Культовые деревянные сооружения

Культовые деревянные сооружения. Храмы по старой традиции ставили на хорошо обозримых, чаще всего высоких местах, где они служили высотными ориентирами и оживляли внешне неброский, а под час и суровый северный пейзаж.

Особого эффекта достигли в этом отношении зодчие в прибрежных сёлах, где храмы и колокольни были ещё и ориентирами для кормчих, проплывающих мимо судов. Инициатива строительства часто исходила не от какого-либо начальства, а от самих верующих. Храм, согласно христианскому вероучению место общения человека с небесными силами, поэтому рубить церковь поручалось далеко не всякому плотнику. Для этого отбирались люди «негреховного поведения, единобрачные, а не двоежёнцы». [3) стр.16] Формы северных деревянных храмов многообразны и в каждом регионе определяется свой излюбленный тип. Самым древним и самым простым является так называемый «клетский»тип храмов, покрытый двускатной кровлей, во многом подобный обычной крестьянской избе. Образцами такого храма являются: Никольская церковь 1651 г построенная на берегу Кандалакшского залива в селе Ковда, церковь Василия Блаженного, построенная в конце XIX века на месте более древней сгоревшей в селе Чухчерема на правобережье Северной Двины. Более торжественно, величественно выглядел издавна распространённый шатровый тип храма, о происхождении форм которого до сих пор не затихают споры учёных. Скорее всего, широкий ареал его распространения и поразительная устойчивость связаны с несомненной близостью шатровых завершений к образцам оборонного зодчества – крепостным башням.[1) стр16] Башнеобразные сооружения ассоциировались в глазах русского человека с идеей независимости государства, верой в силу русского воинства.

Известен прионежский тип шатрового храма, нашедший совершенное воплощение в знаменитом памятнике XVIII века – Успенской церкви в Кондопоге, особенности которого видны в декоративном оформлении фасадов, в планировке и внутреннем убранстве.

Заслуживает отдельного внимания Успенская церковь в селе Варзуга на Терском берегу Беломорья, построенная в 1674 году и являющаяся самым древним культовым сооружением Кольского полуострова.

Для своего времени это было грандиозное сооружение. Её высота (34 метра) равна высоте одиннадцатиэтажного жилого дома, высота внутреннего помещения- 5,5 метров. [3) стр. 35] Что особенно интересно, церковь эта строилась без единого железного гвоздя и скрепляющей скобы, с помощью самых простых инструментов (топор, отчасти долото, нож для отделки мелких деталей) и без каких либо механизмов.

Особенностью этого типа шатрового храма является особая стройность здания, достигаемая, прежде всего соблюдением пропорции «золотого сечения» и умело скомпонованным ступенчатым (трёхъярусным) переходом основного объёма к шатру.

Успенская церковь впитала строительный опыт многих поколений русских людей, поэтому в её конструкции всё технически целесообразно. Стремясь обеспечить зданию долговечность, строители рубили его из наиболее стойкой древесины – сосны, нижние венцы срубов складывали из особо смолистых брёвен во избежание гниения. С целью гидроизоляции между брёвнами клалась прокладка из бересты. В любую погоду в церкви было сухо, несмотря на то, что с самого начала она была не отапливаемой.

Конструкция сооружения была такова, что не было ни одного места, где бы вода задерживалась и скапливалась. [3) стр.28] По такому принципу строилось большинство памятников деревянного зодчества, сохранившихся до наших дней именно по причине добротного строительства. В городе Каргаполь на реке Онеге в XVI – XVII веках постепенно складывается самостоятельная архитектурная «школа», особенностью которой является исключительная устойчивость архитектурных решений, здесь часто встречаются «кубоватые» покрытия церквей.

Примером таких храмов является: Никольская церковь 1679 года в селе Бережная Дуброва: четверик несёт огромный «куб», в центре, на рёбрах и на обращённых по странам света гранях высятся девять глав. С появлением в XVIII веке ярусных, кубоватых, пятиглавых, девятиглавых и ещё более сложных сооружений эволюция самобытных форм культового деревянного зодчества практически завершается.

Его подлинной вершиной становится строительство многоголовых храмов, среди которых выделяется возведённая в 1714 году двадцатидвухглавая Спасо-Преображенская церковь на Кижском острове, недалеко от западного берега Онежского озера. Сочетая все традиционные для древнерусского деревянного зодчества приёмы, северные плотники-зодчие создали невиданный прежде архитектурный образ, полностью соответствующий времени своего создания. Согласно легенде, мастер Нестор, закончив строительство кижской церкви, воскликнул: «Николи не было и николи не будет» и забросил в озеро свой топор. [1) стр.17] На Севере сохранилось несколько так называемых музеев под открытым небом, комплексов древнейших памятников деревянного зодчества.

Среди них: прекрасный архитектурный ансамбль в Кижах, Усть-Кожский погост на реке Онеге и, конечно, музей деревянного зодчества под Архангельском. Здесь, в Малых Карелах, находится крупнейший в России музей под открытым небом, где собраны и демонстрируются свыше ста памятников народной деревянной архитектуры: крестьянские усадьбы, амбары, ветряные мельницы, колокольни, церкви и др. Деревянная культовая архитектура древней Руси помогает лучше узнать традиционную народную культуру, раскрывает перед нами духовный мир наших предков.

Однако, ничто не даёт такого яркого представления о жизни наших предков, как памятники гражданской архитектуры, в первую очередь, деревянные жилые дома. 2.2 Гражданское строительство Плотницкое искусство на Севере было делом всенародным, поэтому традиционный северный крестьянский дом является ярким примером народной архитектуры.

Объём и планировка жилого дома определялась социально-имущественным статусом владельца, умением строителя, которым в большинстве случаев был сам хозяин, однако тип постройки был всё же единым. В экстремальных условиях жизни северян постепенно сложился местный «классический» вариант крестьянского дома, не встречающийся в центральных областях страны, и значительно более совершенный.

Здесь сложный бытовой комплекс прекрасно продуман до мельчайших подробностей и приспособлен к суровым местным условиям. Для внешнего оформления дома использовалась резьба, а позднее роспись по дереву, коньковый брус кровли – «охлупень», всегда заканчивался скульптурным изображением стилизованной конской или птичьей головы. Эти элементы имели не только художественный смысл, в них просматривается отложившаяся в народной памяти языческая символика «оберегов».[1)стр.22] Примеры крестьянской усадьбы, в прошлом распространённой повсеместно в северных селениях, сейчас можно увидеть Архангельском музее деревянного зодчества (например, дом крестьянина Пухова, дом боярина Щёголева, построенные в XIX веке). Многочисленные деревянные постройки конца XIX века и сейчас поражают нас своей прочностью в пинежском селе Карпогоры, мезенских Кильце, Заозерье и других северных сёлах. По мере развития Русского централизованного государства, возникает необходимость исполнения крупных государственных заказов (строительство крепостей, храмов, больших гражданских зданий и др.). В связи с этим из среды наиболее опытных и одарённых крестьян и посадских людей выделяются профессиональные артели мастеров- плотников.

Высокий уровень мастерства заключался ещё и в многовековом опыте, накопленном при строительстве деревянных сооружений.

Эти знания каким-то образом обобщались и регламентировались правилами и расчётами, содержание которых до нас не дошло.[1) стр.23] Только так можно объяснить феноменально быстрое возрождение городов после частых пожаров и войн. 3.