в новом обществе. Имен­но в этих условиях предпринимательство становится свое­образным социальным амортизатором для мигранта, а иногда единственной возможностью «встать на ноги» и выжить. В данном случае подобное предпринимательство носит не столько «вынужденный» характер, скорее его следует определять как «адаптационное».

В научной литературе разработана классификация социальной адаптации:[127]

- нормальная адаптация, незавершенная адаптация,

- неконформистская,

- новаторская или творческая,

- патологическая.

Рассматриваются также уровни социальной адаптации мигрантов:

- высокий - оптимальный,

- высокий - избыточный,

- низкий уровень,

- уровень дезадаптации.

К формам социальной адаптации относятся:

- организованные, осуществляемые на основе государственных миграционных программ федерального и регионального уровней;

- стихийные, осуществляемые под давлением самих вынужденных переселенцев, а также на основе благотворительности, спонсорства.

Структуру социальной адаптации составляют:

- информационное обеспечение;

- обеспечение жильем;

- трудоустройство;

- социальное и медицинское обеспечение в объеме, предусмотренном для граждан Конституцией РФ;

- социально-психологическая реабилитация лиц, подвергшихся насилию в ходе военных действий и в иных случаях.

Анализ практики социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев свидетельствует, что в качестве ее социальных индикаторов могут выступать:

- отношения в семье и с окружающим местным населением;

- трудоустройство и удовлетворенность своей работой (содержанием и характером труда, возможностями самореализации и самоутверждения, возвращение утраченного социального статуса;

- степень решенности жилищных проблем, социально-бытовых вопросов;

- отношение в обществе к вынужденным переселенцам и беженцам.

Обобщающим критерием оценки уровня социальной адаптации может выступать такой показатель как степень удовлетворенности человека условиями и качеством новой жизни.

В качестве индикаторов могут также выступать:

- отношение к перспективе и оценка возможностей ее состоятельности здесь, в том числе и особенно, для детей;

- критерии прошлого и настоящего, их соотносимость применительно к конкретной ситуации возможностей;

- сравнение себя, своего положения с местным населением;

- сравнение себя, своего положения с мигрантами своего этноса и мигрантами, представителями других этносов.

В качестве показателей социальной адаптации рассматриваются:

- отток с нового места жительства;

- обретение постоянного источника дохода;

- в сельской местности обзаведение землей, скотом, жилыми и хозяйственными постройками;

- наличие планов на будущее, связанных с новым местом жительства (расширение хозяйства, строительство);

- брачно-семейные связи с местным населением;

- удовлетворенность условиями жизни на новом месте (работой, жильем, материальным положением, социальным статусом);

- хорошее самочувствие и настроение.