рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности древнеримских ордерных композиций

Работа сделанна в 2004 году

Особенности древнеримских ордерных композиций - Реферат, раздел Строительство, - 2004 год - Система ордеров Древней Греции и Древнего Рима Особенности Древнеримских Ордерных Композиций. Этап Развития Ордерных ...

Особенности древнеримских ордерных композиций.

Этап развития ордерных систем в Древнем Риме, использовавшего богатое наследие Древней Греции. Это развитие заключалось не в дальнейшем совершенствовании архитектонической сущности стоечно-балочной конструкции, а в использовании ее как декоративного приёма при создании более грандиозных сооружений. Величие римских ансамблей отражало торжество завоевателей, богатство поработителей и было призвано формировать сознание превосходства граждан Рима. Поэтому римские ордера развивались в двух направлениях — совмещения человеческих масштабов с грандиозностью сооружений и насыщения архитектурных форм пышностью орнаментов.

На римской земле до заимствования греческой культуры развивались конструктивные приёмы строительства, в основу которых были положены арки и своды. Стоечно-балочные конструкции были знакомы римлянам, но еще не находили широкого применения, как в Греции, и не имели строгих ордерных построений. В ранний период римского заимствования (III век до н. э.) греческие ордера без особой переработки используют в создании ансамблей форумов (городских площадей) и храмов.

Сочетание масштаба греческих ордеров с высотой римских сооружений сначала шло по пути простого укрупнения за счёт поднятия стилобата, увеличения числа ступеней к портикам, высоты колоннад, добавления к высоте колонн пьедесталов, а к базе снизу — плинта. В дальнейшем ордер начинают применять как декоративно-прикладное средство, особенно в высоких многоярусных стенах цирков и театров, возводимых с множеством арочных конструкций, а также в зданиях терм, перекрытых сводами и изрезанных аркадами.

Колизей – самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. В плане Колизей представляет эллипс (156 x 198 метров), центр его композиции – ныне разрушенная арена, окружённая ступенчатыми скамьями для зрителей. Стена, окружавшая амфитеатр (высотой 48,5 м), состояла из четырёх ярусов, которые снаружи были украшены аркадами.

В нижней части арки были выполнены в тосканском ордере, чуть выше – в ионическом, над ним – в коринфском, а на самом верху – коринфскими пилястрами. В проёмах верхних ярусов стояли статуи. Некоторые детали ордеров без особого конструктивного осмысления переносят на арочные конструкции. Особенно ярко декоративность использования ордерных мотивов проявляется в художественной обработке арочных конструкций. Колонны и антаблемент перестают выполнять присущие им функции (столба и навеса), а становятся декоративным придатком стены, украшают её своими художественными формами.

Они либо выступают непосредственно из тела стены, либо располагаются немного отступя от неё. Их расположению в плане соответствует конфигурация изломов антаблемента, называемых раскреповками, которые порой венчают одинокую колонну. Конструктивную структуру каменной кладки арочного пролета Римляне заменили декоративным проемом, заимствованным из ордерной системы. Профиль архитрава, перекрывавшего в греческих ордерах интерколумнии, римляне часто использовали для обрамления дугообразных очертаний арок. Эту чисто декоративную деталь арки называют архивольтом.

Аналогично появляются чисто орнаментальные приёмы использования деталей, берущих начало от конструктивного аналога. Например, в римской трактовке коринфского ордера к пышности капители добавляют в антаблементе богато декорированные волютами, акантами и розетками кронштейны, называемые модульонами. Кронштейны — выступающие элементы стен или балок, поддерживающие плиты балконов, навесы, эркеры и т. п. Уже само название говорит об их предназначении быть маленькими модулями в отсчёте ритма, в данном случае при построении декоративной композиции сильно развитого карниза.

Как правило, подробность деталировки декора подчеркивает принадлежность детали к крупным архитектурным формам. Таким образом, развитие самобытных художественных приёмов, янически связанных с арочными и стеновыми конструкциями, уступило место искусственному приему наложения на них ордерной композиции.

Каменная арка и свод дальнейшее художественное развитие своих структурных форм получают лишь в период средневековья, когда они достигли наивысшего расцвета и разнообразия в готическом стиле, но уже не на ордерной основе. В эпоху республики, особенно в V-II в.в. до н.э храм – основной тип общественного здания. Он сложился постепенно в результате скрещивания преобладающих местных италийско – этрусских традиций с греческими, приспособленными к местным условиям.

Строились круглые и четырёхугольные псевдопериптеры с входом лишь с главного фасада. Круглый храм – моноптер, состоял из цилиндрической основы, оркужённой колоннадой. Вход был по этрусскому обычаю с одной, торцевой стороны. Круглый храм Сивиллы (или Весты) в Тиволи (I век до н.э.) под Римом, окружён коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива – бычьих черепов, “букраниев”, с которых свисают тяжёлые гирлянды.

Ордер в таких храмах отличался жёсткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили присущую им в Греции пластичность. Греческий круглый периптер обычно имел ступенчатое основание и был рассчитан на круговое обозрение. Храм Сивиллы в Тиволи, как и этрусские храмы, сочетает фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и круглую. Ось храма подчёркну- Храм Весты в Риме та парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивное, со сводчатыми пролётами основание храма в Тиволи создаёт переход от каменного обрыва скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера с лёгким фризом из гирлянд. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже.

Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада. Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих. Это видно на примере хорошо сохранившегося храма Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме (I в. до н.э.) – уникальный образец раннего завершения римского храма типа псевдопериптера с замкнутой фронтальной осевой композицией.

Греческий периптер в ней расчленён на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу, окружённую полуколоннами, сливающихся со стеной. Акцентируя главный фасад портиком со свободно стоящими колоннами и парадной лестницей входа, архитектор объединил его с замкнутой целлой ионическим ордером.

У него тоже вход только с одной стороны, ионические Храм Фортуны Вирилис в Риме колонны завершаются капителями скромного рисунка. Фронтон совершенно “негреческий”, без скульптур внутри его тимпана и с богатыми, строго вычерченными профилями. Заключение Римско-дорический ордер от греческого аналога отличался более стройными пропорциями колонн, а также меньшей высотой антаблемента. В большинстве случаев колонны не имели каннелюр и опирались на базы. Поддерживающая часть карниза была более основательной, нередко в ней отсутствовали мутулы. Римско-ионический ордер не столь разнится с греческим образцом, хотя в нем несколько усложнены некоторые детали (в частности, карниз). Этрусский (тосканский) ордер имел деревянный антаблемент и мощные колонны.

Широкое распространение в Риме получил изобретённый греческими зодчими коринфский ордер. Его отличительными чертами являются стройные пропорции и множество декоративных элементов, украшающих капитель и карниз. И, наконец, композитный ордер, очень похожий на коринфский, отличается от него лишь капителью, в которой присутствуют также черты капители ионического ордера.

Два последних ордера применялись для строительства крупных архитектурных сооружений, тосканский же использовался при возведении простых конструкций. Римляне повсеместно применяли греческие ордера, которые приобрели иной облик. Колонны утратили свою воздушность и стали напоминать однородную, четко организованную массу.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Система ордеров Древней Греции и Древнего Рима

В растущих греческих городах создаются каменные жилые здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых зданиях… Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение, возвышающееся на… Построенный по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в городе по своему назначению, и по…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности древнеримских ордерных композиций

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ордера и их происхождение
Ордера и их происхождение. ОРДЕР - вид архитектурной композиции, художественно переработавшей стоечно-балочную конструкцию и имеющей определенный состав, форму и взаиморасположение элементов.

Архитектура Древнего Рима
Архитектура Древнего Рима. Римское искусство – высшее достижение и итог развития древнего искусства. Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и в провинциях, отличает

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги