Всего 1989-2000 | |||||||||||||
Естественный прирост/ убыль | -1274 | -3159 | -5322 | -11868 | -11737 | -12233 | -13078 | -14521 | -13294 | -15582 | -15897 | -115699 | |
Миграционный прирост | |||||||||||||
Естественный прирост/убыль: русские | -2483 | -3773 | -5601 | -11150 | -10679 | -10946 | -11569 | -12806 | -11732 | -13371 | -13972 | -107641 | |
Миграционный прирост русские | |||||||||||||
Естественный прирост/убыль: армяне | |||||||||||||
Миграционный прирост армяне |
Особую категорию в составе прибывающих в Краснодарский край представляют вынужденные переселенцы. За период с 1992 г. по 2002 г. включительно на территории края зарегистрировано по обращениям за получением статуса вынужденного переселенца 101367 мигрантов и получили этот статус 53203 чел. По этническому составу среди них 86,3% - русские, 4,9% - украинцы, 2,5% - армяне, 1,1% - татары, остальные этносы менее 1%.[145]
Основная масса мигрантов (68,5%) - это внутренние мигранты. Они перемещалась в Краснодарский край из регионов России, среди которых весомая доля принадлежит Северо-Кавказскому, Дальневосточному и Западно-Сибирскому регионам. Из стран СНГ заметными «поставщиками» мигрантов были Казахстан, Украина, Армения, Грузия (включая Абхазию) Зарегистрированные вынужденные мигранты прибывали в основном из Чечни, а также из среднеазиатских стран СНГ: Казахстан, Грузия, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан.[146].
По экспертным оценкам, зарегистрированная миграция представляет собой лишь видимую часть айсберга. Скрытая ее составляющая, состоящая из нелегальных, незаконных мигрантов в 1,5-2 раза превышает число зарегистрированных и, таким образом, общее количество мигрантов, поселяющихся и находящихся более или менее постоянно на территории Кубани, за последнее десятилетие может составить около 1 млн человек на 5 млн проживающего здесь населения.
Массовый наплыв мигрантов создал проблемы в социально-экономической, политической сферах принимающей среды: увеличилась нагрузка на социальную инфраструктуру, обостряется конкуренция в сфере занятости, растет напряжение в межнациональных отношениях, что приводит к появлению такого социального феномена как «мигрантофобия».
Среди представителей этнических мигрантов в Краснодарском крае наиболее проблемное место принадлежит туркам-месхетинцам (ахысским туркам). Они стали одним из немногих этносов, представители которого не составляли заметной группы на территории Кубани до начала интенсивных миграций 90-х годов ХХ столетия. В настоящее время община турок-месхетинцев, особенно в местах их локального проживания представляет значительное и своеобразное новообразование в этническом составе населения Кубани. Поселение турок-месхетинцев в период их массового прибытия в 1989-1990 годах на Кубань происходило в большинстве случаев самовольным порядком, с игнорированием или нарушением действующего в то время законодательства и установленных административными органами управления правил.
Ограничения на поселение в Краснодарском крае, Абинском и Крымском районах, в частности, в тот период имели правовую почву в виде Постановления Совета Министров СССР № 1476 от 24.12.1987 года «Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края». Прибывающие турки-месхетинцы поселялись вопреки запретам. На основании так называемых «ручных», то есть нотариально и юридически неоформленных сделок они покупали жилье во многих случаях у выезжающих в Крым крымских татар и, таким образом, демонстрировали свое полное пренебрежение к закону и порядку
Самовольное и, в основном, компактное расселение турок-месхетинцев привело к явно и ощутимо выраженным противоречиям правового, социального и межкультурного характера в местах их проживания и в целом на Кубани. Эти противоречия, в свою очередь, привели к формированию межэтнической напряженности во взаимодействии между местным, в основном, славянским населением и турками-месхетинцами. Источниками этой напряженности являются:
- Неопределенность правового статуса, то есть отсутствие гражданства и регистрации по месту жительства турок-месхетинцев, что соответственно привело к возникновению у обеих взаимодействующих сторон установок о временности пребывания этой общины на территории Кубани. У местных жителей турки-месхетинцы ассоциируются с гостями, в ряде случаев не прошенными и не званными и, кроме того, «загостившимися» в доме хозяев, к ожиданиям, нормам и ценностям которых гости относятся неуважительно.
- Ощущение самими турками-месхетинцами временности пребывания на данной территории и проживания в данном населенном пункте, стремление поддерживать и сохранять этническую идентичность, переживания исторической несправедливости репрессированного народа и неопределенность в перспективах репатриации на историческую родину в Грузию, - все это как и многие другие факторы порождают в среде турецко-месхетинской общины настроения социокультурного обособления и изоляции, противопоставления себя местному населению.
- Существенные различия между социальным порядком, предлагающем открытость в общежитии местного, в основном, славянского населения и традиционной, общинной, замкнутой на себя социальной организацией турок-месхетинцев.
- Противоправные (особенно вызывающе неординарные для норм и ценностей местного населения, случаи изнасилования стариков и детей) действия отдельных представителей турок-месхетинцев.
- Бытовые конфликты, в которых обыденные события приобретают межнациональную окраску.
- Обострение беспокойства местных жителей, в основном русских, своей социальной, в том числе, этнической безопасностью, вызванное массовыми этническими миграциями.
- Негативная историческая память у местного населения и особенно казачества по отношению к туркам вообще, сформировавшаяся под влиянием многочисленных военных походов запорожских казаков и русско-турецких войн ХVII – XX вв.
- Специально провоцируемые отдельными лидерами турецко-месхетинской общины и некоторыми представителями правозащитных общественных организаций демонстративные действия по защите якобы своих прав, и выражающиеся в публичных акциях, в обращениях в международные организации, в предъявлении ультимативных требований в истеричном тоне, в отказе идти на доброжелательный контакт с органами власти.
Таким образом, очень полиэтничная региональная общность на территории Краснодарского края складывалась из автохтонного населения и разновременных волн миграционных перемещений сюда украинских и русских казаков, громадной массы так называемого иногороднего населения, также выходцев из русского и украинского этносов. Кроме того, Кубань стала местом исторического проживания и этнической коренизации для таких этносов как армяне, греки, немцы, молдаване, эстонцы и целого ряда других наций и народностей. В условиях интенсивных межэтнических взаимодействий на протяжении двух столетий сформировался довольно высокий потенциал толерантности и комплиментарных отношений между местным населением и мигрантами, между представителями различных этносов.
Интенсивная полиэтничная миграция оказала существенное воздействие на этноструктурные изменения в социальной общности Краснодарского региона: резко увеличилась численность этнических групп турок-месхетинцев и курдов, очень существенно увеличилась численность грузин, армян, азербайджанцев, происходил заметный прирост в этнических группах русских, белорусов, греков, украинцев. Одновременно, в связи с эмиграцией на историческую родину, резко уменьшилась численность немцев, евреев.
Миграция из Узбекистана и компактное временное поселение турок-месхетинцев в отдельных районах и населенных пунктах Краснодарского края в 1989-1990 гг. вызвало эффект незавершенной миграции, создало проблемную ситуацию в межэтническом взаимодействии местного населения и турецко-месхетинской общины.
Этносоциальные изменения происходящие в данном регионе в 90-е годы ХХ столетия характеризуются резким ростом доли мигрантов в составе населения, изменением исторически сложившихся пропорций в этническом составе, возникновением более или менее острых проблем во взаимодействии этнических мигрантов и местного населения, выражающихся в росте межэтнической напряженности и конфликтов.