Храмы. Церкви

Храмы. Церкви. В XVIII в когда русское деревянное зодчество достигло вершины, приобрело четкую форму и многоглавие. Чаще всего стали возводить девятиглавые храмы - четыре главы по углам четверика основания храма и пятиглавие на крещатой бочке, завершающей храм. Однако в Успенской церкви в Кандопоге и в ансамбле на острове Кижи русскому многоглавию предел не поставлен. Фантазией зодчего здесь руководили не церковные символы, а исключительно законы красоты.

Так Преображенская церковь в Кижах имеет 22 главы. Для покрытия криволинейных поверхностей кубов, бочек и глав церквей использовали лемех - резные леревянные дощечки из осины, либо гонт - короткие тесины с ложбиной для стока воды на верхней стороне.

Осина от времени приобретает устойчивые водоотталкивающие свойства и становится серебристой по цвету. И вид верхи, крытые лемехом, приобретают своеобразный - чешуйчатый. Сами же главы ставили на шеи - круглые цилиндры-барабаны. Самый низ глав и шей для отвода от них воды обрамлялся епанчёй, епанчёвым воротником, сделанным из коротких пикообразно заточенных тесин. Епанчей в старину называли широкий безрукавный плащ, накидку. Потолок устраивали не всегда. При топке печей по-черному он не нужен - дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке по-белому через трубу в печи. При этом, доски потолка укладывались на толстые балки - матицы. В церкви же вместо плоского потолка устраивали небо - многоугольный выпуклый потолок, часто весь заполненный неприхотливой иконописью.

Русская изба была либо четырехстенкой простая клеть, либо пятистенкой клеть, перегороженная внутри стеной - перерубом. При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения крыльцо, сени, двор, мост между избой и двором и т.д В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

Да и к храму часто пристраивались прирубы - более низкие пристройки. Так для пышных севернорусских храмов характерна двадцатистенка. Здесь к основному восьмерику с четырех сторон пристраивались трехстенные прирубы. Интересно, что такие храмы-двадцатистенки в летописях назывались круглыми.

Так подчеркивалась их центрическая композиция. 1.6.