К представителям другой национальности.

 

Что в наибольшей степени определяет то, как Вы будете вести себя по отношению к человеку другой национальности?
Определяющие признаки Группы национальностей (в %)
Славяне и представители других европейских народов Представители народов Кавказа и Средней Азии
местные мигранты местные мигранты
1. Мое представление о людях этой национальности
Является определяющим 37,1 36,7 25,0 30,6
Определяет в меньшей степени 32,0 35,4 33,3 25,8
Почти не определяет 15,7 14,3 25,0 17,7
Совершенно не определяет 11,8 9,5 13,9 22,6
Не знаю 3,4 4,1 2,8 3,2
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
2. Личный опыт общения с другими представителями этой национальности
Является определяющим 51,4 51,4 41,7 42,6
Определяет в меньшей степени 25,7 26,0 25,0 32,8
Почти не определяет 12,3 11,6 16,7 14,8
Совершенно не определяет 7,3 7,5 13,9 4,9
Не знаю 3,4 3,4 2,8 4,9
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
3. Собственные мотивы, интересы
Является определяющим 55,9 56,8 38,9 54,8
Определяет в меньшей степени 21,5 19,2 27,8 16,1
Почти не определяет 11,3 11,6 19,4 14,5
Совершенно не определяет 7,9 8,2 11,1 9,7
Не знаю 3,4 4,1 2,8 4,8
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
4. Целесообразность общения
Является определяющим 50,6 44,5 40,0 41,0
Определяет в меньшей степени 22,7 28,8 22,9 27,9
Почти не определяет 14,2 11,0 22,9 13,1
Совершенно не определяет 5,1 8,9 8,6 8,2
Не знаю 7,4 6,8 5,7 9,8
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
5. Распространенные схемы поведения, которыми пользуется большинство людей моей культуры, национальной группы
Является определяющим 14,0 9,6 13,9 8,2
Определяет в меньшей степени 27,9 26,0 11,1 31,1
Почти не определяет 25,7 30,8 33,3 21,3
Совершенно не определяет 24,0 21,9 25,0 26,2
Не знаю 8,4 11,6 16,7 13,1
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
6. Опыт других людей
Является определяющим 17,5 17,8 13,9 4,9
Определяет в меньшей степени 31,6 33,6 19,4 36,1
Почти не определяет 28,8 22,6 16,7 31,1
Совершенно не определяет 17,5 18,5 36,1 23,0
Не знаю 4,5 7,5 13,9 4,9
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
7. Мои ценности
Является определяющим 61,2 60,0 55,6 59,0
Определяет в меньшей степени 20,2 22,8 19,4 21,3
Почти не определяет 7,9 7,6 13,9 4,9
Совершенно не определяет 8,4 3,4 8,3 3,3
Не знаю 2,2 6,2 2,8 11,5
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
8. Поведение того человека, с которым я контактирую
Является определяющим 76,8 77,4 72,2 82,0
Определяет в меньшей степени 14,7 11,0 13,9 13,1
Почти не определяет 3,4 6,2 8,3 1,6
Совершенно не определяет 4,0 3,4 5,6 1,6
Не знаю 1,1 2,1   1,6
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
9. Общественные нормы
Является определяющим 41,0 29,3 30,6 27,9
Определяет в меньшей степени 25,8 33,3 27,8 31,1
Почти не определяет 12,4 21,1 16,7 13,1
Совершенно не определяет 17,4 8,2 16,7 14,8
Не знаю 3,4 8,2 8,3 13,1
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

 

В целом население Кубани демонстрирует по отношению к мигрантам довольно высокий уровень комплиментарности. Вместе с тем в декларациях и поведении отдельных групп местных жителей, особенно относящих себя к казачеству, проявляется явно интолерантная, до агрессивных проявлений позиция по отношению к некоторым этническим мигрантам. При этом эксплуатируются указанные выше фобии. Вот пример того как выглядит статистическая фобия.

По всем распространяемым данным, славянское население на Кубани составляет 91%. Однако с помощью ссылок на независимые источники и экспертные оценки, к которым охотно прибегают и представители власти, число проживающих здесь армян с 250-300 тыс., признаваемых официальной статистикой, увеличивается до 800-900 тыс. и, таким образом, создается представление, что на Кубани чуть ли не каждый пятый житель из ее пятимиллионного населения — армянин. Полная неопределенность, с явной тенденцией к преувеличению численности, создана вокруг турок-месхетинцев. Из реальных 15 тыс. их число в публичных выступлениях доводится до 20 тыс. и даже до 40 тыс. Также сомнительно трактуется численность курдов.

Тревожным, например, считается то, что за период с 1989 по 1995 годы прирост армянского населения в г. Краснодаре составил 31% (8 тыс. чел), в то время как русского только - 5% (34,5 тыс. чел.). Соотношение русского населения и армянского, по приведенным статистическим данным, здесь действительно изменилось. В 1989 г. оно составляло 36:1, а в 1995 г. – 26:1. Но являются ли эти изменения угрожающими настолько, чтобы дело дошло до погромов могил с армянскими захоронениями?

В реальности межэтническая напряженность и конфликты возникает в тех районах и населенных пунктах, где до этого не было такого количества иноэтнических мигрантов. Таковы, например, события в станице Казанской Кавказского района, в которой с 1994 года поселились 2-2,5 тысячи мигрантов армянской национальности. Доля армянского населения стала составлять около 25% населения станицы. Здесь периодически стали возникать столкновения между армянской и славянской молодежью, достигшие пика 7 апреля 2000 года, когда группа молодежи в количестве более 200 человек направилась в микрорайон компактного проживания армянского населения с призывами к физической расправе над армянами. Побоище усилиями милиции было предотвращено, но конфликтная обстановка сохраняется.

Подобная напряженно-конфликтная ситуация сложилась в местах компактного проживания турок-месхетинцев в Крымском районе. Здесь, помимо всего прочего, в сознании местных жителей срабатывает установка, подкрепленная неопределенностью правового статуса переселенцев, на неизбежность временного проживания их на территории Краснодарского края.

В то же время, например, обстановка в Туапсинском районе, где проживание армян является традиционным и их доля составляет 20% от общего числа населения, оценивается как спокойная, неконфликтная. Созданы Центры национальных культур: армянской, адыгейской, казачьей. Активную работу в направлении достижения согласия и дружбы, сохранения и обогащения национальных культур и традиций ведет Центр общественных организаций при главе администрации. Нет открытых форм конфликта на межэтнической почве между этническими мигрантами и местным населением в Армавире, где армяне проживают с 1839 года, всегда составляли и составляют значительную часть городского населения.

В частности, казачество декларирует себя как фактор стабильности межэтнических отношений в Краснодарском крае.[147] Однако при этом рефреном заявлений его отдельных руководителей звучит призыв выселить иноэтничных мигрантов с территории Кубани: армян в Армению, турок-месхетинцев - в Грузию и таким образом решить все межнациональные проблемы.

Величина значений показателя отрицательного опыта в межэтнических контактах заметно выше у мигрантов, особенно у мигрантов «кавказцев» (См. таблицу 22). Именно в этом поле взаимодействия существует и обостряется социальная напряженность.