Центральный Дом архитектора в Москве. 1938. Эскизы фасада
Центральный Дом архитектора в Москве. 1938. Эскизы фасада - раздел Строительство, Архитектура и я Ной Скульптуры (Цвета). Когда Я Его Делал Я Думал О Парфеноне, О Кур-Ватурах ...
ной скульптуры (цвета). Когда я его делал я думал о Парфеноне, о кур-ватурах и пластическом ритме» [43, с. 100]. Это — очень существенное замечание; в корне которого лежит постулат И. В. Жолтовского: «Не украшайте архитектуру архитектурой».
В 1938 г. А. К. Буров участвует в проектировании ансамбля жилых домов на Можайском шоссе в Москве. Экспериментальный дом, спроектированный Буровым, органично вписался бы в общую застройку. Этот очень своеобразный проект не был реализован. Но нельзя не признать справедливости его мысли, что создавать улицы нужно не отдельными домами, хотя и отличными, а по единой целостной схеме. Главный фасад дома выходит на север, слабо освещен, поэтому архитектурной выразительности автор достигает, применяя плоский рельеф и цвет: для штукатурки стены — зеленый (под травертин) и для керамических деталей (венчающего карниза, балконов, консолей и тяг над четвертым этажом)— белый. Фриз, идущий по главному фасаду, сделан из декоративных многоцветных майоликовых букетов. Наличники, с применением таких же майоликовых вставок, украшают входы в магазины.
На страницах «Архитектурной газеты» отмечалось: «Большая простота решения, выразительность энергично развитых пропорций и колористическое единство делают этот проект наиболее сильным в общей линии Можайского шоссе»1. Сила и лаконичность решения фасада дома оказались несопоставимыми с другими проектами, представленными одновременно.
В четком планировочном решении жилого дома на Можайском шоссе Буров ставил задачу создания комфортабельных малометражных квартир. Он предлагает пересмотреть существующие нормы проектирования квартир и вводит новые для практики тех лет планировочные приемы. Эти предложения разрабатывались на основе большой научной работы по исследованию планировки квартир и оборудования кухонь, проведенной А. К. Буровым в Академии архитектуры СССР в эти годы.
1 Былинкин Н. П. Так нельзя проектировать ансамбль. «Архитектурная газета», 1938, № 16, с. 3.
При создании вещей, отвечающих потребностям человека, основным принципом, которым должен руководствоваться архитектор, Буров считает принцип большой экономии. В своей книге «Об архитектуре» он пишет: «Необходимость экономии человеческой энергии при организации материальной среды, создаваемой архитектурой, является аксиомой, давно осознанной в нашей стране. Забывать эту истину нам, архитекторам, нельзя» [39, с. 54].
Комфорт понимается Буровым как целесообразность, экономия моральных и физических сил, времени и энергии человека. Нерациональность, необходимость лишних движений, неоправданных усилий он считает результатом несовершенства архитектурного или дизайнерского решения.
Детальный анализ зарубежного и отечественного опыта, проведенный Буровым, послужил основой для разработки предложений по изменению действующих и созданию новых отечественных стандартов и общего повышения уровня комфорта массовых жилых домов. Научно-исследовательские и экспериментальные работы, посвященные проблеме малой квартиры, разработка идей новых планировочных решений жилых домов были началом значительного по результатам периода работы А. К. Бурова в области массового жилищного строительства. Идеи эти нашли свое продолжение и развитие в проектах жилых домов на Ленинградском проспекте (1941 и 1951 гг.), серии жилых домов для сборного строительства и др.
Буров приходит к пониманию необходимости принципиального изменения направленности архитектуры — необходимости, связанной с ее новыми социальными задачами, новыми потребностями и техническими возможностями общества.
Работы Л. К. Бурова в области сборного домостроения.В 1937 г. в Москве состоялся первый Всесоюзный съезд архитекторов. На съезде были определены основные направления развития советской архитектуры, поставлены задачи индустриализации строительства и вопросы типового проектирования жилища.
Жилой дом для работников цирка на Садово-Самотечной улице в Москве. Росписи художника Л. А. Бруни. Проект. 1937. Перспектива
Начиная с 1938 г. жилищное строительство в нашей стране становится массовым. Одним из первых архитекторов А. К. Буров начинает работать над решением архитектурных, конструктивных и технологических проблем, связанных с индустриализацией жилищного строительства, с новыми материалами и новыми методами возведения жилых зданий.
Анализируя взаимосвязь техники и искусства в архитектуре, Буров писал: «По существу не может быть никакого противоречия между со временной техникой и искусством, — это противоречие возникло лишь в представлении, и в значительной мере из-за того, что люди, пропагандировавшие примат техники в архитектуре, не любили и не понимали искусства, а те, кто пропагандировал архитектуру как искусство, не любили и не понимали техники» [39, с. 40].
Сам Буров принадлежал к тем архитекторам, которые любили искусство и понимали технику. В отличие от многих он не приспосабливал архитектурную форму к материалам и конструкциям, а переосмысливал и то и другое в синтезе, создавая нужные ему, как архитектору, новые материалы, разрабатывал технологию и новые методы возведения зданий и создавал прогрессивные конструкции, мастерски воплощая возможности этих материалов в тектонически разработанных архитектурных формах.
Проблема индустриализации жилищного строительства возникла в конце 30-х годов в связи с необходимостью массового строительства экономичного и достаточно комфортабельного современного жилища. Сложные социальные и экономические задачи нашего общества нельзя было решать без использования возможностей современной науки и техники.
Н. Я. Колли, А. К. Буров, Ле Корбюзье. Москва. 1928
тьями Весниными, М. Я. Гинзбургом, М. П. Парусниковым, И. А. Фоминым, Г. Б. Бархиным и др. Для проектов этих лет характерны глубокая и тщательная проработка функционального решения планов и поиски
А. К. Буров, Ле Корбюзье, Г. П. Гольц, Н. Я. Колли. Москва. 1928
чения, и я в том числе — до того, как я отошел от конструктивизма в 1927—1928 гг. В нашей практике нам казалось, что конструктивизм наиболее просто разрешает задачу. Однако теперь ясно, что нельзя
Дашев. 1950. Фрагменты фасада
из неопубликованных статей 1936 г. А. К. Буров пишетИ «Вполне понятна острота вопроса о классическом наследии, об исполь-И зовании классических форм. В чем смысл и п
А. К. Буров. 1955
Он не допускал мысли, что преподавание, учеба или научные исследования могут быть оторваны от практической работы, от эксперимента. Поэтому, стремясь приблизить процесс обучения к реальной проектн
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов