Юридическая и нравственная добросовестность

 

1. Строить под чье-то честное слово (чиновников или бизнесменов) и тратить большие деньги без достаточно веских юридических гарантий - не допустимо. Во-первых, как правило, это оказывается расточительно. Во-вторых, с подачи недружественных сил приводит к эскалации конфликта с государством. И в третьих, ставит под удар репутацию нашего общества, как духовного движения, если нам приходится вступать в тяжбы в суде в качестве обвиняемых, доказывая свою невиновность или отстаивая свои права и имущество. Наша цель высока, поэтому мы не должны увлекаться сомнительными авантюрами. Нельзя в таких делах верить на слово, нельзя вступать в рискованные дела, способные (в случае проигрыша) нанести нам большой урон.

 

2. Также мы не хотим навязчиво претендовать на оказание нам благотворительных услуг. Мы можем побуждать людей поучаствовать в нашем деле ради будущего человечества, совершить преданное служение Верховному Господу Кришне, стать преданными. Но мы не собираемся принимать помощь и зависеть от нечистоплотных в поступках, неуравновешенных людей. Если кому-то хочется проверить, насколько Кришна готов нас прикрывать, то мы не станем проверять.

 

3. Делать все и всегда безукоризненно невозможно. Но нам необходимо сразу взять высокую планку добросовестности в отношениях с людьми и миром и не допускать небрежной халатности, - по крайней мере, сознательно. Любые провокации с целью проявления нами недостойных качеств мы готовы встречать спокойно, с пониманием того, что малая война с недоброжелателями не стоит того, чтобы растратить в ней наши ценности. Более того, мы не имеем на это права. Нельзя в частности девальвировать идею строительства вайвшнавских сельских общин – и сейчас, прежде всего, в глазах преданных. Легковесный подход здесь не допустим, поэтому мы не станем строить новое вайшнавское сообщество через простую торговлю землей или домами (которые потом преданные вынуждены будут продавать за бесценок другим преданным, а те в свою очередь третьим и т.д.) Этот подход не годится. Мы постараемся построить на земле беспрецедентный, совершенно новый в своем качестве и основательности, комплексный, продуманный технически и нравственно проект. Мы должны реабилитировать в нашем Обществе это направление и запустить механизм распространения подобных проектов общин в разных других местах по всему миру.

 

4. Очень своеобразное понимание любви у тех, кто игнорирует правила и законы. Обычно вся их любовь перерождается в гипертрофированное чувство обиды, с помощью которой так легко и не стыдно становится манипулировать другими. Вот парадигма нашего русского страдальца: «Я думал, что все вы уже довели меня до жесточайшей крайности отсутствием ко мне любви. Но где-то в глубине я бескорыстный святой и еще как-то терпел эту несправедливость, и продолжал жить ради вас… Но когда вдруг вы заявляете мне, что это я никого не любил в ответ на вашу заботу, то мое терпение на этом заканчивается!» Многие русские философы так и умирали


 

терзающимися литературными гениями в мучительных попытках найти рецепт лечения любви такого русского «святого». Так что проблематика строительства общин видится нам решенной только при условии грамотного построения законов, исключающих опору на такие ненадежные т.н. любовные отношения. Любовные отношения (читай забота) в обыденном понимании неофита означает «взять даром», а отсутствие такой возможности уже давно было воспето поэтами как благое и священное терзание души. Будет лучше, если любовь и забота станут продолжением законов, чем законы окажутся в заложниках у наших переменчивых эмоций.

 

 

11. От чего мы спасемся в деревне?

 

1. Если идея организации настоящей сельской общины и окажется жизнеспособной, то лишь после того, как активные и решительные преданные учтут ошибки недавних лет и реабилитируют деревню в качестве философской, аутентичной и глубокой спасительной идеи, данной Шрилой Прабхупадой (а затем почему-то нами позабытой). Спасительной главным образом для нашего сознания Кришны. Не от потрясений или катаклизмов. Сейчас уже сформировалось обостренное болезненное и ироничное восприятие предсказаний о глобальном переустройстве мира. Уже было несколько истерических попыток убежать из города от страха перед катастрофами, и все они очень быстро заканчивались плачевно – люди вновь возвращались в города с тяжестью на сердце, с чувством разочарованности. И поэтому нужно удерживаться от каких бы то ни было аргументов за спасительную роль деревни в «скором» мировом коллапсе. Есть несколько цитат Прабхупады на тему краха цивилизации. Вполне достаточно того, что Шрила Прабхупада сам сказал по этому поводу. Кому интересно, могут без труда их найти.

 

2. Мотивировать идею высокоорганизованной деревни необходимо тем, чем она по существу и является, - нашим шансом совершить огромный прорыв в сознании Кришны и проповеди. Противопоставления деревни и города (от какой бы из двух сторон они не исходили) не будут благожелательно восприняты думающими и образованными людьми. Кто говорит, что массовый исход в деревню это маргинальный побег, сам становится маргиналом-идеологом, т.к. он противопоставляет город и деревню, играя на легковерности молодых преданных столь дешевыми, несостоятельными аргументами. Однако если сторонники деревни сами используют неверные аргументы, то и они делают непростительную глупость, т.к. городские идеологи в этой странной войне с деревней смогут легко этим пользоваться, высмеивая направление сельской жизни как некое легковесное, временное поветрие, рассчитанное на инфантильных пугливых людей, ищущих себе убежище от будущих катаклизмов. Однако двум сторонам теперь предстоит объединиться - для того, чтобы спасти свою проповедь и спасти друг друга.

 

3. Продолжение этой истории с нагнетанием стресса будет только вредить идее создания мощной сети вайшнавских поселений. Все уже устали от предсказаний, устали бояться и куда-то бежать. Путь настоящего спасения один в Кали-югу, и это, конечно, не выращивание растений. Тем не менее, идея деревни привлекательна со многих других точек зрения, и как минимум половина преданных понимают ее и хотели бы однажды при случае уехать из города.

 

4. Проповедники, которые не потеряли в городе свою нить Арианды и счастливо служат движению санкиртаны, нужны в городах. Но, если они хорошие проповедники, то они должны заботиться о других и так или иначе направлять идею поселений в правильное русло, а не препятствовать ей и не игнорировать.