рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Господин дерево. Художественная обработка, возможности современного использования в дизайне интерьера, строительстве

Работа сделанна в 2004 году

Господин дерево. Художественная обработка, возможности современного использования в дизайне интерьера, строительстве - Реферат, раздел Строительство, - 2004 год - Государственный Университет По Землеустройству Кафедра Архитектуры Реферат Н...

государственный университет по землеустройству кафедра архитектуры Реферат на тему Господин дерево.Художественная обработка, возможности современного использования в дизайне интерьера, строительстве Работу выполнил Группа Москва 2004 Содержание Введение 3 Резьба по дереву 4 Мозаика 10 Инкрустация 11 Интарсия 12 Блочная мозаика 12 Маркетри 13 Паркетри 13 Мастичная инкрустация 14 Огонь рисует и украшает 15 Декор копчением 15 Горячее печатание и рисование 16 Фактуру древесины можно изменить 18 Декор из торцов 18 Природа и фантазия 19 Лесная скульптура 20 Способы защиты находок 22 Создание лесных скульптур 22 Использование резьбы в лесной скульптуре 23 Декоративные композиции 24 ОБРАБОТКА НАРОСТОВ 25 Остроумные решения 28 На курьих ножках 28 Охлупенъ - конек 28 Жесткий каркас для ворот, калиток и дверных полотен 29 Ручки для дверей 29 Деревянная мебель сегодня 29 Самородная мебель 31 Мебель из наростов 31 Дачная и садово-парковая мебель 33 Перегородка-вешалка 33 Традиционный материал для постройки всего дома 34 Список используемой литературы 39 Введение Человечество давно научилось использовать природные материалы, наиболее доступным и красивым из которых является древесина.

Древесина прекрасна сама по себе. Ее теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповторимы.

Она как живая.

Да почему как? Ведь попав в руки истинного мастера, она обретает душу, оживает. И нет большей радости, чем вдохнуть жизнь, душу во что-нибудь неодушевленное! Деревья, из которых созданы изделия, при этом живут вторую жизнь.

Человек издревле ценит древесину как материал сравнительно недорогой, но достаточно прочный и способный сохранять тепло, доступный обработке. Из древесины люди делали жилища, мосты, крепостные сооружения, орудия труда, мебель, посуду, детские игрушки, хитроумные и вполне надежные дверные замки, колокольчики и даже часы. Археологи открыли в пинских болотах древнейшие селения на деревянных сваях. Им 6 тысяч лет. Из дерева строилась Великая Русь - удивления достойные храмы, двадцатидвухглавая Преображенская церковь на Кижском погосте с многочисленными бочками, кокошниками, крылечками знаменитая Адмиралтейская игла, ставшая символом невской столицы срубленная без единого гвоздя бревенчатая изба, экспонировавшаяся на всемирной выставке в Париже в конце прошлого века, за красоту пропорций, простоту и мудрость конструктивных решений названная русским Парфеноном несгораемая деревянная печь в архиерейском доме Успенского собора во Владимире.

И все это создали простые мужики из Чухломы и Владимира с помощью обыкновенного ножа и топора.

В старину большинство изделий из древесины имело чисто практическое назначение, но в каждое из них мастер стремился привнести частицу красоты большое внимание уделялось форме, пропорциям и красоте материала. Если выразительная текстура древесины могла украсить изделие, то ее старались выявить и подчеркнуть. Изделия из древесины со слабо выраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

Причем резьба и роспись всегда органически сочетались с их формой. Любой предмет домашнего обихода, будь то простая скалка, валек для выбивания белья, солоница, выточенная на токарном станке, или резной ковш, в руках народного умельца превращались в истинное произведение искусства. Но и сегодня древесина не утрачивает своего значения она незаменима в мебельном производстве, строительстве, в украшении нашего быта. Она приобретает всё большую популярность у дизайнеров интерьера и строителей современных уютных домиков-коттеджей.

Именно об уюте натурального дерева и возможностях использования его в художественном оформлении жилища пойдёт речь в этой работе. Окружающий нас сегодня мир стал настолько технологичен и сложен, перегружен информацией, насыщен яркими пятнами реклам, стеклом и пластиком офисной мебели и магазинов, что, вернувшись домой после напряженного дня, нам хочется уюта, спокойствия и теплоты. Дерево в интерьере нашего дома как раз и является тем материалом, фактура, цвет и живое тепло которого создают атмосферу психологической релаксации, навевая воспоминания детства и бабушкиного дома деревянный дощатый пол, по которому можно ходить босыми ногами, незамысловатая деревянная мебель и рамы зеркал. Может быть поэтому, в наш век высоких технологий, когда синтетика мастерски имитирует то, что создавалось природой камень, дерево, шерсть и мех, почти идеально сохраняя внешнее сходство с оригиналом, даже улучшая его новыми качествами прочностью, влагостойкостью, устойчивостью к износу интерес к натуральным материалам не только не исчезает, но даже растет.

