ТРОИЦКОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ

ТРОИЦКОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ. Каждый город стремится иметь уголок, где старину можно увидеть своими глазами. Есть такой остро¬вок и в Минске - Троицкое предме¬стье. Если в Верхнем городе старое переплелось с новым, то здесь в не¬большом квартальчике чистый об¬разец города, каким он был сто и более лет назад.

Вначале, после ре¬конструкции в 80-е годы XX века, разноцветные двух- и трехэтажные домики казались игрушечными. Но время приглушило краски, дома об¬жились, и сейчас уже без Троицкого предместья Минск представить не¬возможно. В самом деле отреставрированный квартал - только часть предместья, получившего свое название от Тро¬ицкой горы. Когда-то здесь суще¬ствовал костел Святой Троицы, сей¬час на вершине горы - Театр оперы и балета.

Предместье имело разви¬тую планировку уже в XVI веке, но дома были сплошь деревянными. И только в XIX и в начале XX века кварталы жилой застройки стали каменными, а улицы - мощеными. Жил здесь рабочий люд и крестья¬не, ремесленники и торговцы, низ¬шего ранга чиновники и военные, мелкие помещики - обычный неари¬стократический район города. А на Троицкой горе устраивался базар - едва ли не самый крупный в старом Минске.

Понятно, что гуляя по Троицко¬му предместью, трудно представить лад жизни того времени, но образ старого города возникает. Сегодня квартал живет своей жизнью. В об¬новленных домах расположены многочисленные учреждения, ма¬газины, лавки, кофейни, бары, рес¬тораны. Минчане и гости столицы могут посетить Литературный музей Максима Богдановича, Госу¬дарственный музей истории бело¬русской литертуры, Дом природы, галерею «Жилбел». На Старовиленской, 14 расположена усадьба широко известного в Беларуси своими добрыми делами благотворительно¬го фонда «Детям Чернобыля». По горбатому мостику можно попасть на Остров мужества и скорби, где свечой возносится часовня в память жертв афганской войны. . Река Свислочь была свидетелем всей почти тысяче¬летней истории города.

Коммуналь¬ная набережная, улица Старовиленская. А главная улица предместья так и называлась - Троицкая. Рань¬ше это был Борисовский и Старобо¬рисовский тракты, улица Виленская.

С XIX века она стала называться Александровской, в советские времена носила имя Максима Горького. Наименования неслучайны. На Александровской набережной, 6, в доме Вигдорчика снимал квартиру отец Янки Купалы, по пас¬порту минский мещанин. Сюда он приехал в 1890 году, работал извоз¬чиком. А восьмилетний Янук в это время стал учиться в частной под¬готовительной школе. Но недолго это продолжалось, в 1891 году семья Луцевичей оставила город. В Тро¬ицком предместье родился и Мак¬сим Богданович. Стоит обязательно упомянуть, что на месте, где сейчас находится 2-я го¬родская клиническая больница, су¬ществовал Троицкий монастырь базилианок.

Основала его в 1600 году Марина Вежевич при деревянной церкви, известной с XV века. Мона¬стырь закрыли в первой половине ХХ века, от него осталось только двухэтажное каменное здание, сейчас один из корпусов больницы. ПАМЯТНИК МАКСИМУ БОГДАНОВИЧУ Около памятника Максиму Богда¬новичу, если отгородиться от при¬вычного шума улицы, тишина.

Мо¬нумент стоит в начале бульвара, ве¬дущего к Театру оперы и балета, около которого днем также тишина. Подчеркивают и держат ее высокие деревья парка, окружающие памят¬ник и здание театра. И в этой тиши¬не трудно представить, что до рево¬люции здесь, на Троицкой горе, бур¬лил крупнейший в Минске базар, где крестьяне продавали рожь, птицу, свежеиспеченный хлеб, сало, кар¬тошку, яблоки, сено, упряж, подво¬ды и многое другое - все, чем бога¬та белорусская земля и мастерови¬тые руки ее жителей.

Но еще труднее представить вре¬мена, давно ушедшие, покрытые пылью столетий, ибо очевидных знаков старины не осталось. При¬помнить же есть что. Селения на Троицкой горе существовали еще в XII веке. Здесь проходил Староборисовский тракт (сейчас улица Мак¬сима Богдановича), при нем был на¬сыпан небольшой вал - редут Свя¬той Троицы, где существовала часо¬венка с таким же названием. Есть мнение, что как раз на горе стоял первый каменный костел, основан¬ный великим князем литовским Ягайло в 1390 году. С XVI века па¬нораму Троицкой горы определяли монастыри Вознесения и Святой Троицы с храмами.

А в XVIII сто¬летии появились католические мо¬настыри бонифатов (1700), карме¬литов (1703), бенедиктинцев (1764), мариавиток (1771). Что и неудиви¬тельно - для святынь всегда выби¬рали высокое место. Так и перекли¬кались через Свислочь Троицкая гора и Верхний город. Последнему в смысле сохранения памятников посчастливилось больше, а здесь Только если зайти в тыл Суворовс¬кого училища, можно увидеть уце¬левшую апсиду костела мариавиток (но обычному человеку вовнутрь не попасть). Костел этот и монастырь были перестроены в середине XIX века, здесь располагалась духовная семинария.

Под училище забрали при советской власти, подняли на один этаж. В те же времена Троицкая гора стала площадью Парижской комму¬ны. Единственный дом (№ 1) сегод¬ня на этой площади - Театр оперы и балета. Заложен он был 11 июля 1953 года, в день празднования го¬довщины освобождения города от белополяков.

Но вскоре проект Ге¬оргия Лаврова (вспомним хотя бы его конструктивистское здание На¬циональной библиотеки) показался чересчур скромным. Объявили все¬союзный конкурс, в котором побе¬дителем стал известный нам Иосиф Лангбард. Дворец был задуман как универсальное здание «массового музыкального действа» на 3 тысячи зрителей! Зал решался амфитеатром, как в римском цирке. Рисунок фа¬сада - настоящее художественное произведение. Сооружение пред¬ставляло собой три цилиндрических объема разного диаметра и высоты, вертикальные членения придавали ему целостность и масштабность.

Фантастический замысел, здесь нет ясности и лаконизма, характерных для Дома правительства, построен¬ного по проекту Лангбарда. Потом объемы на громадном фун¬даменте довелось сжимать, зритель¬ный зал стал на полторы тысячи мест. Поэтому здание, возведенное в 1935-1937 годах, кажется несколько заниженным относительно плана. Войну театр пережил, восстанавливался под руководством самого автора в 1948 году. Исчез амфитеатр, зал стал традиционным - партер и три неглубоких яруса, ко¬личество мест уменьшилось до 1200. А в начале 60-х вместо плоских пе¬рекрытий появился горб скатной крыши, что ухудшило силуэт зда¬ния. Такая история с театром.

Тем не менее, сегодня без него центр Минска представить невозможно, определяющая его роль в формиро¬вании многоплановой градострои¬тельной композиции на перекрест¬ке проспекта Скорины и вводно-зеленого диаметра. Место для памятника выбрано неслучайно - через улицу, носящую сейчас его имя, стоял дом, где 9 декабря 1891 года родился Максим Богдано¬вич. Это был дом номер 25 по быв¬шей Александровской улице.

Внизу располагалась первая городская начальная школа, которой в 1885-1891 годах заведовал отец поэта Адам Егорович. На втором этаже жила семья. Сам дом сгорел в пос¬леднюю войну, фундамент исполь¬зовали для другого здания. Памятник Максиму Богдановичу появился в 1981 году, к 90-летию поэта. Для скульптора Сергея Вакара эта работа была неслучайной, первый портрет поэта он создал в 1969. Потом было несколько вариантов в полный рост, положенных в основу памятника. Так в столице появился еще один знак нашей памяти и благодарности апостолам белорусского возрождения.

Максим Богданович - прежде всего романтик, лирик. Такой образ и в бронзе. От памятника поэту через Свислочь открывается прекрасная панорама нашей столи¬цы, вид Верхнего города с башнями православного и католического собора, летящими вверх.