рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Архитектура Руси 15 – 16 веков

Архитектура Руси 15 – 16 веков - раздел Строительство, Архитектура Руси 15 – 16 Веков Отличие Кремля От Европейских Столиц. В Европ...

Архитектура Руси 15 – 16 веков Отличие Кремля от европейских столиц. В Европе замок феодала стоял у края городских ворот и явно противостоял городу и его жителям, он был совершенно недоступен горожанам. Собор стоял на одной площади города, ратуша – символ независимости города – на другой. Так закладывалось противоречие: феодал – церковь – горожане.На Руси город и особенно его центральная часть – Кремль объединял в одном комплексе светскую власть (князь), церковь (митрополит, патриарх) и защиту городского населения во время набегов врага.

С конца 15 века Москва окончательно становится политическим, религиозным и культурным центром Руси. После падения Константинополя в 1453 году возникает теория –«Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать». Город должен был соответствовать новым задачам.При Иване Третьем происходит перестройка Кремля и город украшается величественными соборами. Впервые после Андрея Боголюбского Русь так широко распахнула двери иностранным мастерам, в первую очередь, итальянцам.

В Италии в это время уже начал творить Леонардо, были достигнуты выдающиеся успехи в архитектуре. Успенский собор Кремля ( 1475 – 1479) Архитектор Аристотель Фиораванти. Образцом для этого собора стал Успенский собор во Владимире, куда по настоянию царя отправились зодчие. Требовалось возвести главный собор Москвы, кафедральный. Успенский собор Москвы, как и владимирский вытянут в плане, имеет пять глав, аркатурно-колончатый пояс, перспективные порталы.Вместе с тем он несет в себе идеи и решения уже нового времени.

Он рационален и геометрически правилен. Равной ширины прясла (стены между лопатками), следовательно, одной высоты закомары. Строгие вертикали лопаток, узкие ниши верхнего яруса окон, почти не выделяющиеся апсиды – все это придает каждому фасаду законченность и геометрическую правильность. Одинаковые пролеты превращают фасад в монументальную аркаду. Замечателен интерьер собора, освещенный через окна пяти барабанов.Он охватывается взглядом сразу, это почти светский зал, о чем с восторгом писал современник-летописец. Стены, опоры и своды покрыты фресками.

Собор надолго стал образцом, на который ориентировались зодчие многих русских городов. Архангельский собор (1505 – 1508) Архитектор Алевиз Новый. Этот итальянский зодчий возвел весьма внушительное создание, ставшее усыпальницей великих князей. При этом Архангельский собор отличается изяществом и нарядностью.В основе здания – традиционная крестово-купольная система. Но архитектор очень пышно декорировал фасад.

Для этого он использовал мотивы ренессансной ордерной архитектуры Венеции. Сложный карниз разделил здание на два этажа. Полукруглые закомары великолепно декорированы венецианскими раковинами. Эта деталь станет необыкновенно популярной в русском зодчестве. В целом, Архангельский собор напоминает итальянские палаццо. Колокольня Ивана Великого (1505 – 1508) Архитектор Бон Фрязин. Между Успенским собором и Архангельским вырос столп храма-колокольни.Первоначально строение достигало 60 метров.

Форма фундамента – усеченная пирамида. Кверху ярусы облегчаются, углы их выделены лопатками. Если мысленно отсечь от колокольни золоченный купол, то перед нами предстанет итальянская кампанилла. Золоченный шлем купол был надстроен в 1600 году. Он украшен позолоченной надписью, превратившейся в замечательную ленту фриза. Колокольня достигла 81 метра и стала самым высоким сооружением Москвы вплоть до петровского времени.Ряд кремлевских сооружений был возведен русскими мастерами самостоятельно.

Это построенная псковскими мастерами церковь Ризположения и Благовещенский собор. До нас не дошел великокняжеский дворец, но сохранилась величественная Грановитая палата. Возведена в 1487 – 1491 годах архитектором Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари. Ее название происходит от облицовки фасада граненым камнем – так называемым бриллиантовым рустом.Второй этаж палаты представляет почти квадратный очень просторный зал, крестовые своды которого опираются на стоящий в центре единственный столп.

Это уникальный образец русской гражданской архитектуры. В 1485 году началась перестройка стен и башен Кремля. Работы продолжались до 1516 года. Мы видим сегодня Кремль именно таким, каким он был построен при Иване Третьем. Целью перестройки Кремля было создание мощной крепости.Иноземные мастера сумели создать оборонный комплекс в духе русских национальных традиций. Они придерживались плана старой крепости Дмитрия Донского, сохранив башенный силуэт крепости.

Стены были завершены зубцами, напоминающими ласточкины хвосты. Внутри стен проходит глухая аркада, расположены площадки для боя. Башни служили целям орудийного боя и отслеживания с высоты врага и обстрела его. Угловые башни имеют круглую или многоугольную форму для широкого обзора и ведения кругового боя. Промежуточные стенные башни – прямоугольные. Проездные три: Спасская, Троицкая и Боровицкая.В те времена Кремль был превращен в остров, перед ним прорыты рвы, имелись навесные мосты.

Архитектура 16 века. В конце 15 начале 16 века начинает распространяться новый тип храма, в котором отразились демократические потребности посадских жителей. Величайшим завоеванием архитектурной мысли 16 века, одним из высших достижений всего древнерусского зодчества являются шатровые храмы – столпообразные сооружения с невиданной дотоле конструкцией верха, как в деревянном зодчестве.Церковь Вознесения в Коломенском (1530 – 1532) Построена Василием Третьим в честь рождения долгожданного наследника – будущего Ивана Грозного.

Поразительно удачно выбрано место – высокий берег Москва-реки. В основе объема – высокий квадратный четверик, со всех сторон выступают притворы, придавая храму затейливую и оригинальную форму. Углы обработаны мощными пилястрами с ордерными капителями. На них опирается тройной ярус килевидных декоративных кокошников. Они переводят усложненный четверик основного столпа в восьмигранник. Апсиды отсутствуют.Интересно передается ощущение постепенного облегчения от яруса к ярусу.

Нижний ярус имеет пилястры рельефные, задерживающие взгляд, чем выше, тем более плоскими становятся «врезы» и, наконец, перед нами предстает плоский шатер. В архитектуре церкви Вознесения в Коломенском с наибольшей силой отразилось национальное начало русского зодчества, то представление о прекрасном, которое было свойственно современникам этого шедевра.Храм Василия Блаженного (1554 – 1561) Великое творение русских зодчих – Храм Покрова на Рву, известен более под именем храма Василия Блаженного, легендарного юродивого времен Ивана Грозного, похороненного, по преданию, в одном из приделов храма.

Строители храма – Барма и Постник Яковлев, может быть, это имя одного человека – Ивана Яковлевича Бармы. Построен в память взятия в 1552 году Казани.Центром архитектурного ансамбля храма стала увенчанная высоким шатром церковь Покрова Богородицы (именно в день этого праздника готовился решительный штурм Казани). Церковь чуть сдвинута от центра, что создает ощущение динамизма, как бы движения вокруг невидимой оси, что можно сравнить со сдвигом от центра центрального ангела на иконе Андрея Рублева «Троица». Восемь столпообразных храмов разной величины окружили центральный, образовав крестовую композицию.

Различная высота столпов сообщила всему облику храма черты динамизма и нарядности. В основе композиции храма – восьмерик.Огромное внимание зодчие уделили декоративному убранству храма, раскрашенному первоначально в два цвета: красного кирпича и белого камня, из которых оно построено.

Ярусы полукруглых и килевидных кокошников сменяются фронтончиками и стрелами, как бы помогающими движению вверх центрального шатра. Великое творение русских зодчих неповторимо и индивидуально. Нет двух точек, с которых здание смотрелось бы одинаково. Все время меняется его лик, ритм его ярусных башен. Время многое изменило в первоначальном облике собора.В конце 16 века появились очень нарядные луковичные главы.

В 70-ых годах 17 века весь храм покрыла яркая, праздничная, многоцветная раскраска. Поставленный не в Кремле а на посаде Храм Василия Блаженного стал одним из самых любимых произведений русского зодчества, его фантастический силуэт, поднимающийся как раз на срезе Красной площади на фоне неба, вторит ритму башен и глав Кремля и является неотъемлемой частью нашей столицы и памятником гению русского народа.

– Конец работы –

Используемые теги: архитектура, Руси, 16, веков0.07

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Архитектура Руси 15 – 16 веков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Архитектура Москвы ХХ века
Модерн в архитектуре 20 века Этот стиль открывает собой двадцатый век. Модерн поставил себе задачу создания нового большого стиля на… Модерн может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не… Автором и инициатором этого проекта стал Савва Иванович Мамонтов. Он сыграл важную роль в становлении модерна в…

Архитектура России XVIII века
На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре… Деревянные стены Новгородского детища с земляным валом и рвом упоминаются… Архитектура – явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических…

Неоклассицизм и эклектизм в архитектуре 19 века.
Вопрос... Неоклассицизм и эклектизм в архитектуре века... Ответ Неоклассици зм термин применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и первой четверти...

Архитектура Руси
Русские не любили жить в каменных постройках, рубленные из стволов деревьев (сосна, ель, лиственница) клети, соединенные с необыкновенным… Основная проблема всякого строительства — это устройство перекрытия.На Руси… Огромная тяжесть барабана с куполом, символизирующих для молящихся в храме небо, "горние выси", требовала обычно…

Русская архитектура XVIII века
Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы , отвечающие природно-климатическим условиям и… Это и позволяет говорить о русском зодчестве вообще и его художественном… При восприятии произведений русской архитектуры независимо от времени их возведения и размеров, четко прослеживается…

Архитектура Древней Руси
Из сокровищницы мировой мудрости. Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать.Достаточно заметить и,… Несколько слов о самом понятии культура. В переводе с латыни cultura то, что… Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о многобожии.Архитектурные сооружения раннехристианской Руси…

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Главный представитель «века нынешнего» в комедии — Александр Андреевич Чацкий — молодой человек, хорошо образованный, понявший, что хотя «дым… Сам Фамусов («Английского клуба почтенный член до гроба») заявляет, что… Каждого мужчину, посещающего его дом, он рассматривает как потенциального жениха для Софьи, но к «кандидату в женихи»…

Торговые пути и средства передвижения на Руси в XVI веке
Ряд торговых путей в XVI в. имел особенно большое значение. По Москве-реке шел водный путь на Оку и далее на Волгу. Через Стромынку вела дорога на… Все эти дороги разветвлялись далее в целую сеть путей и расходились по всему… По ним осуществлялись связи со странами Западной Европы.Один из торговых путей на Запад шел от Новгорода к Пскову, а…

История возникновения монастырей в 10-13 веках Киевской Руси
Я выбрала эту тему, потому что, на мой взгляд, она несколько таинственна, малоизвестна. Цель моей работы - проследить историю происхождения,… Выбор временного периода обусловлен тем, что это время, когда после… Монастыри Киевской Руси Монахи и монастыри появляются в христианском мире с IV века. Традиционно монастырь считался…

0.049
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам