Основа. Скрепление

Основа. Скрепление. Основу деревянной постройки на Руси составлял сруб. Это скрепленные связанные между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли венцом. Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание - ряж, который складывали из мощных валунов.

Так и теплее, и гниет меньше. По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб в режь редко положенные. Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен в лапу концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи.

Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой. Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен в обло, при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова оболонь облонь, означающего наружные слои дерева ср. облекать, обволакивать, оболочка. Еще в начале XX в. говорили рубить избу в оболонь, если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются.

Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости - выскабливались в лас ласом называли гладкую полосу. Теперь же термин обло относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом. Сами ряды бревен венцы связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

В плане срубы делали в виде четырехугольника четверик, либо в виде восьмиугольника восьмерик. Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен. Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался клетью. Клеть клетью, поветь поветью говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом - поветью. Обычно сруб ставился на подклете - нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз - повал. Это интересное слово, происходящее от глагола повалиться, часто использовалось на Руси. Так, например, повалушей называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать повалиться из натопленной избы. Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше.

Так тепло меньше уходило из избы. И дом, и храм строили одинаково - и то, и другое - дом человека и бога. Поэтому самой простой и древней формой деревянного храма, как и дома, была клетская. Так строились церкви и часовни.

Это два или три сруба, соединенные друг с другом с запада на восток. В церкви полагалось три сруба трапезная, храм и алтарный прируб, в часовне - два трапезная и храм. Над простой двухскатной кровлей ставили скромную главку. Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над большими каменными крестами, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали.

Такие неприхотливые службы, проходившие как и у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси часами. Отсюда и само сооружение получило свое название. На такие часовни и государство и церковь смотрели пренебрежительно. Потому и могли строители здесь дать волю своей фантазии. Потому и поражают сегодня современного горожанина эти скромные часовенки своей крайней простотой, изысканностью и особой атмосферой русского уединения. 1.4. Кровля.

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - самцовую. Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли самцами. На них ступеньками клали длинные продольные жерди - дольники, слеги ср. слечь, лечь. Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название. Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня.

Такие стволы с корнями называли курицами видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой. Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно - поток. В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок - конек князек. Под ним укладывали толстую коньковую слегу, а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном - шеломом или черепом. Впрочем, чаще бревно это называли охлупнем - то, что охватывает.

Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы пучки и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями то щепили осиновые поленья на дощечки дранку и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.

Самым же дорогим покрытием считался тес доски. Само слово тес хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием. Покрывали крышу обычно в два слоя - подтесок и красный тес. Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности скалой берестой, которую скалывали с берез. Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли полицей от старого слова пола - половина. Весь фронтон избы важно именовали челом и обильно украшали магической оберегающей резьбой.

Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками - причелинами. А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской - полотенцем. Кровля - самая важная часть деревянной постройки. Была бы крыша над головой говорят до сих пор в народе.

Потому и стал со временем символом любого храма, дома и даже хозяйственного сооружения его верх. Верхом в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был клетский верх - простая двускатная крыша на клети. Шатровым верхом в виде высокой восьмигранной пирамиды украшались обычно храмы. Затейливым был кубоватый верх, напоминающий массивную четырехгранную луковицу.

Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была бочка - двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и крещатую бочку - две пересекающиеся простые бочки. Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые - все это названо по завершению храма, по его верху. Однако, более всего любили шатер. Когда в писцовых книгах указывалось, что церковь деревянна сверху, то это означало, что она шатровая.

Даже после никоновского запрета на шатры в 1656 году, как на бесовство и язычество в архитектуре, в Северном крае их все равно продолжали строить. И лишь в четырех углах у основания шатра возникли небольшие бочки с главками. Такой прием получил название шатра на крещатой бочке. Особо трудные времена наступили для деревянного шатра в середине XIX в когда правительство и правительствующий Синод взялись за искоренение раскольничества. Северная раскольничья архитектура тогда тоже попала в опалу.

И все же, несмотря на все гонения, типичной для древнерусского деревянного храма остается форма четверик-восьмерик-шатер. Встречаются и восьмерики от пошвы от земли без четверика, особенно в колокольнях. Но это уже вариации основного типа. 1.5.