Вновь популярен в городских квартирах наборный паркет.

В нем помимо традиционных дуба, бука, ясеня, клена и ореха используется и экзотическая древесина олива, бамбук, венге, различные сорта красного дерева. Возвращаются из эпохи модерна начала прошлого века деревянные панели стен, деревянные рамы дверей и цветных витражей, вновь становится популярной мебель из массива древесины, изготовленная на заказ.

Дерево - самый древний и распространенный в европейских жилищах материал, он не потеряет своей популярности никогда. Благодаря легкости обработки его украшают резьбой, комбинируют с металлом, стеклом, кожей, инкрустируют, расписывают, наносят рельефные рисунки. А в середине прошлого века научились достигать эффекта состаренного дерева и теперь недостающие предметы мебели в антикварных интерьерах любых эпох дополняются добротным новоделом.

Остановимся подробнее на декоративной обработке дерева резьбе, мозаике и декоре копчением. Резьба по дереву Резьбой по дереву человек начал увлекаться с незапамятных времен. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель и посуду, орудия труда - прялки, швейки, вальки. Подлинной красотой отличаются резные деревянные игрушки. Существует много видов резьбы по дереву. Это плосковыемчатая, или углубленная плоскорельефная рельефная контррельефная прорезная, или пропильная скульптурная, или объемная домовая, или корабельная.

При плосковыемчатой резьбе рисунок образуют различной формы углубления - выемки рис. 1, 2 . Фоном является плоская поверхность. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня фона, а верхние находятся на его уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной линейной. Геометрическая резьба выполняется в виде двух, трех и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур - полос, треугольников, квадратов, окружностей, сегментов.

Из этих простейших порезок, выполняемых одним инструментом - ножом-косяком, создают богатейшие по форме и ритмам узоры, применяемые для украшения различных предметов домашнего обихода. Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба не сложна для выполнения, она не требует, как рельефная резьба, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов.

Геометрическая резьба подразделяется на две разновидности трехгранно-выемчатую и скобчатую, или ногтевидную. Трехгранно-выемчатая резьба - это резьба, резными элементами которой являются треугольники, прямоугольники, трапеции, квадраты, ромбы. Техника вырезания элементов трехгранно-выемчатой резьбы одинакова и состоит из двух этапов накалывания и подрезки рис. 3 . Вырезают треугольник так. На его середину наносят точку, в которую вставляют носик ножа, а рукоятку располагают строго вертикально.

Пятку ножа направляют к одной из вершин треугольника и с усилием нажимают на рукоятку так, чтобы носик на 2 - 3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. От средней точки делают накалывание и к двум остальным вершинам треугольника, при этом поворачивают доску, а не нож. После накалывания приступают к подрезке. В зависимости от глубины резьбы косяк держат под углом 30 - 45 к поверхности доски, ставят вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя носик к середине на 2 - 3 мм от середины по мере приближения к другой вершине постепенно выводят носик косяка на поверхность доски.

При правильной и точной подрезке от доски легко отделяется маленькая трехгранная пирамидка. Повернув доску на 120 , делают следующую подрезку и извлекают вторую пирамидку, а при очередной подрезке - третью, последнюю. Так выбираются все элементы. Трехгранные выемки можно делать угловым резаком, который имеет угол между двумя лезвиями 70 - 80 и одностороннюю заточку.

Угловым резаком удобно получать неглубокие выемки, он согнут в сторону фасок заточки на 20 - 30 или закреплен под таким наклоном к ручке. Трехгранно-выемчатая резьба довольно эффективно выглядит на белой древесине, но ее можно тонировать и подкрашивать. Для резьбы выбирают хорошо высушенную однородную древесину всех лиственных пород без ярко выраженного текстурного рисунка березы, липы, осины, тополя, ольхи, ивы и др Миниатюрную резьбу выполняют на твердой древесине самшита, груши, яблони, клена и граба. Резьбу крупными элементами применяют на древесине хвойных пород, так как форма резьбы с мелкими элементами будет искажаться годичными слоями.

Кроме того, не исключено скалывание древесины вдоль волокон. Именно поэтому древесину сосны применяли в основном для резных украшений крестьянских изб. Заготовку для резьбы нужно тщательно остругать и отциклевать, но ни в коем случае не зачищать шлифовальной шкуркой, поскольку мельчайшие частицы абразива, застревая в волокнах древесины, при резьбе попадают по лезвие стамески или ножа и тупят его. Это делается только после завершения всех резных работ.

Основными элементами узора скобчатой резьбы является скобчатая выемка ноготок, выполняемая полукруглой стамеской или резаком с заоваленным полукруглым лезвием рис. 4 и ножом-косяком. Для нее характерны плавные округлые линии и мягкие переходы светотеней в желобчатых выемках. Скобчатую резьбу можно с успехом применять и при украшении современных изделий из древесины шкатулок, коробочек, карандашниц, выточенных на токарном станке, разделочных досок и декоративных настенных панно.

Приобретя навыки работы с полукруглой стамеской, можно самому создавать оригинальные орнаментальные композиции. Надо лишь помнить, что наиболее чистый срез получается только тогда, когда подрезка выполняется или вдоль волокон, или под углом к волокнам. Подрезка поперек волокон дает шероховатый срез. Эти особенности нужно учитывать при выборе резного узора. Контурная резьба - это небольшие тонкие двухгранные выемки, проходящие по всему контуру рисунка рис. 1, б и 5 . Рисунок получается четким и ясным, особенно на темном фоне. Контурной резьбой режут листья, цветы, фигурки животных, птиц и т. д. Ее применяют для выполнения декоративных панно.

При контурной резьбе резак, который держат в кулаке лезвием на себя, с усилием ведут по линии переведенного на поверхности рисунка. При этом нож по отношению к плоскости расположен не вертикально, а слегка наклонен.

Затем, не меняя положения ножа, лишь наклонив руку в противоположную сторону, делают подрезку надрезанного участка. Ширина и глубина контурной прорезки делаются одинаковыми по всей линии рисунка, но могут быть и различными в зависимости от замысла автора. Контурную резьбу выполняют не только ножом-косяком, но и различными стамесками, штихелями, профильными резцами-царазиками и уголками. Техника контурной резьбы требует большого умения и художественного вкуса, хотя внешне кажется простой.

Выразительно выглядит резьба на черном лакированном или протравленном фоне. Тонировать поверхность можно о окончании работы, тогда и фон и узор будут одного цвета, а рисунок выделится за счет игры светотени в углублениях. Можно верхнюю плоскость, на которую нанесена резьба, отполировать до блеска, а резной узор оставить матовым. В отдельных случаях прорезанные линии рисунка можно аккуратно заполнить лаком с бронзовым порошком, на черном фоне выглядит очень эффектно.

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей заоваленная, или завальная, резьба с подушечным юном, резьба с выбранным подобранным фоном. Общим признаком для них является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от контурной к рельефной резьбе. Завальная, или заоваленная. резьба так же, как и контурная, выполняется в виде двухгранных выемок см. рис. 1 в, которые режутся более глубокими с закругленными заоваленными кромками.

Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона - более отлого. В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде! не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу - завальной с подушечным фоном, которая по технике исполнения и внешнему виду мало отличается от обычной завальной резьбы. Завальная резьба дает небольшую светотень и декоративна только при отделке полированием.

Применяют завальную резьбу для украшения мелких изделий - шкатулок, ковшиков, рамок. Завальную резьбу с выбранным фоном выполняют так же. как и обычную завальную. Формы орнамента остаются плоскими, а их края круто заоваливаются. Фон в данном случае выбирают на большую или меньшую глубину, а также чеканят орнамент как бы лежит на ровной плоскости см. рис. 1 г, 2 6 . Игра светотени здесь несколько богаче, чем в завальной резьбе, но также небольшая. Поэтому такую резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.

К плоскорельефной резьбе с подобранным и подушечным фоном относится кудринская резьба, название которой пошло от подмосковной деревни Кудрино, где она зародилась. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть! гирлянд из листьев, цветов, ветвей напоминают кудри. Основной декоративной деталью в этом виде резьбы являются традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой - заоваленных.

Между ними - изобразительные элементы всадники, птицы, животные, рыбы. ягоды. цветы и т. д. Кудринской резьбой украшали подносы, круглые шкатулочки, стаканы для кистей, чернильные приборы, вазы. Какие бы мотивы ни рождались под резцами мастеров кудринской резьбы, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы окаймляющим основной сюжет драгоценной оправой. Одним из наиболее ярких видов кудринской резьбы является ворносковская, названная так по имени ее автора.

В. П. Ворносков - из крестьян деревни Кудрино Загорского района Московской области. Когда в усадьбе Абрамцево была открыта столярная мастерская для обучения крестьянских ребятишек резьбе, то в числе других учеников в эту мастерскую был принят и В. П. Ворносков, который впоследствии стал крупнейшим русским народным мастером-художником в области плоскорельефной резьбы по дереву. В. П. Ворносков создал свой тип резного орнамента - пальчатую резьбу. Листья и ветки в орнаменте состояли как бы из множества пальцеобразных отростков.

Прорезной или пропильной, называется резьба, у которой фон удален. Она может быть как плосковыемчатой с плоским орнаментом, так и рельефной - ажурной. Применяли прорезную резьбу для украшения мебели стилей барокко и рококо в конце XVII - начале XVIII в а также старинной русской мебели. Прорезная резьба стала одним из элементов украшения русских деревянных построек, который сохранился во многих городах и селах Сибири и других районов России до настоящего времени. Применяется она и в настоящее время при возведении новых построек.

Выполняют ажурную резьбу стамесками, резаками, долотами различного профиля, а также выкружными пилами, лобзиками, дрелью или коловоротом с набором сверл и перок. Фон удаляют с помощью стамесок, резаков, долот, киянок, а также с помощью выкружной пилы-змейки или лобзика. Рельефная резьба - это вырезанное на древесине изображение, выпуклое по отношению к фону и полностью обработанное по всей его поверхности.

Рельефы бывают разных видов высокие, приближающиеся к объемной скульптуре горельефы и низкие, незначительно выступающие над фоном барельефы, рис. 6 . Рельефную резьбу выполняют на твердых породах древесины резаками, стамесками, уголками, клюкарзами, которые должны быть очень острыми. Осваивать технику резания следует с низких рельефов. Резьбу рельефов начинают с элементов, лежащих на поверхности, постепенно переходя к более глубоким рис. 7 . Невыполнение этого правила может привести к утрате пластической выразительности рельефного изображения.

Поверхность рельефа может быть со следами режущих инструментов или гладкой, обработанной напильниками, надфилями и наждачной бумагой, а фон - резной, отшлифованный или пуансонированный прочеканенный. По замыслу мастера готовое изделие можно протонировать, пролакировать или навощить. Рельефную резьбу обычно не полируют, а оставляют матовой с сочными следами срезов инструмента и покрывают матовым или жидко разведенным обычным лаком нитро-целлюлозным, спиртовым щетинной кистью.

Высыхая, лак впитывается в древесину, и резьба проявляется, становится как бы свежевыполненной. Существует и накладная рельефная резьба, которая широко применялась в прошлом и используется теперь для украшения мебели. Выполняют ее отдельно от изделия на древесине твердых пород - ореха, красного дерева, березы и затем наклеивают на его поверхность. Накладная рельефная резьба может быть глухой, т. е. с фоном, и прорезной, ажурной. Накладную резьбу выполняют на так называемой подушке - хорошо простроганной доске, на которую наклеивают тонкую бумагу, а поверх нее - заготовку, обрезанную по размерам рисунка.

На поверхность заготовки переводят рисунок. При сложном рельефе рекомендуется предварительно вылепить его из пластилина. Затем заготовку обрезают по контуру. Отверстия прорезают крутыми стамесками соответствующего профиля. Контур хорошо зачищают, заоваливают края, после чего прорабатывают рельеф. Делать это надо внимательно, так как длинные и тонкие детали орнамента можно легко расколоть.

Готовую резьбу осторожно снимают с подушки с помощью тонкого ножа. При этом движения должны быть направлены вдоль волокон древесины во избежание откола элементов резьбы. Снятую резьбу очищают от бумаги и наклеивают на изделие. Разновидностью рельефной резьбы является так называемая домовая, или корабельная, резьба, широко применявшаяся в деревянном зодчестве. Это резьба с непрорезанным глухим фоном и высоким рельефом узора.

На избы она перешла с кораблей. Для домовой резьбы подбирают рисунок растений, где листья завиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно разделяют цветочные розетки, т. е. изображения многолепесткового цветка, видимого как бы сверху так, что все его лепестки располагаются по кругу или вписываются в круг. Контррельефная резьба - это обратный, или негативный, рельеф. Если в рельефной резьбе изображения объемны и выпуклы, то в контррельефной они углублены. В прошлом ею выполняли фамильные и гербовые печати, пряничные доски, всевозможные формы для сыра, творога и масла.

Скульптурная, или объемная резьба - это резьба, при которой объект изображается со всех сторон рис. 8 . Ее широко применяли в деревянном зодчестве, в изготовлении мебели и в интерьере классических стилей. В настоящее время скульптурной резьбой украшают деревянные резные игрушки, сувениры, предметы бытовой утвари. Из древесины создавали свои произведения известные художники-скульпторы В.И. Мухина, СТ. Коненков, С.Д. Эрьзя и др. Скульптура по своему назначению и размерам разделяется на монументально-декоративную, станковую и скульптуру малых форм, называемую также камерной. Приступать к выполнению скульптур следует после овладения всеми приемами геометрической, плоскорельефной и рельефной резьбы.

Грубую обработку большой деревянной скульптуры ведут пилой, легким топором. Затем используют стамески с различными формами лезвий и специальный нож для отделки. Выбрав подходящий по размерам брус без дефектов, простым карандашом намечают основные контуры будущей скульптуры и вырубают ее основные формы делают так называемую зарубку. Топором работают до тех пор, пока не будут исчерпаны все его возможности.

