рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культовые деревянные сооружения

Культовые деревянные сооружения - раздел Строительство, Архитектура северных городов России Культовые Деревянные Сооружения. Храмы По Старой Традиции Ставили На Хорошо О...

Культовые деревянные сооружения. Храмы по старой традиции ставили на хорошо обозримых, чаще всего высоких местах, где они служили высотными ориентирами и оживляли внешне неброский, а под час и суровый северный пейзаж.

Особого эффекта достигли в этом отношении зодчие в прибрежных сёлах, где храмы и колокольни были ещё и ориентирами для кормчих, проплывающих мимо судов. Инициатива строительства часто исходила не от какого-либо начальства, а от самих верующих. Храм, согласно христианскому вероучению место общения человека с небесными силами, поэтому рубить церковь поручалось далеко не всякому плотнику. Для этого отбирались люди «негреховного поведения, единобрачные, а не двоежёнцы». [3) стр.16] Формы северных деревянных храмов многообразны и в каждом регионе определяется свой излюбленный тип. Самым древним и самым простым является так называемый «клетский»тип храмов, покрытый двускатной кровлей, во многом подобный обычной крестьянской избе. Образцами такого храма являются: Никольская церковь 1651 г построенная на берегу Кандалакшского залива в селе Ковда, церковь Василия Блаженного, построенная в конце XIX века на месте более древней сгоревшей в селе Чухчерема на правобережье Северной Двины. Более торжественно, величественно выглядел издавна распространённый шатровый тип храма, о происхождении форм которого до сих пор не затихают споры учёных. Скорее всего, широкий ареал его распространения и поразительная устойчивость связаны с несомненной близостью шатровых завершений к образцам оборонного зодчества – крепостным башням.[1) стр16] Башнеобразные сооружения ассоциировались в глазах русского человека с идеей независимости государства, верой в силу русского воинства.

Известен прионежский тип шатрового храма, нашедший совершенное воплощение в знаменитом памятнике XVIII века – Успенской церкви в Кондопоге, особенности которого видны в декоративном оформлении фасадов, в планировке и внутреннем убранстве.

Заслуживает отдельного внимания Успенская церковь в селе Варзуга на Терском берегу Беломорья, построенная в 1674 году и являющаяся самым древним культовым сооружением Кольского полуострова.

Для своего времени это было грандиозное сооружение. Её высота (34 метра) равна высоте одиннадцатиэтажного жилого дома, высота внутреннего помещения- 5,5 метров. [3) стр. 35] Что особенно интересно, церковь эта строилась без единого железного гвоздя и скрепляющей скобы, с помощью самых простых инструментов (топор, отчасти долото, нож для отделки мелких деталей) и без каких либо механизмов.

Особенностью этого типа шатрового храма является особая стройность здания, достигаемая, прежде всего соблюдением пропорции «золотого сечения» и умело скомпонованным ступенчатым (трёхъярусным) переходом основного объёма к шатру.

Успенская церковь впитала строительный опыт многих поколений русских людей, поэтому в её конструкции всё технически целесообразно. Стремясь обеспечить зданию долговечность, строители рубили его из наиболее стойкой древесины – сосны, нижние венцы срубов складывали из особо смолистых брёвен во избежание гниения. С целью гидроизоляции между брёвнами клалась прокладка из бересты. В любую погоду в церкви было сухо, несмотря на то, что с самого начала она была не отапливаемой.

Конструкция сооружения была такова, что не было ни одного места, где бы вода задерживалась и скапливалась. [3) стр.28] По такому принципу строилось большинство памятников деревянного зодчества, сохранившихся до наших дней именно по причине добротного строительства. В городе Каргаполь на реке Онеге в XVI – XVII веках постепенно складывается самостоятельная архитектурная «школа», особенностью которой является исключительная устойчивость архитектурных решений, здесь часто встречаются «кубоватые» покрытия церквей.

Примером таких храмов является: Никольская церковь 1679 года в селе Бережная Дуброва: четверик несёт огромный «куб», в центре, на рёбрах и на обращённых по странам света гранях высятся девять глав. С появлением в XVIII веке ярусных, кубоватых, пятиглавых, девятиглавых и ещё более сложных сооружений эволюция самобытных форм культового деревянного зодчества практически завершается.

Его подлинной вершиной становится строительство многоголовых храмов, среди которых выделяется возведённая в 1714 году двадцатидвухглавая Спасо-Преображенская церковь на Кижском острове, недалеко от западного берега Онежского озера. Сочетая все традиционные для древнерусского деревянного зодчества приёмы, северные плотники-зодчие создали невиданный прежде архитектурный образ, полностью соответствующий времени своего создания. Согласно легенде, мастер Нестор, закончив строительство кижской церкви, воскликнул: «Николи не было и николи не будет» и забросил в озеро свой топор. [1) стр.17] На Севере сохранилось несколько так называемых музеев под открытым небом, комплексов древнейших памятников деревянного зодчества.

Среди них: прекрасный архитектурный ансамбль в Кижах, Усть-Кожский погост на реке Онеге и, конечно, музей деревянного зодчества под Архангельском. Здесь, в Малых Карелах, находится крупнейший в России музей под открытым небом, где собраны и демонстрируются свыше ста памятников народной деревянной архитектуры: крестьянские усадьбы, амбары, ветряные мельницы, колокольни, церкви и др. Деревянная культовая архитектура древней Руси помогает лучше узнать традиционную народную культуру, раскрывает перед нами духовный мир наших предков.

Однако, ничто не даёт такого яркого представления о жизни наших предков, как памятники гражданской архитектуры, в первую очередь, деревянные жилые дома. 2.2 Гражданское строительство Плотницкое искусство на Севере было делом всенародным, поэтому традиционный северный крестьянский дом является ярким примером народной архитектуры.

Объём и планировка жилого дома определялась социально-имущественным статусом владельца, умением строителя, которым в большинстве случаев был сам хозяин, однако тип постройки был всё же единым. В экстремальных условиях жизни северян постепенно сложился местный «классический» вариант крестьянского дома, не встречающийся в центральных областях страны, и значительно более совершенный.

Здесь сложный бытовой комплекс прекрасно продуман до мельчайших подробностей и приспособлен к суровым местным условиям. Для внешнего оформления дома использовалась резьба, а позднее роспись по дереву, коньковый брус кровли – «охлупень», всегда заканчивался скульптурным изображением стилизованной конской или птичьей головы. Эти элементы имели не только художественный смысл, в них просматривается отложившаяся в народной памяти языческая символика «оберегов».[1)стр.22] Примеры крестьянской усадьбы, в прошлом распространённой повсеместно в северных селениях, сейчас можно увидеть Архангельском музее деревянного зодчества (например, дом крестьянина Пухова, дом боярина Щёголева, построенные в XIX веке). Многочисленные деревянные постройки конца XIX века и сейчас поражают нас своей прочностью в пинежском селе Карпогоры, мезенских Кильце, Заозерье и других северных сёлах. По мере развития Русского централизованного государства, возникает необходимость исполнения крупных государственных заказов (строительство крепостей, храмов, больших гражданских зданий и др.). В связи с этим из среды наиболее опытных и одарённых крестьян и посадских людей выделяются профессиональные артели мастеров- плотников.

Высокий уровень мастерства заключался ещё и в многовековом опыте, накопленном при строительстве деревянных сооружений.

Эти знания каким-то образом обобщались и регламентировались правилами и расчётами, содержание которых до нас не дошло.[1) стр.23] Только так можно объяснить феноменально быстрое возрождение городов после частых пожаров и войн. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Архитектура северных городов России

Его границы определяются не столько современными административными границами областей, сколько ареалом распространения северо-русской культуры,… Эти места в своё время были очень богаты оригинальными творениями русского… Они застали на месте пёстрый конгломерат финно-угорских и саамских племён, не имевший чётких признаков…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культовые деревянные сооружения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Русское деревянное зодчество
Русское деревянное зодчество. Храм был потребностью религиозного человека. В нём крестили новорожденных, венчали вступающих в брак, отпевали умерших. Но в большинстве случаев, деревянные сел

Памятники каменного строительства
Памятники каменного строительства. Ещё на заре истории древнерусского государства в необъятном море деревянных построек Севера появились первые каменные «островки». Ими были защищавшие посады или м

Оборонительные сооружения русского Севера
Оборонительные сооружения русского Севера. Оборонительные сооружения и монастырские крепости стали появляться на северо-западе России значительно раньше гражданских построек. Первым таким со

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги