Роль брахманов в организации сельских общин

 

1. Новые преданные обычно склонны многое обожествлять, у них появляется опьяняющий новый вкус, и они с самозабвением наслаждаются внезапно нахлынувшей сладостной верой. На этом прекрасном чувстве, к сожалению, нельзя строить поддержание серьезной организации. Опытные (духовно и материально) брахманы способны совершить действительно великие дела. Новички в духовной жизни погружены в чувства и мысли, связанные со своим недавним спасением. По большому счету, как правило, в таком созерцательном состоянии они не должны принимать на себя главные роли. Хотя, Шрила Прабхупада даже полугодовалого бхакту мог ввести в состав GBC. Тогда это было оправданно. Но сейчас уже есть сила у опытных брахманов. Это сила общения, сила личного примера, сила не привязанности к внешнему. Именно брахманы должны двигать большие проповеднические дела в условиях, когда другие варны не обучены сознанию Кришны. Они должны взять на себя ответственность по созданию всех варн посредством своего личного участия. Должны научиться правильно занимать людей собственным примером, находясь в их стихиях, и работая вместе с ними, помогать им определиться со своим местом в Обществе сознания Кришны. Когда-нибудь появятся методы, позволяющие это делать (правильно занимать людей согласно их предназначению). К этому вайшнавское общество еще обязательно придет. Но сейчас этого нет, и потому необходимо личное участие брахманов буквально во всех сферах деятельности. Если сейчас, когда варны неорганизованны, брахманы захотят незримо управлять общественными процессами из своих тайных советов, рассчитывая лишь на мощь своих микрофонов, если они хотят сидеть в своих штабах и дистанционно принимать решения о том, куда направить ту или иную группу преданных, чтобы заткнуть ту или иную прореху в теле организации, - то они сильно рискуют обмануться и подмочить свою репутацию, как брахманов. Такие полумеры не дадут больших результатов, сколь бы вдохновляющими не были их речи. Необходимо пробудить брахманизм иной формации.

 

2. Развитие нового духовного общества начинается именно с брахманов. В условиях существующей варновой дезориентации квалификацию различных варн должны продемонстрировать (и установить преемственность) именно брахманы, принимающие на себя соответствующие этим варнам роли. Таким поведением брахманы подтвердят истинность своей собственной брахманической квалификации. С другой стороны, попытка номинальных брахманов в условиях варнового беспорядка и при отсутствии реального уважения к ним оставаться только в рамках деятельности своей брахманической варны свидетельствует о некоторой слабости, что закономерно и проявляется в том, что не раскрытые еще представители других варн отказываются участвовать в варнашраме под их началом. Представители других варн могут появиться только при том условии, что брахманы окажутся настолько сильными, что выйдут из под влияния ложных кастовых концепций и начнут обучение других варн в преданном служении на собственном примере. Если возьмут на себя ответственность за масштабные проекты разного рода, привлекая тем самым внимание людей соответсвующей профориентации, вовлекая их в полезное обществу дело. Это означает


 

главным образом, что брахманы учат другие варны правильной мотивации бхакти в их деятельности, не гнушаясь при этом самой деятельностью. Не выступают лишь в роли микрофонных проповедников в надежде на то, что кто-то вдохновится и сделает все необходимое. А брахманы сами берут в свои руки все необходимое, чтобы сделать это, вдохновляя при этом и других. Они становятся гуру, проявляя аспект активного, - отеческого или дружеского (божественного по своей природе) - вмешательства в свободную волю духовно запутавшихся людей. Именно это, главное, и может привлечь людей под их духовное руководство, даже если сами эти, духовно и материально не определившиеся, люди будут обладать более профессиональными навыками в чем-то. Таким образом в настоящих условиях Кали-юги должен появиться истинный – сильный - брахманизм, вызывающий доверие людей и естественное желание принимать их руководство на уровне долговременного сотрудничества в рамках Варнашрамы.

 

3. Духовным лидерам нужно самим активно стремиться к прямым контактам, не бояться работать с людьми, вступать с ними в контакт. Проявляя при этом максимальную искренность и волю к тому, чтобы каждый доступный им преданный ощущал их надежную личную поддержку, учиться настойчиво, но корректно, выявлять их внутренние и внешние интересы к тому или иному роду полезной деятельности, решительно инициировать отношения, давая понять каждому, что он может и должен быть очень ценен в каком-то особом практическом смысле. Иначе говоря, помогать каждому обрести социальную востребованность. Делая это, нужно исходить из того, что каждый преданный уже и так хочет быть полезным для других, - и это главное его стремление. При этом тщательным образом нужно стараться избегать такого настроения, что без кого-то из нас (подразумевается «из вас») Кришна может легко обойтись, а поэтому можно просто оставить человека на Его волю и отказаться от попыток выстроить перспективные отношения Общества с ним, а также личные отношения.

 

 

4. Чтобы подтвердить свое право как брахманов на духовное руководство и запустить действительно работающий общественный механизм, вовлекающий в себя деятельных и здоровых разумом людей, старшим преданным необходимо своим примером начинать исповедовать новые идеи – идеи руководящей вовлеченности - во все варновые сферы с целью занять людей по их природным особенностям. Не определять их варны и навешивать ярлыки, - это принципиально важно, - а помогать найти свое предназначение рядом с собой, в тесном сотрудничестве. Посредством такого поведения, совмещающего в себе как философию сознания Кришны, так и практическую над кастовую (моем пол, потому что мы учим мыть пол в сознании Кришны, а не потому что шудры) деятельность, можно расширять границы духовного влияния в обществе на гораздо более реальной основе. Одной идеологии (ораторского искусства) никогда не станет достаточно для возникновения полноценных элементов варнашрамы. А, следовательно, и для широчайшего распространения вайшнавской культуры в мире на основе самого сокровенного знания. Без таких элементов варнашрамы ценность и польза брахманов останется по большей части лишь умозрительной, просто абстракцией в высокопарных, но бесплодных речах. Как и собственно, существование самих брахманов – головы без тела - будет скорее мнимой концепцией тех, кто себя таковыми считает, чем реально существующим в обществе явлением.

 

5. Вместо того, чтобы гнаться за прибавлением новых людей, готовых (некоторое время) на всё, пора многим старшим брахманам озадачится, наконец, в практическом плане, что же может больше всего сплотить и удержать преданных в обществе друг друга в дальнейшем. Разобщающее влияние города настолько велико, что даже бурный поток новых людей не увеличивает реальное кол-во активных преданных уже много лет. Миф о том, что движение в городах быстро растет, мало кого из НЕ новичков уже вдохновляет. Шрила Прабхупада хотел, чтобы наше движение охватывало жизнь людей действительно широко. Не только самых духовно восприимчивых людей, коих на самом деле совсем не много. Но и других, - менее восприимчивых. В чем тогда смыл нашего проповеднического движения, если оно потенциально не способно, и даже не стремится, охватить более чем 99.99 процентов человечества, остающиеся пока вне нашей досягаемости? Развитие сельхоз общин имеет вполне конкретные


 

перспективы в будущем – это Варнашрама, наш самый крупномасштабный проповеднический проект. Если не идти в этом направлении, то мы на самом деле просто обрекаем наше движение на бесконечное и неэффективное барахтанье в урбанистическом океане Кали-юги. Без экспансии в деревню городская проповедь ценой даже самых невероятных усилий едва ли сможет прибавить какие-то доли процента к тому, что есть сейчас. Население планеты растет быстрее, чем наша проповедь, а это значит, что наша проповедь пока проигрывает.

 

6. Чтобы городская община росла не только качественно, но и количественно, нужны необыкновенные личности. Город, конечно, имеет право на успешно растущие общины, но при условии очень характерно сильных, широких в своем поведении лидеров, обладающих природными харизматическими (в хорошем смысле) качествами, умением открывать себя огромному количеству людей, - чтобы всем хватало. Психология же НЕ шоуменов, а лидеров- интровертов не способствует развитию городского типа общины. Зато такие лидеры могут оказаться максимально успешными в строительстве сельских общин. Брахманам с психологией такого типа, возможно, следует направить свою энергию на более ограниченную территорию, - туда, где в силу общей, в целом более благоприятной для жизни, специфики преданные имеют возможность глубже и быстрее узнавать друг друга. Спокойные натуры в деревне имеют преимущество по сравнению с городской жизнью. Проповедник, не склонный к театральности, сможет лучше раскрыться именно в деревне, тогда как в городе он может быть всегда подавлен и растерян из-за непреодолимых техногенных обстоятельств, влияющих на всех людей и рассеивающих их внимание (которого ему так не хватает).

 

7. Брахманы могут найти в себе моральные силы и новые возможности, сблизившись с природой, занявшись формированием настоящего нового вайшевского института. Сейчас это, вероятно, будет наиболее перспективной деятельностью для большинства брахманов. Это уже не столько зависит от внешней ярко выраженной харизмы, сколько от реальных личностных качеств. Внешнее можно сыграть на публику, изобразить, сымитировать, - но не надолго. Во многом городская проповедь делает ставку как раз на такое внешнее представление информации. Т.к. людей, привыкших к городскому образу жизни, можно скорее заинтересовать каким-то зрелищем. Город о высоких человеческих отношениях только грезит, но на самом деле их боится, - люди жаждут это видеть только на сцене или экране телевизора, но не склонны подпускать к себе никого достаточно близко, и не идут на сближение сами. Это влияние мощной городской культуры, которая уже так далека от вайшнавской. Однако то, что спрятано в нас глубоко, можно и проявить, и воспринять в определенных условиях, - это будет более ценным в долговременном плане. Сельские общины должны стать плацдармом, будущей основой Варнашрамы, а город и дальше будет оставаться той монетой, которую можно как угодно разменивать (хотя больше, чем уже есть, не становится).

 

8. Согласно замыслу Шрилы Прабхупады город может оправдывать себя, «передавая» преданных сельским Общинам, - туда, где большинство из них сможет реально почувствовать себя уверенно в духовной жизни, находясь всегда рядом с другими преданными, общаясь в более интимной, единой и естественной атмосфере. Городская и деревенская общины в идеале должны составлять единое целое, имея каждодневные, многоуровневые контакты – по духовным, экономическим и социальным вопросам. Преданные, перебравшиеся в деревню, но сохраняющие ментальную привязанность к городу, все-таки смогут жить в деревне и даже вести сельское хозяйство при условии, если сельская община не будет отделена от городской жизни преданных, и если всевозможные контакты с городом будут налажены самым тесным образом. Это также означает, что город должен иметь явный курс на углубление связей с сельской общиной. А сейчас это скорее курс на создание таких общин. Ведь город и должен их породить.

 

 

9. Почему руководители ИСККОН не инициируют движение сельских общин?

 

1. Многие согласятся, что понятного всем общего курса на конкретные задачи в этой сфере у нас пока нет. Курс на развитие загородных поселений, который четко обозначен Прабхупадой


 

(помимо строительства храмов и распространения книг), был дан им, чтобы сплотить преданных в сильные самодостаточные общины. Но по каким-то причинам этот курс вынужден оставаться пока без РЕАЛЬНОГО продвижения сверху, со стороны руководства нашего Общества. Прошло много времени, но все еще основные силы и средства ИСККОН (на разных уровнях) направляются на что-то другое. Как быть? Ведь курс на вайшнавскую деревню с позиции Прабхупады представляется как минимум не менее важным. Это говорит о том, что большинство пока что не понимают его важности и своевременности, и даже порой относятся с какой-то недальновидной брезгливостью. Брезгливостью цивильного горожанина к пыльному колхозу. Может быть такое отношение существует как раз потому, что нет официального курса (в одном ряду с другими)? Преданные мало знают о том, как Шрила Прабхупада хотел этого. А когда случайно приходят узнают – то очень сильно удивляются. Но случайность не должна становиться принципом в таком важном вопросе. Руководством Общества этот курс все еще почти никак не определен и не конкретизирован. Обычно преданные сами не организуются без активной поддержки авторитетных лидеров. Данный курс требует от руководства не меньшего внимания, чем храмы. Он даже больше, чем все остальные направления, похож на настоящий курс, поскольку он автоматически подразумевает под собой целую философию и открывает для будущих поколений всю концепцию Варнашрамы. Он имеет далеко идущее продолжение. Это план на долгие годы, возможно на сотни лет. По сути, он является единственно возможным продолжением храмов и санкиртаны. У санкиртаны и храмов не может быть иного продолжения. И давно пора бы этому продолжению случиться.

 

2. Если мы строим большой храм в городе, то он, безусловно, будет нашим гарантом, он позволит смело проповедовать, увеличится социальный вес нашей организации в обществе. Это хорошая проповедническая задача. Люди увидят монументальный храм и сразу же сделают какие-то важные выводы о том послании, что мы несем. По крайней мере, станет меньше негативного и невежественного к нам отношения. Это, конечно, важно. Но даже строительство городских храмов не способно превзойти по актуальности и важности строительства загородных сельских общин. Посмотрите, - если строительство храма затягивается на неопределенный срок, то о строительстве общины на сельской основе, получается, можно вообще забыть. Такова нынешняя парадигма. Мы хоть всю жизнь строим храм, - и на этом точка. Далее этого наше руководство пока не загадывает в силу каких-то важных причин…

 

… дас (один из руководителей российского ИСККОН):

 

 

«Мы все больше привлекаем новых людей, нежели пытаемся сохранить старых. Гуна страсти, похоже, продолжает действовать на нас».

 

 

3. Но сельский курс настолько важен и самостиен, что он начинает зарождаться среди преданных даже без распоряжения сверху. Можно сказать, благодаря случаю. Преданные вероятно и сами проявят все необходимое, они начнут объединять усилия и ресурсы, бескорыстно трудиться ради этой духовно освободительной идеи, авторизованной на 100% самим Шрилой Прабхупадой. Разве указаний Прабхупады не достаточно, чтобы проявлять инициативу? А если преданные начнут это делать сами, то разве руководство их не поддержит? Скоро этот курс (сам по себе или с помощью руководства) станет более определенным, и потеряет свой нынешний странный статус какой-то пыльной эзотерики. Участие в сельских проектах - это огромнейший вклад в дело Шрилы Прабхупады, он просил нас именно таким образом его продолжать. Необходимо более ревностно доносить до преданных всю информацию об этом, по сути, выпавшем из ИСККОН важнейшем направлении:

 

 

"Я сделал только 50 процентов от всего, что хотел сделать. Нужно создать фермы. Если они будут установлены - варнашрама будет установлена." (ШП. Дневник Тамала Кришна Говами, 10 августа 1977 г.)

 

"На этих фермах мы можем показать всю систему варнашрамы. Если эти фермы станут успешными, тогда весь мир будет охвачен сознанием Кришны." (Письмо Шрилы Прабхупады к Хари Шаури 10 августа 1977 г.)

 

"Распространение книг и фермы: таковы наши две надёжные программы. Они изменят весь мир. Сама основа


 

цивилизации животных будет разрушена. Если у меня будет какой-то шанс выжить я бы хотел организовать эти фермы и сделать их совершенными." (Дневник Тамала Кришна Говами, 9 августа 1977 г.)

 

"I have only done fifty percent of what I want to do. The farms have to be done. If they are established, varnasrama will be established."(Tamal Krishna Goswami’’s Diary, Aug. 10, 1977)

 

Srila Prabhupada wrote to Hari Sauri GBC of Australia (Aug. 10th, 1977). "On these farms we can demonstrate the full varnasrama system. If these farms become successful then the whole world will be enveloped by Krishna consciousness."

 

"Book distribution and farms: these are our solid programs. They can change the whole world. The whole foundation of animal civilization can be destroyed. If I have hope for still living, I wanted to organize the farms, make it perfect. Simple living and high thinking."(Tamal Krishna Goswami’’s Diary, Aug. 9th, 1977)