Затем продолжают постепенный срез деревянной стружки сначала крупными, а затем мелкими стамесками, т. е. идут от грубой черновой обработки к более тонкой, отделочной. Срезать древесину следует вдоль волокон или перерезать их наискось осторожно, мелкими срезами, равномерно обрабатывая заготовку со всех сторон.

Если нужно сделать поверхность скульптуры гладкой, можно пользоваться рашпилем, напильниками, надфилями, циклей, краем разбитого стекла, шлифовальной шкуркой. После шлифовки резной поверхности можно произвести тонирование ее красителями, нанести прозрачное покрытие. Недостатком древесины как скульптурного материала является ее свойство трескаться по мере высыхания. Наиболее подвержены растрескиванию такие породы, как клен, вяз, липа, осина.

Не трескается древесина, близкая к корням, которая имеет извилистые волокна, но ее обработка сложна. Для резьбы используют высококачественную, хорошо высушенную и выдержанную древесину, не имеющую косослоя, сучков, трещин, червоточин и гнили. Выбирать направление движения резца необходимо с учетом направления волокон рис. 9 . Бывает продольное, торцевое и поперечное резание древесины. При продольном резании резец легко и без особых усилий идет вдоль волокон, оставляя чистый гладкий срез, при поперечном и торцевом возможны сколы и рваные срезы. Есть еще и продольно-торцевое, продольно-поперечное, поперечно-торцевое резание.

Правильный выбор направления движения резца приходит с практикой, когда мастер научится чувствовать материал. Для скульптурной резьбы лучше использовать древесину дуба, ясеня, клена. Нельзя, однако, расписывать поверхностной мелкой резьбой скульптуру из текстурной древесины рисунок текстуры в таком случае перемежается с рисунком орнамента, что может лишить изделие выразительности. Однако из текстурной древесины можно выполнять резьбу с крупными элементами.

Композиция скульптуры из текстурной древесины должна быть проста и лаконична. Хвойные породы редко применяются для изготовления скульптуры, так как при резьбе возможно скалывание вдоль волокон. Мозаика Мозаика относится к одному из основных видов монументально-декоративного искусства. Мозаика от франц. mosaique, итал. mosaico или лат. musivim - буквально посвященное музам - изображение, рисунок или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц камня, стекла, керамики, древесины, слоновой кости, перламутра, металла и т. д Мозаика применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий, станций метро, монументальных сооружений, а также предметов декоративно-прикладного искусства и создания станковых картин.

Искусство мозаики известно с давних времен. В Древнем Египте, Греции, Риме с большим мастерством украшали саркофаги, ларцы, сундуки, применяя кору деревьев, кожу, различные породы древесины.

На развалинах зданий, построенных древними римлянами, сохранились мозаичные картины, прославляющие муз - покровительниц искусств. Эта мозаика была выполнена из разноцветных камней. Среди сокровищ гробницы египетского царя Тутанхамона было найдено множество изделий из ценных пород древесины, украшенных металлом, камнем или костью. Различают несколько разновидностей мозаики. Но за богатство и разнообразие цветовых и декоративных возможностей особо выделяют мозаику по дереву.

Основные виды ее инкрустация, интарсия, маркетри, блочная мозаика. Первые мозаичные работы русских мастеров по дереву относятся к середине XVII века. Это возки, украшенные резьбой и инкрустацией, троны, иконостасы, мебель - их можно увидеть в музеях нашей страны. Наибольшей выразительности мозаика достигла в художественной отделке мебели и интерьеров помещений. Интарсию в России стали применять для украшения мебели в начале XVIII века. В Петергофе хранится столик с мозаикой, выполненной способом интарсии.

Полагают, что его изготовил Петр Первый. В середине XVIII в. русские мебельщики и мозаисты, или, как их тогда называли, столяры и кабинетных дел мастера, создавали высокохудожественные образцы мебели - шкафы, бюро, карточные столики, столешницы и другие изделия. Тонкими листами древесины различных пород они оформляли интерьеры, декорировали стены. Инкрустация Инкрустация от лат. incrustatio - покрытие чем-либо - украшение изделий врезанными в его поверхность частицами металла, перламутра, драгоценных камней, слоновой кости или древесины иных пород.

При этом врезки вставки находятся на одном уровне с украшаемой поверхностью и отличаются от нее цветом или материалом Рис. 12 . Выполняют инкрустацию следующим образом. Сначала делают разметку рисунка, затем вырезают гнезда и вставки. После вклеивания вставок в гнезда производят шлифовку и наносят прозрачное защитное покрытие. Из-за большой сложности и трудоемкости при подгонке вставок в последнее время этот вид мозаики применяется редко, в основном при реставрации изделий.

Интарсия Интарсия - фигурное изображение, узоры из пластинок дерева, разных по текстуре, цвет, врезанных в деревянную поверхность Рис. 10 . Интарсия выполняется так же, как и инкрустация. Особенности интарсии при интарсии отдельные деревянные пластинки, составляющие узор, плотно пригоняют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив украшаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают углубления, равное толщине набора.

Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия. Пик расцвета интарсии достиг в эпоху Возрождения в Италии. Только во Флоренции в середине XV века работало более 80 мастерских. Мозаикой украшали в основном церковную мебель и утварь. Методами украшения служили геометрические и растительные орнаменты.

Для фона применялись темные породы древесины. Для рисунка - светлые, и наоборот. Зародилась интарсия в Древнем Египте, где древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью, металлом, перламутром, камнями. Древние греки, чтобы изменить цвет древесины, пропитывали ее маслом, квасцами, кипятили в краске. Изготовляли из кипариса, кедра также саркофаги. Украшали их орнаментами растительных форм, применяя самшит, клен, железное дерево, кизил.

С развитием мастерства орнаментальные композиции усложнились. Стали появляться многоугольные перепек тивные изображения городских улиц, сцен из повседневной жизни, исторических событий. При изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование, травление, обжиг древесины. Из Италии интарсия проникла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы. Блочная мозаика При блочной мозаике по выбранному рисунку из разноцветных брусочков или пластинок древесины различного сечения склеивают блоки Рис. 13 . Затем их разрезают поперек на множество тонких пластинок с одинаковыми рисунками.

Пластинки можно вставлять в углубления или наклеивать на поверхность изделия. Древний Восток является родиной блочной мозаики. При ее помощи изготовляли украшения на персидских шкатулках. В Италии, где блочная мозаика получила дальнейшее развитие, итальянские мастера наряду с древесиной склеивали в блоки кость, рог. Название этой мозаики - чертозианская - происходит от названия монастыря.

Мелкими нарядными геометрическими узорами в Италии и Испании в XV-XVI вв. украшали стулья, кресла. В связи с тем, что процесс блочной мозаики поддается механизированию, он находит применение и в настоящее время. Маркетри Маркетри от франц. marquer - размечать, расчерчивать - это способ выполнения мозаики по дереву, при котором мозаичный набор составляется из кусочков шпона разных пород древесины. Маркетри включает интарсию - врезку по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы древесины или другого цвета, с закреплением специальной бумагой, смазанной клеем, и облицовывание - наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделий. Существуют и другие способы выполнения маркетри.

Если мозаика представляет собой простой геометрический рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур, то набор можно делать путем склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу.

Такой набор получил название паркетри от слова паркет. Если рисунок заполняет всю поверхность фона нет или он незначителен по площади, элементы мозаики один за другим врезают или вклеивают в лист плотной бумаги набор в бумагу, на которую нанесен контурный рисунок мозаики. Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона. Маркетри имеет ряд преимуществ перед другими способами изготовления мозаичных наборов.

В шпоне наиболее ярко проявляются особенности древесины как декоративного материала, красота текстуры. Кроме того, шпон наиболее доступен. На мебельных фабриках для мозаичных наборов можно использовать отходы производства. Техника выполнения маркетри проста, не требует применения сложного инструмента. Благодаря разнообразию текстуры и цвета древесины при одном и том же рисунке набора каждое изделие имеет своей неповторимый облик. Техника маркетри позволяет с одинаковым успехом создавать простые орнаментальные украшения для мебели и других изделий и сложные тематические композиции для украшения интерьеров зданий.

Паркетри Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур. Этот набор делается способом склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам, или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Когда рисунок заполняет всю поверхность, элементы мозаики врезают один за другим и вклеивают в лист плотной бумаги набор в бумагу, на которую нанесен контурный рисунок мозаики.

Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона. Для того чтобы получить несколько однотипных орнаментальных наборов, необходимо одновременно вырезать фон и рисунок лобзиком. Шпон для фона и другой - для вставки наклеивают на бумагу, накладывают один на другой, крепят в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона наносят контур рисунка, выпиливают лобзиком.

Лист шпона разъединяют, получают сразу два гнезда и две вставки, из которых изготавливают два набора, противоположных по цвету. В развитии техники маркетри и паркетри большую роль сыграли мастера - такие, как французский мебельщик Андре Шарль Буль. Он обогатил маркетри применением наряда со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепах, перламутра. А. Ш. Буль разработал технику, при которой пластинки из разных материалов например, металла и панциря черепахи накладывались одна на другую, зажимались в тиски, распиливались лобзиком и разрезались на рисунки, нанесенные на верхнюю пластину, а затем элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, соединялись с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки.

За А. Ш. Булем во Франции работали выдающиеся мастера Жак Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер. Они использовали в наборах красное, розовое, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное дерево. Давид Рентген - немецкий мастер-выполнял в конце XVIII в. не только наборы, украшая мебель, но и декоративное настенное панно, соперничающее с живописными полотнами.

В России мозаичные наборы получили широкое распространение со второй половины XVIII в когда в нашу страну стали ввозить древесину экзотических пород. Известными мастерами были Никанор Васильев, Федор Пряхин, Матвей Веретенников.

Мастичная инкрустация

А если наполнитель - порошок красного кирпича, цвет мастики получают к... Вставки могут быть из кости, пластмасс, перламутра, линолеума, стекла,... Смачивают в растворе квасцов чистую тряпку и расстилают ее на поверхно... Мастера Оружейной палаты в XVII в. Для него характерно сочетание мастики с перламутром и слоновой костью.

Огонь рисует и украшает

Огонь рисует и украшает

Декор копчением

При этом удавалось подчеркнуть природную красоту древесины, ее как бы ... Затем остро заточенным ножом или стамеской-уголком вырезают контур рис... Далее, наклонив поверхность с резным орнаментом, проводят по ней чадящ... Чтобы расписать поверхность светлого изделия под мрамор или под малахи... По сырой, слегка наклоненной поверхности проводят пламенем свечи, кото...

Горячее печатание и рисование

Горячее печатание и рисование. Желательно стержень с рукояткой снабдить сменными наконечниками разных... Нагретой до красного каления, ею можно выжечь любую фигуру. Большой спрос на матрешки заставил мастеров отказаться от трудоемкого ... В настоящее время для этих целей широко применяют электровыжигатели, к...

Фактуру древесины можно изменить

Фактуру древесины можно изменить. Интересная рельефная фактура может получиться на заготовках, имеющих п... Если нужно сделать рельефную фактуру более глубокой, резко выраженной,... Особенно выразительно декоративная текстура проступает при обжиге хвой... Обжигание дает лучший эффект, если изделие предварительно пропитать ра...

Декор из торцов

Их годичные слои прямо очаровывают неповторимым по красоте, потемневши... Вообще материалом для срезов могут служить любые деревья, но для нас о... К ним относятся утолщения на стволе или ветке, кривизна дерева, зарубц... Интересно можно использовать особенности роста некоторых деревьев. Сос... У вишни, черемухи, яблони, березы очередное расположение веток, у клен...

Природа и фантазия

Лесной скульптуре присущи обобщенность и некоторая условность образа. Эта недосказанность делает ее предельно выразительной, пленяет красото... Коненкова, С. Ватагина. Сейчас увлечение лесной скульптурой массовое. Лесную находку внимательно осматривают, чтобы решить, где и как она бу...

Способы защиты находок

Способы защиты находок. Находки необходимо антисептировать и защитить от пыли, влажных влияний. Вместо антисептирования находки можно проварить в насыщенном растворе ... Сушат медленно. Шпатлевку можно подцветить акварельными красками или пастой для шарико...

Создание лесных скульптур

Вы решили проявить образ. Создание лесных скульптур. Нужно подумать, может, стоит оставить образ неясным, сложным, полупроя... В одном случае достаточно только найти сучок и, отгадав заключенный в ... Специально на нее можно и не смотреть - она все равно мозолит нам глаз...

Использование резьбы в лесной скульптуре

Использование резьбы в лесной скульптуре. Во многих работах лесных скульпторов встречаются случаи удачного испол... Декоративные композиции С наступлением холодных дней исчезает летняя к... Унылая пора, но За лето можно заготовить множество декоративных растен... Немаловажны также тщательный подбор материала, привлекательный вид эле...

ОБРАБОТКА НАРОСТОВ

У хорошего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек... И вся эта масса сплошь покрыта волшебными узорами. Березовые наросты з... А когда его выпустили, снова взялся за часы, которые закончил через ше... Только одни случайно вернулись на родину. Редкое искусство резьбы из капа не погибло.

Остроумные решения

Природа сама давала человеку орудия труда и предметы домашнего обихода... На курьих ножках Все помнят из сказок об избушке на курьих ножках, но ... Остроумные решения. Эти вещи были удобны в пользовании и прочны, ибо в них нигде не перере... Выбирались пни негниючих деревьев - лиственницы, дуба или сильносмолис...

Охлупенъ - конек

Охлупенъ - конек. На русском Севере над фронтоном избы еще и сейчас можно увидеть вытеса... Делался он из еловой или лиственничной лесины. Из корней небольших елей вырубались курицы - скульптурно обработанные ... Жесткий каркас для ворот, калиток и дверных полотен Для каркаса ворот ...

Ручки для дверей

Ручки для дверей Из сучков деревьев, в соответствии с рис. 26, можно сделать оригинальные дверные ручки.

Деревянная мебель сегодня

А деревянная кантри-кухня по статистике оптимальное решение не только ... Поэтому мебель из нее, помимо особой прочности, обладала и сложным дек... Один стол имеет круглую столешницу с ажурной стойкой, расширяющейся кн... Столешницы стволов по периметру имеют ажурное обрамление из корней, на... Оба гарнитура решены в одном стиле.

Мебель из наростов

Мебель из наростов. 28, л. Кресло рис. 28, д можно использовать для изготовления кресел на опорах-шарнирах ри... 28, ж.

Дачная и садово-парковая мебель

Это простейшие варианты. Но могут быть и немного посложнее. На спиленном пне или чурбаке, только более высоком, выпиливают еще и с... 29, 3 . 29, 4 . Подобный диван можно сделать и из высоких чурбаков, вкопанных в землю ...

Перегородка-вешалка

Оригинальную перегородку-вешалку для прихожей можно сделать из стволик... Сучки, выступающие из плоскости перегородки, выполняют роль крючков ве... Вместо срезов деревьев стволики между собой и дощатыми стойками можно ... 30 , которые используем в почти первозданном виде. Заготовки очищаются от коры, подрезаются в соответствии с задуманным р...

Традиционный материал для постройки всего дома

При этом сочетание старого или состаренного дерева с современной мебел... Получается идеальный цилиндр, параметры которого одинаковы по всей дли... Плотные слои представляют собой своеобразную арматуру, придающую жестк... Так что крыша в данном случае может быть и украшением дома, и его хран... Очень важна гидроизоляция фундамента и отмостка вокруг него.

Список используемой литературы

Список используемой литературы Сафроненко В.М. Секреты древесины - Мн. ОДО Хэлтон , ООО Харвест , 2003 Сост. В.И. Рыженко.

Резьба по дереву. Мозаика Справочник домашнего мастера М. Изд.дом ОНИКС 21 век , 2004 Журнал Новый дом 1 от 1.01.04, Изд. Новый Дом Семецов А.Ю. Резьба по дереву в современном интерьере Мн. Современное слово , 2003.

– Конец работы –

Используемые теги: гос, Дерево, художественная, обработка, Возможности, современного, использования, дизайне, интерьера, строительстве0.128

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Господин дерево. Художественная обработка, возможности современного использования в дизайне интерьера, строительстве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему Статистическая обработка выборки. Статистический анализ работы, использования подвижного состава на железнодорожном транспорте
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ... МИИТ... Институт экономики и финансов...

ПОСОБИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (к СНиП 3.01.01-85)
ПОСОБИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА к СНиП... Утверждено приказом ЦНИИОМТП Госстроя СССР от октября г... МОСКВА СТРОЙИЗДАТ...

Техника и технология обработки продуктов с использованием СВЧ
При традиционных способах нагрева и сушки конвективном, радиационным и контактном нагрев объекта происходит по поверхности.Если теплопроводность… Все это в конечном счете может привести к выходу объекта из строя. … Совокупность таких микроскопических процессов приводит к поглощению энергии поля в объекте. Полное описание эффекта…

Анализ возможностей использования сорбентов при очистке сточных вод
Современные технологии не обеспечивают эффективной очистки сточных вод от тяжелых металлов. Их содержание в жидких отходах в 10-20 раз превышает ПДК. После реагентной… Выбор оптимального экологически безопасного технологического процесса очистки промышленных сточных вод это сложная…

Актуальность совершенствования качества бетона в современном строительстве
Объектом исследования настоящей работы является процесс строительства, а предметом - совершенствование качества строительного материала. Цель работы… Полученный при этом ноздреватый серый материал, называемый клинкером, он… При застывании образовывался очень прочный строительный камень, который изобретатель назвал портландцементом, так как…

СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ К СНиП. Серия основана в 1989 году РАЗРАБОТКА ПРОЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ К СНиП... Серия основана в году... РАЗРАБОТКА ПРОЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО...

Принципы управления и их использование в современном менеджменте на примере ОАО Лукоил
В этой связи к исторически первой модели трех факторов производства земля, труд, капитал добавляется четвертый - предпринимательские способности,… Разработка проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и… При детальном рассмотрении и осмыслении принципов менеджмента можно открыть для себя много нового и найти причины…

Современные тенденции использования средств оргтехники для повышения эффективности управленческих решений.
Большинство пользователей отказались от услуг, предоставляемых крупными вычислительными центрами.С появлением персональных компьютеров, удобной и… Еще в середине прошлого века основными средствами информационной и… В настоящее время качественный менеджмент не возможен без применения компьютерных технологий. Являясь по своей сути…

Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе "Мировая художественная культура"
Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет и функционирует. В свою очередь, художественная культура немыслима вне произведения искусства,… Такую личность формируют различные стороны жизни общества, а отнюдь не одно искусство.

Лекция №9. Сравнительный анализ энергосберегающих решений в строительстве. Перспективы строительства энергоэффективных зданий в Республике Беларусь.
Основные особенности строительства энергоэффективных зданий в Республике... Следует отметить что здания нового поколения не однотипные Они имеют разные конструктивные системы что позволяет...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам