рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Расцвет украинской жанровой картины 2 половины 19 в

Расцвет украинской жанровой картины 2 половины 19 в - раздел Строительство, Культовые сооружения Древнего Египта Тема Героической Национально-Освободительной Борьбы Украинского Народа Против...

Тема героической национально-освободительной борьбы украинского народа против польсько-шляхетского порабощения занимает значительное место в творчестве Николая Самокиша. Это - "Въезд Богдана Хмельницкого в Киев в 1648 году" (1929), "Бой Ивана Богуна с польским магнатом Чарнецьким" (1932). Картина "Бой Максима Кривоноса с Иеремеем Вишневецким" (1934) прекрасная по динамикой боя и страстью образов. История в творчестве Самокиша возникает как народная эпопея.

Жанр вида у представителей киевской школы приобрел другого оттенка, чем у художников Харькова и Одессы; рядом с лирикой здесь в большей мере прослеживается эпическая панорамность и величавая героика.

Одним из основоположников украинской национальной школы вида был В.Орловский (1842-1914). При содействии Т.Шевченко, И.Сошенка (учителя 2-й киевской гимназии, где Орловский получил начальное художественное образование), М.Чалого (директора гимназии) вступил в Петербургскую академию искусств. После ее окончания (1868) три года совершенствовал мастерство в Франции, Германии. Швейцарии, Италии. Его захватывали проблемы пленэра, присутствие "натурального воздуха" в картинах К.Коро, взаимоотношения цвета и света. Однако на него не подействовали новые явления в французской живописи - импрессионизм тогда лишь зарождался. Возвратившись на родину, много рисовал. Величаво и панорамно воссоздавал летные солнечные виды, села, хутора, степные пространства. Героически-монументальный образ природы властвует в картине "Отдых в степи" (1884). К картине "Жатва" (1882) художник внес предгрозовое состояние. У В.Орловского учились С.Васильковский, Г.Сергеев, П.Левченко, М.Ткаченко, М.Беркос, но среди его учеников не было последователей монументального трактования образов природы, большинство выразило себя в лирическом виде.

Одессит Кириак Костанди (1852-1921) известный как тонкий колорист, мастер жанровых картин и вида. Он инициировал создание Общества южнорусских художников, которое возглавлял в 1902-1921 гг. Углубил достижение пленеризму, даже бытовые картины рисовал на природе, которое определило их эмоциональность. Импрессионистическая живописная тенденция приобрела конкретность во время его заграничного путешествия по Франции, Германии, Италии (1887). В бытовых сценах он остался философом, который раздумывает над судьбой человека, быстротечной жизнью и вечностью природы, немощной старостью и цветущей, юной весной: "Ранняя весна" (1890), "Старенькие" (1890), "Сирень".44. Известные украинские пейзажисты 2 половины 19 века

Опоэтизировал природу Украины А. Куинджи (1840-1910). Он, родившийся в Крыму, грек по национальности; рано осиротел, имел тяжелое детство. Был вольнослушателем Петербургской академии искусств. Расцвет его мастерства приходится на знаменитые виды, где раскрыта красота украинской природы: "Чумацкий тракт в Мариуполе", "Украинская ночь" (1876), "Ночь над Днепром", "Днепр утром" (1881), "Степь в цвету", "Ночное".

С середины XIX ст. на Украине постепенно формируются центры развития живописи - Киев, Харьков, Одесса. В них сосредоточиваются выставочная деятельность, формируются местные художественные кадры, создаются костра художественного образования. Активизация художественной жизни непосредственно связана с деятельностью Общества передвижных выставок (1870). Ряды передвижников постоянно пополнялись украинскими мастерами живописи, графики, скульптуры. Среди них - М. Кузнецов, И. Похитонов, К. Костанди, О. Мурашка и др. Украинская тема не только нашла отображение в творчестве многих передвижников, и оказывала содействие усилению романтических тенденций в некоторых картинах И. Крамського, И. Репина, пейзажных произведениях А. Куинджи. Уже в 1872 г. была первая выставка этого общества в Киеве и Харькове. В следующем году к маршруту было включено Одессу, Полтаву, Екатеринослав, Николаев и другие города.

Во второй половине XIX ст. происходит процесс формирования украинской национальной школы пейзажной живописи (В. Орловский, К. Крижицький, И. Похитонов, С. Васильковський и др.). Среди мастеров Левобережной Украины фигура С. Васильковського (1854- 1917) есть наиболее масштабной и многогранной. Ученик М. Клодта, он еще в начале творческого пути обращается к изображению природы, истории и быта Украины. В программной картине «По Донцу», за которую С. Васильковский был удостоен звание классного художника І степени и правая на заграничную поездку, был обрисован поэтический уголок украинской природы. По окончании Санкт-Петербурзької академии он едет за границу - посещает Францию, Испанию, Италию. Его картины имели успех на выставках парижского салона, после чего С. Васильковский получил право выставлять свои произведения вне конкурса.45. Новые черты в украинской живописи конца 19 начала 20 века

В истории искусства Украины в 90-х гг. 19 в. и в начале 1900-х гг. можно проследить те же основные черты, что и в русском искусстве. Борьба передовых прогрессивных сил с реакционными антинародными течениями определяет и здесь закономерности развития искусства. Подъем национально-освободительного движения, связанный с подготовкой революции 1905 года, вызвал к жизни новые по своей общественной значимости явления в изобразительном искусстве. Художественная жизнь в этот период чрезвычайно активизируется. Искусство развивается одновременно как бы вширь и вглубь: оно вовлекает в сферу своего влияния все более и более широкие слои населения и приобщает значительную часть художников к остросоциальным проблемам времени. Так, на Украине устраиваются не только ежегодные выставки в Киеве, Одессе, Харькове, но и особые народные выставки для сел и местечек Киевщины, Подо-лии, Бессарабии. С революционным движением на Украине связано возникновение художественно-сатирических журналов «Звон» (1905) и «Шершень» (1906), в которых помещались политические рисунки и карикатуры П. А. Нилуса, А. Г. Сластиона, Ф. С. Красицкого, В. X. Заузе. События 1905 года, участники их нашли отражение в станковых живописных работах Ю. Р. Бер-шадского («Революционерка», 1905) и П. Г. Волокидина («Портрет рабочего»).

Демократические тенденции были характерны и для других видов и жанров искусства в национальных художественных школах. На Украине выступают художники, продолжающие традиции передвижников. Реализм и идейность для них остаются основными художественными критериями в искусстве. Произведения Григория Петровича Светлицкого, освещающие незавидную жизнь маленького человека («Возле станции Мотовиловка», 1909; «Музыканты»), а также другие живописные работы, разные по своим художественным достоинствам, объединены настоятельным интересом к национальным народным образам, к своей истории. Этими же чертами наделены жанровые и пейзажные картины Фотия Степановича Красицкого («Як бы вы не паныч», «Гость из Запорожья»), станковые произведения и стенные росписи С. И. Василь-ковского в Полтавском земском доме («Выборы полковника Пушкаря и вручение ему клейиодов», «Бой казака Голоты с татарином») и работы других художников.

Заметное место в украинском искусстве этих лет принадлежит Александру Александровичу Мурашко (1875 — 1919), ученику И. Репина, избравшему для дипломной работы драматический исторический сюжет «Похороны кошевого» (1900). Картина художника исполнена чувства глубокого уважения к национальным обрядам и воинским доблестям украинского народа. С наибольшей полнотой дарование художника раскрылось в портрете и жанровых композициях. Лучшие портреты («Художник Ян Станиславский», 1908; «Художник Н. И. Мурашко», 1907), «Портрет О. М. Нестеровой» (1909) сочетают разнообразие композиционных приемов, тонкую живописную манеру письма с проникновением во внутренний мир человека.

В эти годы с реалистическими портретами прогрессивных деятелей украинской культуры (Ивана Франко, 1897; Леси Украинки, 1900) выступает художник Иван Иванович Труш (1869 — 1941), известный также жанровыми работами, посвященными нравам и обычаям гуцульского крестьянства («Гагилки», «Трембитари»), глубокими по мыслям и настроению пейзажами («Днепр», «Могила Шевченко», «Сосна»). 46. Европейское искусство конца 19 начала 20 века

Рубеж 19-20 веков был началом преобразований всех сторон жизни. Сформировался новый стиль — модерн

Модерн (новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца 19 века – 1910-х годов. В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры 19 столетия мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных по облику зданий, все элементы которых подчинялись единому образно-символическому замыслу; фасады построек модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих природные органические явления. Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний, пронизанный экспрессивным ритмом и подчиняющий себе композиционную структуру произведения. Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов – графика. Значительная часть художественных открытий и достижений модерна принадлежит искусству 20 века. В конце 19 столетия с зарождающимся стилем в той или иной мере были связаны архитектор Антонио Гауди в Испании, бельгийский архитектор В. Орта, живописцы и графики А.де Тулуз-Лотрек, П. Гоген.

Символизм направление в художественной культуре Европы и США конца 19 – начала 20 века. Универсальным инструментом познания тайн бытия и сознания полагался символ, порожденный поэтическим прозрением и выражающий эзотерический, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Не обладая собственной ярко выраженной стилистикой, символизм стал своего рода "идейным" движением, привлекавшим самых разных по манере мастеров. Воссоздание и толкование основных символических мотивов, таких как: "любовь", "смерть", "страдание", "ожидание" и т.п., с различных стилистических позиций воплощались в произведениях П. Пюви де Шаванна, Г. Моро, О. Редона во Франции; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы "Наби" во Франции, графика О. Бёрдсли в Великобритании, работы многих мастеров стиля модерн.47. Общая характеристика ипрессионизма. К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро

Импрессионизм — направление в искусстве, представители которого стремились передать свои мимолётные впечатления и наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.

Клод Оскар Моне (1840-1926) был не только одним из создателей импрессионизма и крупнейшим его мастером. Он стал признанным вождем новой школы. Он первым сформулировал ее принципы, разработал программу пленэра, живописную технику.

Пейзаж приобрел ведущее значение в творчестве Моне. Именно в изображении природы художник осуществлял эксперименты с цветом и светом, заложившие основу импрессионистического видения мира. Этюды «Гренуйер» («Лягушатника»), излюбленного места загородных прогулок парижан в живописной излучине Сены, воплотили все его особенности. Сам мотив - пронизанный светом пейзаж, пестрая толпа на террасе ресторана, мелькающие в воде фигурки купающихся и скользящие по ней лодки, блики света и зыбкие отражения на поверхности реки -определил и новые выразительные приемы. Общий взгляд не улавливал деталей, а воспринимал всю картину целиком в динамическом богатстве красок, нанесенных на холст отдельными мазками разной величины. При этом очертания предметов теряли свою определенность, а колорит картины приобретал особую свежесть.

Расцвет творчества Моне пришелся на 70-е годы, когда он жил в Аржантее и, устроив мастерскую на лодке, плавал вверх-вниз по Сене, останавливаясь там, где ему вздумается. В этой «мастерской» были написаны такие шедевры импрессионистического пейзажа, как «Регата в Аржантее», «Маки», «Парусные лодки. Регата в Аржантее». Палитра Моне полностью избавилась от темных тонов, приобретя радужность, свежесть и ослепительное богатство света. Озаренные солнцем, овеянные свежим ветром изображения Сены - настоящие поэмы воды и света.

Стихия света, в котором формы и краски обрели новую жизнь, вторглась и в городские пейзажи художника. Именно к этому периоду относится изумительный «Бульвар Капуцинок», где брошенные на холст мазки передают и уходящую вдаль перспективу оживленной улицы, и движущийся по ней бесконечный поток экипажей, и веселую праздничную толпу.

Пейзажи, созданные в Аржантее и Париже, ознаменовали целую эпоху и в развитии импрессионизма, и в творчестве Моне.

Далее художник обращается к решению новых задач, ставших программой на многие годы: запечатлеть мгновение, а главное, атмосферу и свет, разлитый в ней.

Многие достижения импрессионизма связаны с творчеством Пьера Огюста Ренуара (1841-1919), вошедшего в историю искусства как «живописец счастья». Он действительно создавал на своих картинах особый мир пленительных женщин и безмятежных детей, радостной природы и прекрасных цветов.

В течение всей своей жизни Ренуар писал пейзажи, но его истинным призванием оставалось изображение человека. Он любил рисовать жанровые картины, где воссоздавал суету парижских улиц и бульваров, праздность кафе и театров, оживленность загородных прогулок и праздников под открытым небом. Все эти картины, большей частью написанные на пленэре, отличает особая светозарность и звучность цвета. В искусстве импрессионистов полотна Ренуара остались памятником самого оптимистического отношения к «обожаемому виденному миру».

Картина «Мулен де ла Галетт», на которой представлен народный бал в саду монмартрского танцевального зала, не только шедевр ренуаровского импрессионизма, она во многом программное произведение всего течения. Общий взгляд улавливает в ней прежде всего живой ритм танца, мелькание юных лиц. Но постепенно становится ясно, что в композиции нет резких движений и ощущение динамики создается ритмом цветовых пятен на поверхности холста. Интересна пространственная организация картины, где первый план дан сверху, так что сидящие фигуры не заслоняют танцующих. Даже в творчестве Ренуара трудно назвать картину, где подвижность света и цвета выражала бы столь яркое чувство радости бытия.

На многочисленных портретах Ренуара преобладают дети и молодые девушки: в этих портретах раскрылось его подлинное призвание, его сердечная нежность и его сверкающее мастерство. «Мальчик с кошкой», «Девушка с веером», «Анна», «Белокурая купальщица», «Портрет актрисы Жанны Самари» полны поэтического изящества и душевной ясности.

Восьмидесятые годы в творчестве Ренуара знаменуют начало нового этапа, называемого классицистическим. В этих работах наблюдается отход от импрессионистической техники, четкое выявление контура при прорисовке формы, но связано это только с изображением человеческих фигур. Пейзажи художник пишет с прежней свободой, и они кажутся искрящимся радужным маревом. В такой манере написаны «Завтрак гребцов», «Танец в Буживале», «У моря», «Зонтики». В работах этого времени изменяется колорит: от голубовато-синих тонов, которые были цветовой доминантой импрессионистических полотен, Ренуар переходит к красным, золотистым, зеленоватым.

С середины 90-х годов искусство Ренуара вступило в новую, заключительную фазу, отмеченную редким стилистическим единством, но узостью тематики по сравнению с импрессионистическим периодом. Художник особенно охотно пишет обнаженную или полуобнаженную натуру на фоне природы, и эти работы являются самыми совершенными его созданиями. «Большие купальщицы», «После купания», «Спящая», «Девушка в соломенной шляпе», «Ода цветам», «Габриэль с розой» картины, в которых воплотились декоративные искания художников копии XIX и начала XX в.

Пписсарро Камиль (1831—1903), выдающийся французский живописец-импрессионист. Родился на о. Сент-Тома в Вест-Индии в семье коммерсанта. Знакомство с К. Моне особенно повлияло на дальнейшую судьбу художника. Писсарро приняли в Салон 1859 («Пейзаж Монморанси»), но в 1863 он участвовал только в «Салоне отверженных». В представленных пейзажах уже проявились черты индивидуальной живописной манеры.

В это время Писсарро начал писать по-новому. Его палитра посветлела, он усвоил технику работы шпателем. Вместе с К. Моне и А. Сислеем в окрестностях Парижа писал зимние пейзажи.

Основным его жанром стал пейзаж. Писсарро писал деревенские пейзажи с человеческими фигурами: крестьянок, убирающих сено, сборщиц яблок или капусты. «Тачка» и «Девушка с хворостиной».

Знакомство в 1885 с П. Синьяком и Ж. Сера на некоторое время изменило художественные интересы Писсарро. Увлекшись теорией дополнительных тонов, теорией оптического смешения цветов, он перешел к т. н. дивизионизму: «Вид из моего окна. Эраньи»

Начав страдать в 1889 болезнью глаз, Писсарро не мог писать на природе из-за ветра и пыли. В это время основная тема его творчества — городской пейзаж. Выбирая мотивы для картин, художник писал их сквозь стекло, создавая несколько необычный ракурс. «Бульвар Монмартр в Париже». «Оперный проезд в Париже».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культовые сооружения Древнего Египта

Традиции великих мастеров классической эпохи легли в основу развития новых художественных направлений в искусстве эллинизма... Александрийская школа Из новых эллинистических центров раньше других стала... Большую роль в Александрии играет живопись Традиции заложенные Антифилом получили свое дальнейшее развитие и в...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Расцвет украинской жанровой картины 2 половины 19 в

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культовые сооружения Древнего Египта.
Древнеегипетские пирамиды и храмы связаны с широко распространённым в стране заупокойным культом. Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и за

Выдающиеся сооружения Древнего Рима
Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римля

Творчество Ф. Грека, А. Рублёва, Дионисия
ФЕОФАН ГРЕК (около 1340 года - после 1405 года) - живописец, работавший в Византии и Древней Руси. Писал фрески, иконы, миниатюры. Исполнил ряд росписей в Константинополе, Халкедон

Архитектурные памятники среднвековой Украины
Успенский собор Печерской лавры (1073 - 1077 гг.) явился самым грандиозным памятником архитектуры второй половины XI в. Диаметр его купола почти на метр превысил размер главы Киевской Софии. Отсюда

Скульптура готики
Основным видом изобразительного искусства в готический период была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурные группы получили богатое художественное содержание и развитые пластическ

Проренесанс. Джото
Проторенессанс (от греч. protos – первый и франц. Renaissance – Возрождение), этап в истории итальянской культуры конца 13 века и начала 14 столетия, подготовивший почву для искусства Возрождения.

Мастера Раннего Возрождения. Брунеллески, Ботичелли, Верроккьо
Брунеллески Филиппо (1377-1446) - один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Флорентийский архитектор, скульптор, ученый и инженер работал во Флоренции в первой половине XV

Живопись Высокого Возрождения. Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело
Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим), итальянский живописец и архитектор. В его тво

Скульптура и архитектура Высокого Возрождения. Микеланджело, Браманте
Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В искусстве Микел

Итальянская живопись XVII века. Караваджо
Основоположником реалистического направления в европейской живописи XVII века стал выдающийся итальянский живописец Микеланджело Меризи Караваджо (1571 —1610). Его лозунгом было тщательное изучение

Рембрандт — великий голландский художник
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество Р, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со вс

Общая характеристика постимрессионизма. В.Ван Гог, П.Гоген, П.Сезан, Ж. Сёра
На середину 80-х годов приходится своеобразный перелом в развитии французской художественной культуры. Важнейшим, но отнюдь не единственным течением в изобразительном искусстве стал постимпрессиони

Новые течения в европейском искусстве 20 века. Фовизм. Кбизм. Абстракционизм. Сюрреализм.
Первую треть XX века называют периодом художественной революции. Одну из них произвело появление фовизма(дикий). Ироничное прозвище «диких» критика дала молодым живописцам, чьи кар

Известные деятели советского искусства. Б. Йогансон. К. Петров-Водкин
ИОГАНСОН, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1893-1973), русский живописец, с особой наглядностью выразивший в своих произведениях программу соцреализма. Родился в Москве 13 (25) июля 18

Художественное образование на Украине в 20 веке
Сдвиг в этой сфере состоялись не сразу. Началось из того, что первый набор студентов (после ликвидации царизмом в 1817 г.) в 1992 г. сделал Национальный университет «Киево-Могилянская академия». В

Рахманинов. 1873-1934
Выдающийся композитор, пианист, дирижер. Для творчества характерно: сложность разнообразных настроений, преимуществ острого драматизма, трагедизма, а также лирический характер музыки. Здесь же прис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги