рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Архитектура и я

Архитектура и я - раздел Строительство,     ...

 

 

 

 

Авторы книги:

 

Пороховщиков А. (друг) Блашкевич Р. Бурова Р.

Архитектура и я

 

(полная версия книги)

 

 

МОСКВА

СТРОЙ ЗДАТ 2006

 

УДК 72|4Г + 57) 1092] Буров

 

РАССКАЗЫВАЕТСЯ О ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ КОНСТАН­ТИНОВИЧА БУРОВА —ОДНОГО ИЗ КРУПНЕЙШИХ СОВЕТСКИХ АРХИТЕКТОРОВ, ЧЬЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯ­ТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛАСЬ В 20-Е ГОДЫ НАШЕГО ВЕКА. РАССМАТРИВАЮТСЯ ЕГО ПРОЕКТЫ И ПОСТРОЙКИ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. ПРИВЕДЕНЫ СВЕДЕНИЯ О ГОДАХ УЧЕБЫ ВО ВХУТЕМАСЕ, ОБ УЧАСТИИ В ЖИЗ­НИ НОВЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, О НА­УЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ НОВЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, О ПРЕПОДА­ВАНИИ, О РАБОТЕ В ТЕАТРЕ И КИНО. ОСОБОЕ ВНИ­МАНИЕ УДЕЛЕНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУРОВА В ОБЛА­СТИ СБОРНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГОРОДОВ, РАЗРУШЕННЫХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕ­СТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

ДЛЯ АРХИТЕКТОРОВ И ИСКУССТВОВЕДОВ. ИЛ. 63, СПИСОК ЛИТ.: 75 НАЗВ.

ПЕЧАТАЕТСЯ ПО РЕШЕНИЮ СЕКЦИИ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ РЕДАК­ЦИОННОГО СОВЕТА СТРОЙИЗДАТА.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Д-Р АРХИТЕКТУРЫ, ПРОФЕССОР В. Е. БЫКОВ, Д-Р АРХИТЕКТУРЫ, ПРОФЕССОР Ю. С. ЯРАЛОВ.

НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР Д-Р АРХИТЕКТУРЫ, ПРОФЕССОР М. Г. БАРХИН.

 

4902010000-233 ,„ „.

Р ------------------- 194-84

047(01]-84

Стройиздат, 1984

  ПРЕДИСЛОВИЕ Исходной в творчестве художника была и остает­ся его гражданская позиция.

Театр массового действа на 2500 чел. Проект. 1924. Пер­спектива. Фасад. План

архитекторов (ОСА). Инициаторами были А. А. Веснин, М. Я. Гинзбург и А. М. Ган. Вокруг них сплотилась группа молодежи: М. Барщ, А. Буров, Г. Вегман,… Лидеры нового направления определяли термин «конструктивизм» не как стиль, не… В 1926 г. стал выходить печатный орган ОСА — журнал «Современная архитектура» (СА). Ответственными редакторами были А.…

Н. Я. Колли, А. К. Буров, Ле Корбюзье. Москва. 1928

Возрос масштаб жилищного строительства. Он потребовал решения новых вопросов типизации и стандартизации, современного оборудова­ния и технического… Уже в этих первых проектах Бурова намечаются попытки дать новый тип и образ…  

Центральный вокзал в Москве. Дипломный проект. 1925. Перспектива. Главный фасад

 

 

Дома для рабочих в Иваново-Вознесенске. Совместно с М. П. Парусниковым. Конкурсный проект. III премия. 1926. Общий вид. Фасад. План типового этажа

  на озелененный участок, а объемно-пространственное решение жилого дома… Неотъемлемой частью нового жилища А. К. Буров считал оснащение квартир готовой встроенной стандартизированной мебелью,…

Рабочий кпуб на 500 чеп. Союза пищевиков. Проект. 1927. Перспектива. План первого этажа

Проекты Бурова 1926—1928 гг. отличаются конструктивной логикой, слитностью функции и формы, максимальной экономичностью. В зданиях подчеркнута их… Асимметричное построение зданий, отвечающее их функционально­му назначению,… Объединенный клуб фабрик «Ява», «Дукат» и «Большевик» Союза пищевиков. Проект. 1928. Планы. Вид дво­рика.…

Дом рыбака Союза пищеви­ков

Для Дальнего Востока.

Проект. 1«8. Перспектива,

Фрагмент. Планы этажей

   

Декорации к фильму «Старое и Новое» («Генеральная пиния»). Постановка С. М. Эйзенштейна и Г. В. Алек­сандрова. 1926

    В конце 20-х — начале 30-х годов бурно развивается промышлен­ность и энергетика. В эти годы Буров занимается…

Котельная КиевГРЭС Совместно с Г. П. Гольцем и М. П. Парусниковым. 1929. В процессе строительства. Задний фасад

Заводоуправление Челябинско­го тракторного завода. Совмест­но с Г. С. Кирилловым. Проект. 4930 Эскиз. Фасад. План этажа …  

Общежитие для студентов Гор­ного института на Калужской улице в Москве. Проект. 1930. План первого этажа. Аксоно­метрия

  тания, когда мы будем иметь настоящие пути сообщения, а не улицы. Только… Построенный по его проекту жилой район в Челябинске и в настоя­щее время — пример удобной и экономичной планировки. …

А. К. Буров, Ле Корбюзье, Г. П. Гольц, Н. Я. Колли. Москва. 1928

Определяя свою новую творческую платформу, Буров заявляет: «Не надо поспешно критиковать нашу работу над освоением наследства. Ког­да человек… * * * Начало творчества Бурова совпало с периодом становления и фор­мирования советской архитектуры. Своеобразие этого этапа…

Жилой дом на улице Горького, 25 в Москве. I очередь. Проект. 1934. Варианты фасадов

ражены элементы театра: сцена и зрительный зал. Сцена этого условно­го театра была открыта на площадь. Фасадную стену театра предпола­галось трансформировать в экран для кино.

Академик А. В. Щусев, бывший в то время главным архитектором ул. Горького, отмечал, что проект архитекторов Бурова и Власова ка­зался В. Э. Мейерхольду более созвучным для его театра, чем другие проекты. Щусев писал об этом проекте: «Мотив оригинальный, сочинен­ный самими авторами, отнюдь не заимствованный где-то... Решение ори­гинальное и сработано с талантом и вкусом»1.

Проект театра В. Мейерхольда своеобразен и выделяется среди дру­гих работ Бурова идеями, заложенными в нем, стремлением отразить в архитектуре специфику творчества такого режиссера, как Мейерхольд, увязать архитектуру с динамикой сценического действия, вывести дейст­вие на улицу, и в итоге найти образ современного театра.

В 1933 г. Буров проектирует открытый летний театр на 5000 мест в Парке культуры и отдыха в Москве, который был одобрен главным ар­хитектором парка А. В. Власовым. Интересно задуманный по типу рим­ских сомкнутых композиций с местами для зрителей, расположенными амфитеатром на рельефе, поэтичный образ летнего театра органично вписался бы в ландшафт парка.

Театральные здания и, в частности летние театры для массовых представлений, всегда интересовали Бурова, начиная со студенческих лет. На полях его рукописей, в дневниках и заметках среди эскизов и набросков встречаются рисунки современных и античных амфитеатров и арен, построенных в Ниме, Афинах, Риме, театра Красных скал в Ко­лорадо. Он считал, что арены, стадионы, открытые театры для массо­вых представлений будут играть значительную роль в новых городах как в градостроительном, так и в социальном отношении.

В 1935 г. вышло постановление СНК и ЦК ВКП(б) «О Генеральном плане реконструкции Москвы», в котором были даны основные поло-

1 Щусев А. Против аскетической архитектуры. «Строительство Москвы», 1933, № 2—3, с. 17.

жения об освоении наследия в советской архитектуре, определено от­ношение к новаторству и подчеркнуто значение строительной индустрии для развития архитектуры. Одновременно был поставлен вопрос о не­обходимости реконструкции ряда городов и их центров. План реконст­рукции Москвы предусматривал создание магистралей, подобных Нев­скому проспекту в Ленинграде или проспекту Шота Руставели в Тбилиси.

Совместно с Ю. Н. Емельяновым А. К. Буров разрабатывает эскиз­ный проект реконструкции площади Пушкина, поставив основной зада­чей единство улицы и площади во всех элементах. Используя опыт со­ветского градостроительства и решения городских ансамблей Западной Европы, авторы создают богатое пространственное решение площади с композиционными акцентами, интересными перспективами прилегаю­щих улиц, подобно улицам городов итальянского Ренессанса.

С октября 1935 г. по январь 1936 г. группа аспирантов — ассистентов ФАУ Всесоюзной Академии архитектуры была направлена в творческую поездку по Франции, Италии и Греции.

В эту группу входили уже опытные архитекторы, сложившиеся ма­стера, составлявшие основное творческое ядро нового, послереволю­ционного поколения архитекторов: К. С. Алабян (руководитель группы), А. К. Буров, А. В. Власов, А. А. Кеслер, Л. И. Савельев, В. Н. Симбирцев, И. Н. Соболев, О. А. Стапран и Д. Н. Чечулин.

Все эти архитекторы были уже хорошо знакомы с мировой архитек­турой по специальной литературе, а некоторые и по опыту предшеству-

 

 

Жипой дом на улице Горького, 25 в Москве. I очередь. 1935. Деталь карниза. Решетка ворот

  Жилой дом на улице Горького, 25 в Москве. Росписи художника В. А. Фаворского.…  

Дашев. 1950. Фрагменты фасада

  из неопубликованных статей 1936 г. А. К. Буров пишетИ «Вполне понятна острота… Изучив классику как определенную систему художественного мыш-Я ления, он в дальнейшем не стремится к подражанию…

Универмаг на Комсомольской площади в Москве. Проект. 1936. Фасад. План первого этажа

интерпретацию античной темы для современноготеатра. Фасад имеет! пять прямоугольных ниш, идущих на всю его высоту. Стена расчлененЛгоризонтальными…

При строгой прямоугольной формеплана пластикаего создавалась зеЯсчет формы овального зрительного зала, парных полукруглых парадныхилестниц, сложной формы угловых холлов, расширяющихпространстве^ кулуаров вокругзрительного зала.

Свой интерес к классике А.К. Буровне ограничивалантичной архитек- Iтурой и архитектурой Раннего Возрождения. Он проявлял огромный ин- I терес к древнерусской народной архитектуре и творчеству русских зод- I чих. В своих работах он часто подчеркивал чрезвычайную цельность, ис- I кренность и гармоничность русскойархитектуры прошлого, сближавшую I ее сантичной архитектурой.

Свое понимание русскихархитектурных традиций Бурову удалось вы-11 разитьв работе над реконструкциейинтерьеров залов Государственного!IИсторического музея в Москве (1936—1937 гг.) '. В связи с этой работойЯБуров писал: «Сейчас я работаю и должен закончить в натуре к двадца-Я тилетию Великой пролетарской революции оформление залов ИсторичеЯ ского музея, который серьезным образом реконструируется. Каждый из!девяти исторических залов (сXIV по XVIII в.),порученных мне, архитек-1турно оформляется применительно к эпохе и ее экспонатам. Я пытаюсьИ достигнуть этого максимально скупыми архитектурными средствами—-I характером наличников икапителей, определяющих характер эпохиЯа также окраской стен. Для меня лично эта работа представляет большой! интерес, ибо она позволяет вскрыть подлинные корни русской архитек-1 туры, показать, что народные мотивы в ней переплетались с античнымя традициями. Такое изучение нашего архитектурного прошлого чрезвы-Ячайно важно, ибо позволяет освободить наше представление о русскомархитектуре от той омерзительной ропетовской трактовки, которая данаИ была ей в конце девятнадцатого века и до сих пор длямногих подавляет! подлинную красоту национального русского искусства.В этомтрудности иинтерес моей работы» [15, с. 6].

В интерьерах залов Исторического музея Буровиспользует не столь- I ко детали, сколько пластику пространстваодноиз существенным средств древнерусского зодчества, русского барокко и классицизма. Он! перерабатывает мотивы, исходяне столько из формы, сколько из принЯ ципа, положенного в основу той или иной эпохи русской архитектуры, наЯ пример, введение совершенно плоского рельефа в барочное оформле-1 ние Нарышкинского зала придает интерьеру неожиданную свежесть и! современность. Эта работа продемонстрировала тонкий художественный! вкус, чувство такта, мастерство и изящество творческого почерка зод-|

1 В разработке проектов интерьеров залов Государственного Исторического музеЯ в Москве принимали участие студенты и ученики А. К. Бурова — А. Криппа, Н. Остер-И ман, Л. Рыминский и Р. Семерджиев.

 

Театр на 1200 мест. Типовой проект. 1957. Фасад. Планы этажей

Весь этот период творчества А. К. Бурова характерен интересом к рус- скому народному зодчеству, к пластике и полихромии в русской архи- тектуре. Как в архитектурной практике, так и в своих теоретических работай особое… В 1938 г. А. К. Буров выступил с большой теоретической статье! «Проблемы фасада жилого дома», посвященной вопросам…

Театр в г. Орджоникидзе. При участии М. Н. Круглова. Проект. 1940. Главный фасад. Планы этажей

 

Интерьеры залов Государственного Исторического Интерьеры залов Государственного Исторического

музея в Москве. 1937. Вид из зала XV в зал XVI музея в Москве. 1937. Вид из зала XX в зал XIX

Интерьеры залов Государственного Исторического Интерьеры залов Государственного Исторического

Музея в Москве. Вид из зала XVI в зал XV музея в Москве. 1937. Вид из зала XVII в зал XVI

В своих теоретических работах Буров рассматривал приемы размеще­ния жилых зданий в городе, их природное окружение, принципы застрой­ки улиц и… В 1938 г. в Академии архитектуры СССР, где работает в это время Буров, членами…

Интерьер Елизаветинского зала Государственного Исторического музея в Москве. Проект. 1937

Архитектурно-пространственная композиция дома решена просто и выразительно, в формах, доступных для осуществления в условиях кол­хозного… Традиции строительства для южных районов находят отражение и в проекте… В 1939 г. А. К. Буров участвовал в закрытом конкурсе на проект аэро­вокзала в Москве. Проект, получивший третью…

Ремесленное училище для южных районов СССР. Совместно с Л. М. Врангель. Проект. 1941. Фасад. План

Применение здесь декоративного театрализованного приема Буров считал вполне правомерным и, как всегда, очень парадоксально и убеди­тельно объяснял:…    

Аэровокзал в Москве. При участии Л. И. Баталова, Б. С. Мезенцева, Л. Н. Павлова. Конкурсный проект. "I премия. 1939. Эскиз. Аксонометрия

 

 

Аэровокзал в Москве. При участии Л. И. Баталова, Б. С. Мезенцева, Л. Н. Павлова. Конкурсный проект. III премия. Перспектива. План этажа. Фрагменты фасада

стях. Так отношение высоты карниза с фризом и антаблементом к общей высоте здания было больше всех известных классических образцов глад­ких карнизов, что потребовало очень тщательного поиска и проверки в | натуре. Было сделано множество шаблонов этого карниза. В процессе работы над пропорциями венчающего карниза использованы отношения так называемой «второй производной золотого сечения», открытой Бу­ровым еще в 1935 г.

Большое внимание А. К. Буров уделял выбору материалов для отдел­ки фасада Дома архитектора. Стена облицована темно-красной керами- I ческой плиткой с шероховатой фактурой. Раскладки выполнены из свет­ло-серого мрамора, «филенки» — из плиток золотой смальты. Цоколь,

 

Панорама «Штурм Перекопа». Конкурсный проект. 2-й тур. 1941. Главный и боковой фаса­ды. Генеральный план

 

Панорама «Штурм Перекопа». Конкурсный проект. 1-й тур. III премия. 1940. Фасад. План этажа

анты арок, архивольты и карниз — из белого искусственного камня. За­полнение арок и входные двери — из мореного дуба, остекление витра­жа— стеклами… Открытие нового Дома архитектора состоялось 15 февраля 1941 г. Архитекторы… Академик архитектуры Л. Руднев: «Новое здание Дома архитектора в Москве оставляет чрезвычайно отрадное впечатление.…

Центральный Дом архитектора в Москве. 1938—1941. Деталь фасада — картуш. Худож­ник В. А. Фаворский. Рабочий чертеж вит­ража. Эскиз карниза

 

 

Центральный Дом архитектора в Москве. 1938. Эскизы фасада

В 1938 г. А. К. Буров участвует в проектировании ансамбля жилых до­мов на Можайском шоссе в Москве. Экспериментальный дом, спроекти­рованный… На страницах «Архитектурной газеты» отмечалось: «Большая про­стота решения,… В четком планировочном решении жилого дома на Можайском шоссе Буров ставил задачу создания комфортабельных…

Экспериментальный жилой дом на Можайском шоссе в Москве. Проект. 1938. Фасад. План сек­ции. План дома. Разрез

Новатор по своей художественной сущности, Буров понимал необхо­димость применения новых методов возведения зданий, которые обяза­тельно должны будут…    

Крупноблочный дом на Б. Полянке, 4 в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1939. Фасад, фрагменты фасада

  ношен.ию к конструктивным размерам самого блока. Фактура мелких камней… Единый объем дома без горизонтальных членений разработан с чуть западающими вертикальными вставками, отличающимися от…

Крупноблочный дом на Б. Полянке, 3 в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохнным. 1940. Фрагмент фасада, эскиз

Эти спаренные бетонные решетки с точно найденным масштабом ра­стительного орнамента, выполненные по рисункам В. А. Фаворского, образуют… Принятая система использования вертикальных простеночных блоков максимального… Из сказанного следует, что именно Буров первым увидел в индустриа­лизации, как в основном методе перспективного…

Крупноблочный дсм на Б. Полянке, 3 в Москве.. Совместно с архит, Б. Н. Блохиным. 1940. Фасад. Фрагменты фасада

 

Крупноблочный дом на Ленинградском проспекте, 27 в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохнным. 1941. Общий вид. План типового этажа. Фрагмент фасада.

 

Крупноблочный дом на Ленинградском про­спекте, 27 в Москве. 1941. Схема разрезки блоков

 

ния все дело будет в сокращении веса монтируемых элементов. Он счи­тал примитивной идею возить и поднимать кранами небольшие (относи­тельно) по размерам, но тяжелые блоки. Так, говорил он, никогда не создать новой архитектуры.

Именно таким пониманием своей задачи можно объяснить переход Бурова в, казалось бы, далекую ему сферу поисков нового материала. И не просто нового, а легкого.

Но пока таких материалов не существовало, а строить надо было из ! тех тяжелых блоков, которые тогда выпускала наша строительная инду­стрия. Буров их принял как одно из реальных условий художественных решений. Отсюда его чисто архитектурные эксперименты с трехтонными блоками на Полянке, а затем на Ленинградском проспекте.

В первом проекте — блок зрительно утяжелен. Эффект, естественно, не достиг цели. Во втором проекте дано остроумнейшее решение блока и всей стены зрительно максимально облегченное. И хотя вес блока тот же, что и в первом проекте, декоративный бриллиантовый руст решил задачу изобразительно. Но именно изобразительно, а не архитектурно.

И, наконец, верх Буровского архитектурно-художественного (кон­структивного и функционального) мастерства — дом на Ленинградском проспекте, 27. Здесь из блоков по сути дела Буров сделал «каркас», в максимально возможной степени зрительно облегчил всю структуру до­ма. Кроме вертикальных столбов, чередуясь с ними, идут вертикальные орнаментальные решетки. Они стали главной отличительной чертой все­го проекта. Это в превосходной степени решило поставленную архитек-

 

 

тором перед собой творческую проблему. Он сохранил всю конструк­тивную логику и создал новый образ жилого дома.

Война прервала развитие массового индустриального строительства. Жилой дом на Ленинградском проспекте был завершен уже во время войны. Обслуживающие помещения и заселение дома не соответство­вали проекту. Однако ясное тектоническое решение, выразительный художественный образ жилого дома позволяют считать это здание одним из лучших примеров жилых домов современного строительства.

30-е и 40-е годы — годы формирования новых направлений и взгля­дов, переломные в советской архитектуре — необычайно плодотворный период в творчестве А. К. Бурова. Для него, уже ранее отошедшего от конструктивизма, новая направленность, включавшая как изучение клас­сического наследия, так и дальнейшие творческие поиски, была естест­венной.

Этот период ознаменовался созданием самых значительных в его творчестве произведений, в которых органически сплавился талант архи­тектора-новатора и его высокая культура, основанная на фундаменталь­ных знаниях закономерностей классического искусства.

Разнообразные творческие задачи, поставленные перед ним, Буров решал каждый раз с особой, лишь ему свойственной остротой, доводя результаты работы до совершенства.

Важнейшим вкладом Бурова в решение актуальной задачи — инду­стриализации массового жилищного строительства — явилось строитель­ство трех серий сборных домов из крупных блоков. Постройкой дома на Ленинградском проспекте Буров убедительно доказал свои теоретиче­ские положения о возможности гармоничной связи техники и искусства.

Венцом творчества мастера стал фасад Дома архитектора — произве­дение, отмеченное ясностью творческой мысли, тонким вкусом, худо­жественной выразительностью и силой эмоционального воздействия.

В своих теоретических работах, относящихся к этому периоду, Буров во многом предугадал направление развития советской архитектуры, по­лучившее подтверждение в последующие годы.

 

РАБОТЫ А. К. БУРОВА

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

(40-е —50-е ГОДЫ)

В 1941—1942 гг. Буров всецело отдается работе в области техниче­ской физики. Но ощущение нравственной ответственности, чувство граж­данского долга архитектора требовало от Бурова постоянной профес­сиональной отдачи. Он считал, что главная задача архитекторов в это время — готовить себя к огромному послевоенному строительству и прежде всего жилищному. Уже в феврале 1943 г. он пишет в своем днев­нике: «Я надеюсь, что смогу заняться по настоящему архитектурой и го­товиться к проекту восстановления города, который мне дадут. Архитек­тура снова, и как никогда, увлекает меня — для подготовки к большой работе надо себя настроить, ввести в систему архитектурного мышления.Короче — надо начать заготовку мыслей впрок. Пора, а то будет поздно. Нельзя приступать к проектированию, не имея «задела». Красная Армия предложила такие темпы, что у нас остается очень мало времени для подготовки к восстановлению городов» [43, с. 96, 103].

Дневники этого времени насыщены мыслями о послевоенном строи­тельстве, которое, по его словам, должно быть дешевым, быстрым, ин­дустриальным, красивым, удобным. Долг архитектора, считал он, дать много полноценного жилища, а сделать это старыми методами, на осно­ве старых взглядов невозможно.

«У нас, у архитекторов — пишет он в дневнике 24/И 1943 г.—есть долг, священная обязанность перед страной и народами нашей страны, испытавшими невиданные в истории муки вражеского нашествия и разру­шения и проявившими невиданный героизм — восстановить эти разруше­ния так, чтобы иметь право именоваться врачами человеческих душ. На­чать это восстановление на другой день после разгрома врага. Вести его с огромной скоростью и готовиться к нему сейчас. Материал, конструк­ция, целесообразность решения, экономия, взятые вместе, дадут реше­ние, за которое скажут «благодарю». Все это должно быть самым луч­шим, наиболее целесообразным, современным и передовым... Нужно, чтобы мы, архитекторы, восстановили страну так, чтобы люди, потеряв­шие все, получили бы не «жилплощадь», а то, что они потеряли,— до­машний очаг,и лучший, чем они имели. Для этого нужна индустрия» [43, с. 113]. Подготовку к послевоенному строительству, настраивание на «си­стему архитектурного мышления» А. К. Буров видит в создании большой теоретической работы, подводящей итог опыта предыдущих лет и рас­крывающей новые проблемы послевоенного строительства и будущего архитектуры.

В дневнике 14/11 1943 г. он пишет: «Для того, чтобы написать книгу, нужно

поставить и решить вопрос во всей сложности и просто изложить

 

самое сложное» [43, с. 96]. Книга была написана в 1943—1944 гг. 15/Х 1944 г. в дневнике запись: «Сегодня мне исполнилось 44 года. Сделал за год: 1) проект монумента Сталинградской эпопеи (пирамиду); 2) проект «Храма Славы» для Сталинграда (складчато-параболический); 3) написал книжку «В поисках единства»; 4) изобрел и построил машину для получе­ния бесконечной плоско-параллельной ленты и получил премию по фи­зике в физико-математическом отделении Академии наук; 5) разобрался, насколько мне кажется, в основной причине явления дрожания нитей и написал об этом предварительные заметки; 6) сделал эскиз и решил в ос­нове идею реконструкции Ялты... Не так уж мало!» [43, с. 150].

В книге А. К. Бурова «Об архитектуре» — впечатления первых поездок в Грецию, Италию и Америку, опыт практической работы и связанные с ней теоретические обоснования принятых решений, размышления о развитии послевоенного строительства, об эстетической направленности архитектуры. Один из важных аспектов книги составляет отношение к классическому наследию и критика «академизма» в архитектуре — на­правление, которое он считал чуждым мироощущению современников. Свойственный Бурову критический дух помог ему осознать и переосмыс­лить классическое наследие и верно оценить его. В книге А. К. Бурова большое место занимали наряду с научными чисто эмоциональные до­воды, в которых раскрывался характер автора, его собственное видение мира.

Отличительная черта книги, как и всего творчества А. К. Бурова,— устремленность в будущее. Изучение прошлого архитектуры, анализ ее настоящего — все направлено на созидание гармоничного окружающего мира. Идеал — гармония — не казалась Бурову недостижимой, он рас­сматривал это как норму, к которой нужно стремиться. Претворение идеала в жизнь казалось ему возможным даже в его время. Описывая восстановленные, преображенные и новые города, как они ему пред­ставлялись в будущем, он пишет в своей книге: «И я думаю, что увижу все это не в идее, а выстроенным, потому что в этом есть и логика, и здравый смысл, и экономия, и здоровье, и масштаб, и человечность, и, наконец, это будет красиво, очень красиво, потому что это — искусство» [40, с. 144].

Гражданственный и художественный пафос книги Бурова, написанной в тяжелые военные годы, отражал гуманистическую, в высшей степени действенную жизненную позицию автора.

В 1943—1944 гг. задача скорейшего восстановления разрушенных вой­ной городов была жизненно важной. Особенно остро стояла в то время проблема строительных материалов. Предлагалось и широкое исполь­зование дешевых материалов, а также новых, созданных на их основе конструкций. Над созданием новых эффективных строительных материа­лов А. К. Буров начал работать в Академии архитектуры СССР еще в 1940 г. в связи с постройкой крупноблочных домов. Эксперименты, на­чатые перед войной, были возобновлены в 1943 г. в связи с необходи­мостью замены дефицитных строительных материалов.

В 1943—1944 гг. А. К. Буров совместно с архитектором Л. М. Вран­гель разрабатывает серию проектов сборных малоэтажных жилых домов из армированного высокопрочного гипса и армированного расширяюще-

 

гося цемента для южных районов СССР. Эта серия одно-двухэтажных до­мов интересна и современна. Особенно рационально и вместе с тем ар­хитектурно выразительно решены двухэтажные блокированные жилые дома.

В 1943—1944 гг., когда война еще продолжалась и только началось восстановление страны А. К. Буров с архит. С. X. Сатунцем выполнил про­ект музея обороны Сталинграда — «Храм Славы». Проект не был заказ­ным, он не имел и конкретного участка, за разработку проекта авторы взялись по собственной инициативе. В то время это было естественным стремлением архитекторов выразить в памятниках и мемориальных со­оружениях ожидание грядущей победы, патриотические чувства гордости и чувства скорби, памяти о прошлом и мечты о будущем.

Прямоугольное здание, имеющее размер в плане 100X150 м, венчает­ся величественным куполом. Сооружение предполагалось выполнить в современных конструкциях с применением тонких железобетонных складчатых сводов параболической формы, которые смыкаются на «ус». Это и определило образ здания. Все наружные поверхности его получили уходящие криволинейные очертания, придающие зданию пластику и мо­нументальный характер.

Экспозиция музея располагалась в сводчатых галереях — обходах по периметру здания, а в купольных переходах из главного зала в галереи размещались зрительные залы и выставочные помещения. В центре рас­полагается главный зал, перекрытый куполом, также имеющим парабо­лическое очертание и состоящим из складчатых элементов. Внутреннее пространство главного зала высотой около 30 м величественно и тор­жественно.

Традиционное для русской архитектуры сочетание цветов — белого с золотым усиливает впечатление приподнятости, торжественности и лег­кости. В «Храме Славы» с особой силой выражены национальные черты русской архитектуры, так определяемые Буровым: «Тектоничность, плас­тичность формы, изобразительное богатство, насыщенность цветом, че­ловечность масштаба и современность — это и есть стиль русских в архи­тектуре» [40, с. 50].

В целом этот проект знаменует новый этап в творчестве А. К. Бурова, поиски образа современной архитектуры на основе синтеза лучших тен­денций 20-х годов (конструктивизм) и опыта освоения классического на­следия и национальной архитектуры.

В 1944 г. Андрей Константинович Буров разрабатывает проект мону­мента «Сталинградская эпопея», которому придает мощную и лаконич­ную форму пирамиды или кургана как памятнику вечной славы и памяти павшим'.

Высота монумента 150 м, длина стороны основания 236 м. Центрич-ность композиции и разработка пирамиды были рассчитаны на размеще­ние ее в широких просторах приволжских степей Сталинграда и сооб­щали зданию величие, значительность и монументальность. Несмотря на грандиозные размеры, пирамида не подавляла бы смотрящего. Ступен-

1 В конкурсном проекте «Сталинградская эпопея» принимали участие архитекторы Д. И. Бурдин, Л. И. Баталов и Л. М. Врангель.

 

чатость объема, пространственное развитие композиции с лестницами и подходами помогали бы идущим воспринимать памятник во времени и в пространстве. Крупные уступы, покрытые скульптурными изображе­ниями геральдики различных родов войск, с ритмом многократно повто­ряющихся изображений рук, держащих автоматы, сообщали сооружению необычайную силу. Пирамида должна была быть увенчана горящим фа­келом Вечного огня. Центральный шатер основного объема возвышался над Могилой Неизвестного Гражданина Советского Союза. На первом уровне сооружения размещался Зал трофеев. В Зал реликвий, находив­шийся на втором уровне, и в Зал документов на третьем уровне вели эскалаторы. Внутреннее пространство пирамиды и залы подсвечивались через стеклянные блоки. Прозрачные блоки кораллового стекла с орна­ментальным рельефом опирались на пояса вороненой стали. Шатер предполагалось обработать золотыми карнизами. Для каркаса сооруже­ния задумано было использовать металл, перелитый из трофеев. Для об­лицовки внутренних и наружных поверхностей должна была применяться листовая вороненая сталь.

Каждая из деталей композиции—материал, масштаб, силуэт, внут­ренний объем подчинялись главной идее сооружения — увековечиванию героического подвига советского народа, величию принесенной жертвы и стремлению к великому будущему.

В этом проекте снова выступает отличительная черта творчества Бу­рова— умение самую сложную идею выразить простыми лаконичными средствами. Это та простота, добиться которой стремится каждый, но которая дается с огромным трудом. У Бурова это умение — основная черта его таланта.

* * *

Проектам и постройкам Бурова всегда присущи характерные особен­ности, определяющие творческий почерк зодчего, всегда ощущается яс­ная архитектурная идея. Архитектурное сооружение или ансамбль рас­сматриваются им в связи с природным окружением, они сливаются или, наоборот, контрастируют с ним.

Ярче всего новые градостроительные идеи сказались в его проекте восстановления и реконструкции центра Ялты, который он разработал в 1944—1946 гг. Город, сильно разрушенный во время войны, в мае 1944 г. был освобожден советскими войсками. Уже в июле А. К. Буров вместе с М. Я. Гинзбургом (который с 1932 г. возглавлял проектирование район­ной планировки Южного берега Крыма) был в разрушенном городе.

Проектирование Ялты занимало в творчестве Бурова особое место. Он думал об этом проекте постоянно и в нем ему удалось воплотить не­которые свои градостроительные концепции. Он говорил, что сама при­рода Крыма, в которой сохранился характер античного пейзажа, требует особого архитектурного решения, тщательного сохранения ее своеобра­зия и характера '.

1 В начальной стадии проектирования Ялты принимал участие архит. А. А. Овчинников.

 

 

В основу проекта была положена идея создания современного ком­фортабельного города-курорта: с приморской набережной, освобож­денной от транспорта, с удобным морским портом, с транзитной автомо­бильной магистралью, не мешающей курортной жизни города. Из-за сложности рельефа примыкающих к городу с севера холмов и предго­рий транспортные магистрали города в их существующем виде не имели перспектив развития. Единственной значительной транспортной маги­стралью продолжала оставаться набережная.

Буров предложил провести участок приморского шоссе, идущий по территории курорта, в двух уровнях. Нижний уровень отводился для транспорта и эта часть шоссе заключалась в тоннель. Тоннель имел вы­ходы на основные магистрали, на пляж и к морскому вокзалу. В стене тоннеля, обращенной к морю, предусматривались большие иллюмина­торы, через которые открывалось бы море. Верхний уровень — набереж-

 

Сборный двухэтажный дом из армированного высокопрочного гипса для южных районов СССР. Сов­местно с архит. Л. М. Врангель. Проект. 1943—1944. Аксонометрия. Планы первого и второго этажей. Главный и дворовый фасады. Разрезы

ная, освобожденная от транспорта, превращалась в приморский бульвар. Движение по остальным внутригородским и транзитным транспортным магистралям А К. Буров также предлагал организовать в нескольких уровнях с современными развязками транспортных узлов, учитывающих сложный естественный рельеф Ялты. Сберегая зелень и экономно рас­ходуя территорию курорта, Буров предложил разместить часть гостиниц и санаториев в многоэтажных башнях. При сложном естественном релье­фе Ялты эти здания создавали бы живописную современную компози- I цию. Органичная связь архитектурных ансамблей с природным окруже­нием, особый человеческий масштаб, богатая пластика аркад и силуэтов зданий придавали композиции художественную выразительность.

Проектируя город, Буров со всей убежденностью утверждал: «Нужно использовать все, что нам дают современные знания, искусство, передо­вая техника и строить города не для площадей и ансамблей, магистралей или автомобилей, а для людей» [50].

Стремясь снять и показать на экране весь берег Ялты, Буров прихо­дит к идее создания панорамного кино. Он предлагал произвести син­хронную съемку и проекцию при демонстрации батареей из пяти аппара­тов, сблокированных так, как это было сделано спустя 10 лет создате­лями панорамного кино.

При проектировании Ялты им были найдены решения многих задач современного градостроительства, транспорта, архитектуры — удачные в художественном отношении и технически прогрессивные. Завершить этот масштабный и интересный эксперимент А. К. Бурову не удалось.

 

Quot;Храм Славы» в Сталинграде. Совместно с архнт. С. X. Са-тунцем. Проект. 1943—1544. Фа­сад. Разрез. План

 

Монумент '.Сталинградская эпопея». Проект. 1944. Фасад. Аксонометрия. Разрез. Фрагмент.

В книге «Город» М. Г. Бархин пишет: «Однако, это блестяще проду­манное, новаторское, очень обоснованное объемно-пространственное решение, подлинная… » * # Одновременно с крупными работами в 1943—1946 гг. Буров делает проекты различных зданий для городов и областей,…

Сборный одноквартирный жилой дом из армированного высокопрочного гипса для южных районов СССР. Проект. 1947. Главный фасад. Дворовый фасад. План. Боковой фа­сад

 

 

Бесспорный интерес представляют пространственное решение сооруже­ния и ясная, лаконичная композиция фасада главного корпуса, включаю­щая элементы, характерные для творческих приемов Бурова — арки с ор­наментальными витражами, купол, цветовое решение (сочетание белого с золотым). Проект Института кристаллографии, хорошо продуманный в функциональном отношении, в архитектурной части остался на стадии эскизного проекта и потому на чертежах выглядит схематичным.

В 1948—1949 гг. А. К. Буров (совместно с С. X. Сатунцем) участвует в конкурсе на проект Морского вокзала в Сочи. Авторы пошли на до­вольно острую и необычную композицию, нарушая некоторые привыч­ные представления. Например, фасады, выходящие на море и на пло­щадь, решаются одинаково. Буров считал, что такой композиционный прием возможен, ибо фасад, обращенный на площадь, также выходит на открытое пространство и, кроме того, такое решение придает зданию цельность. Говоря по поводу одинакового решения фасадов, Буров при­водил пример Палаццо Дожей с одинаковыми фасадами, открытыми к каналу Гранде и на Пьяцетту. Необычна трактовка часовой башни, распо­ложенной на повороте к пирсу. Высота башни в своей основной части рав­на высоте главного объема здания вокзала, а черты условной «башенно-сти» она приобретает за счет высокого шпиля, несущего звезду. Здание с двух сторон имеет одинаковые теневые галереи — зоны ожидания. Крупный масштаб архитектуры соответствует как значению здания, так и его окружению — морю. Проект морского вокзала вновь приближается к классическим приемам — тяжелая стена, прорезанная пятью проемами, контрастирует с легкими колоннадами, идущими в два яруса.

В 1948 г., в связи с участием в проектировании станций московского метрополитена, А. К. Буров создает несколько вариантов проектов ин- I терьера станции «Площадь Восстания». В проекте перронного зала Ан­дрей Константинович стремился создать образ станции, посвященной па­фосу революционных событий. Применяя декоративные, крупно решен­ные цветовые акценты, выразительную революционную символику, тор­жественное сочетание красного и золотого цвета, Буров хотел создать яркий запоминающийся образ станции.

В 1949—1950 гг. Буров участвует во многих конкурсах и выполняет заказы на проекты театров в Елгаве и Сталиногорске, Педагогического училища в Великих Луках и мн. др.

В содружестве со многими известными скульпторами и художника­ми— С. Лебедевой, Л. Рабиновичем, Г. Кепиновым, В. Фаворским, И. Сло-нимом в течение 1937—1950 гг. Буров работал над проектами памятни­ков. Были созданы проекты памятников Ф. Э. Дзержинскому и Н. А. Щор­су, памятник в ознаменование разгрома деникинских банд под Орлом, памятник В. И. Немировичу-Данченко и дважды Герою Советского Союза полковнику М. В. Кузнецову, проект надгробия С. М. Эйзенштейну.

Значительное место в творчестве А. К. Бурова занимают исследова­ния, проекты и практическая работа в области малых форм, интерьера жилых и общественных зданий и элементов дизайна, начавшиеся с конца 30-х годов.

Буров, наряду с В. Е. Татлиным, А. М. Родченко, К. С. Малевичем, был одним из первых советских архитекторов, начавших работать в области

 

 

Сборный трехквартирный жилой дом из армированного высоко­прочного гипса для южных районов СССР. Проект. 1947. Фасад. План

В 1939 г. он, совместно с Л. М. Врангель, проектирует мебель для жи­лых и общественных зданий: мебель для театральных помещений, для Клуба писателей… В 1937 г. А. Буров совместно с В. Турчаниновым проектирует серию фонарей для…  

Реконструкция и восстановление центра Ялты. Неосуществленный проект. 1945. Пано­рама. План центра. Эскизы к застройке

  к индустриальному малоэтажному строительству, более полно отвечаю­щему… Возвращаясь к этому вопросу в 1957 г. в статье «Архитектура и совре­менность» [37], он пишет о двух интересующих его…

Морской вокзал в Сочи. Со­вместно с архит. С X. Сатун-чем. Проект. 1948. Фасад. План. Перспектива. Вид внутреннего дворика

 

 

Мебель для квартир. Совместно с архит. Л. М. Врангель. Проект. 1938

 

Мебель для театральных помещений. Совместно с архит. Л. М. Врангель. Проект. 1938

Бескаркасный крупнопанельный секционный жилой дом для Москвы. Совместно с архит. Б. Н. Блохи-ным. Инж. А. Н. Шкинев. Проект. 1949. Фрагмент фасада

 

Бескаркасный крупнопанельный 25-этажный жилой дом-башня для Москвы. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. Инж. А. Н. Шкинев. Проект. 1949. Фрагмент фасада. План

 

 

 

Архитектура дома отличалась предельной ясностью замысла и круп­ным масштабом, соответствующим масштабу одной из главных столич­ных магистралей. Весь объем этого здания разделен горизонтальными тягами на три равные части, и образ его создается четким ритмом пило­нов и арочных проемов, с лоджиями, которые открываются на широкую зеленую магистраль. Дом сделан под очевидным влиянием палаццо Питти во Флоренции, но Буров и здесь, трактуя известную тему, проявил свое новаторское отношение к архитектуре. Перед нами совсем не дом-крепость Брунеллески, а открытое пластичное сооружение, все обращен- 1 ное не в себя, а наружу, к своему окружению.

В доме применена рациональная и удобная внутренняя планировка: коридорная система с небольшими квартирами. Проектируя их, Буров предложил в этом доме нетрадиционный в то время прием решения

Жилой дом на Ленинградском проспекте, 23 в Москве. Со­вместно с А. И. Криппой. Про­ект. 1951. Фасад. План дома. План квартиры. Перспектива

   

Шестиквартирный жилой дом из СВАМа. При участии С. А. Васина и Д. А. Метаньева. Проект. 1956. Фасад. План

Буров обладал редкой памятью и способностью соединять, по его образному выражению, «далеко лежащие вещи». На стыке различных областей знаний… Новый вид материалов, разработанный Буровым, получил название… За комплекс работ по СВАМу, явившихся большим вкладом в реше­ние проблемы создания высокопрочных стеклопластиков, в…

А. К. Буров и Э. С. Зеленский. Лаборатория анизотропных структур. Москва. 1954

В статьях, дневниках и записных книжках Бурова, начиная с 1927 г., зна­чительное место уделено осмыслению причин недостатков в постановке… В его дневниках немало страниц, касающихся архитектурного препо­давания,… В своей педагогической деятельности Буров стремился найти такую форму общения с учениками, которая позволяла обучать…

А. К. Буров. 1955

Весной 1947 г. он пригласил своих аспирантов (В. С. Алимова, Н. Е. Ива­нова, М. В. Лебову, А. А. Немлихера, 3. Н. Нестерову, О. И. Ржехину, В. А.…   гостиницы, оздоровительные комплексы, торговый центр, спортивные сооружения, зрелищные здания курортного города и др.…

– Конец работы –

Используемые теги: архитектура0.038

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Архитектура и я

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция: Уровни абстракции ОС. ОС с архитектурой микроядра. Виртуальные машины. Цели проектирования и разработки ОС. Генерация ОС В лекции рассматриваются следующие вопросы: методы проектирования и реализации ОС: уровни абстракции ОС; ОС с архитектурой мик
В лекции рассматриваются следующие вопросы методы проектирования и реализации... Содержание Введение Уровни абстракции ОС Операционные системы с микроядром Виртуальные машины другой распространенный подход к...

В настоящее время существуют два типа архитектуры микропроцессорных систем – Принстонская, или архитектура фон-Неймана и Гарвардская
Введение... В настоящее время существуют два типа архитектуры микропроцессорных систем... В г американский математик Джон фон Нейман сформулировал основные принципы работы современных компьютеров Им...

Лекция: Архитектура компьютерной системы В лекции подробно рассмотрена архитектура компьютерной системы: управление прерываниями
В лекции подробно рассмотрена архитектура компьютерной системы управление прерываниями памятью вводом выводом иерархия памяти ассоциативная... Содержание Введение Архитектура компьютерной системы... Введение...

АРХИТЕКТУРА
Вологодский государственный технический университет...

Учебно – методическое пространство архитектуры
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...

Т.И. Койгородова Архитектура и градостроительство
РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ... Государственного образовательного учреждения высшего профессионального... МОСКОВСКий ГОСУДАРСТВЕННый ОТКРЫТый УНИВЕРСИТЕТ...

Памятники архитектуры СПБ
На сайте allrefs.net читайте: Памятники архитектуры СПБ.

Промышленная архитектура
На сайте allrefs.net читайте: Промышленная архитектура.

Архитектура зодчество семиотика культура
Дополнительная информация Тезисы... вопрос...

АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ
Среднего профессионального образования... КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА... Т И Черницына...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам