Архитектура киевской Руси

План 1. Архитектура Киевской Руси… 2. Архитектура в период феодальной раздробленности… 3. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества… 4. Архитектура Новгорода и Пскова… 10 Литература….I. АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского», описывая истоки возникновения искусства Древней Руси, рассказывает, как «Владимир, увидев, подобно бабке своей, заблуждение язычества, стал искать истины в разных верах». Многие послы рассказывали ему о своих верах, но всё не нравилось князю.

Наконец философ, присланный греками из Византии, поведал Владимиру историю сотворения мира, первых людей, рая, христианского искупления и в заключение нарисовал картину Страшного суда с праведными, идущими в рай, и грешными, осуждённые на вечную муку. Поражённый этим, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым » - «Крестись, - ответствовал философ, - и будешь в раю первым». Владимир крестился.

Получив в крещении имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного» храма во имя Богоматери (989-996). Церковь прозвали Десятинною, поскольку на её возведение была выделена десятина, т. е. десятая часть княжеских доходов. Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими систему крестово-купольного храма, основу которой составлял квадрат, расчленённый четырьмя опорами - на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой.

Как первый большой храм Киева Десятинная церковь имела вместительное помещение для готовящихся к крещению (оглашённых), нартекс, или, как его стали называть на Руси, притвор. В притворах начиналось богослужение, здесь же была крестильная купель. Удлинённый притвор делал храм вытянутым. С трёх сторон его окружали галереи-гульбища - дань прежней языческой традиции. Как первый памятник монументальной архитектуры Киева Десятинная церковь являла собой образ-символ нового мира, в котором предстояло жить русскому человеку. Снаружи прямоугольный объём членился на фасадах «лопатками» на отдельные вертикальные части - прясла, которые позже по традиции стали завершаться полукружиями закомар, повторяя линию внутренних сводов - подпружных арок. После смерти Владимира Великого в Киеве стал княжить Ярослав Мудрый, расширивший территорию города в несколько раз. Композиционным центром города Ярослава являлся грандиозный Софийский собор, посвящённый Божественной Премудрости, с ансамблем сооружений, куда входили митрополичьи палаты и княжеский дворец.

Софийский собор самый выдающийся памятник Древнерусского зодчества и единственный собор, у которого нет прообраза в Византии или какой-либо другой христианской стране.

Софийский собор - также крестово-купольный храм, но увеличенный в ширину двумя нефами и в длину тремя столбами, составивший в плане пятинефный крестово-купольный храм, окружённый с севера, запада и юга двойным рядом галерей-гульбищ и увенчанный 25 куполами.

Такое многокупольное завершение - явление чисто русское, берущее своё начало ещё в грандиозных языческих капищах. София Киевская не возносилась над землёй, она гармонично разрасталась и вширь, и ввысь, и в длину. Общим обликом она меньше походила на твердыню, нежели София Константинопольская. Вся эта сложная конструкция создавала и снаружи, и внутри уходящую вверх пирамидальную композицию, одинаково торжественно воспринимающуюся со всех четырёх сторон.

Изнутри храм был украшен мозаикой - «мерцающей живописью», значительная часть которой сохранилась. II.

Архитектура в период феодальной раздробленности

Земельный собор являлся главным храмом того или иного княжества. . Он был необходим для людей, только соби¬рающихся креститься, которых в... Храм строился на княжеском дворе и соединялся с хоромами князя крытым ... Такой тип придворно-княжеского храма представлял собой храм-усыпальниц...

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

Первой церковью, родоначальницей стиля, сложенной из белого камня, бло... . Расширенный при Всеволоде Большое гнездо, брате Андрея, собор приобрёл... При князе Владимире Мономахе начинается бурное строительство на северо... В крепостной стене, окружавшей город, были сооружены ворота, главные и...

Архитектура Новгорода и Пскова

Монголо-татарское нашествие жестоко поразило Древнюю Русь. Поскольку монастырская община состояла обычно из десяти-двадцати монах... Выше орнаментального пояса, а иногда вместо него шла цепь кокошников -... Главные культовые постройки Пскова располагались на территории кремля ... Все они одноглавые, на четырёх либо шести столбах, с одной (редко с тр...

Литература 1. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. – М 1996. 2. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. – М 2000. 3. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. – М 1996.