ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

В конце 1-го тысячелетия н. э. на просто­рах Восточно-Европейской равнины сло­жилось древнерусское государство, объе­динившее многочисленные восточнославян­ские племена и некоторые соседние с ними угро-финские племена.

К середине II тысячелетия до н. э., ко времени расцвета бронзового века, на­метилось обособление праславянского массива от остальных индоевропейских народов. Праславянский период охваты­вал около двух тысячелетий, он окончил­ся условно к середине I тысячелетия н. э. Однако за это время произошел целый ряд крупных исторических перемен в жизни предков славян, так же как и дру­гих народов Европы.

Поселения праславян бронзового ве­ка носили в основном характер неукре­пленных деревень, плотно застроенных отдельными небольшими домами-полу­землянками. Представление о таком по­селении дают, например, раскопки у села Пустынка на берегу Днепра.

Значительным историческим рубе­жом стал переход от «бронзового» века к «железному», закончившийся прибли­зительно к VII в. до н. э. Появление желе за заметно ускорило экономическое развитие праславянских племен, оно позволило перейти к пашенному земледелию.

К этому же времени относило и некоторое увлажнение и похолодание климата Европы, что привело к смене необъятных степей бронзового века (когда-то лесостепь доходила до Верхнего Поволжья и даже до берегов Финского залива) лесами. Именно в это время установились существующие поныне ландшафтные зоны.

Оставшаяся широкая полоса степи, протянувшаяся с запада на восток вдоль северного побережья Черного моря, бы­ла занята в то время воинственными ско­товодческими племенами киммерийцев, которых в VII в. до н. э. сменили род­ственные им скифы, а затем сарматы. Теснимые кочевниками приднепровские праславяне вынуждены были создать приблизительно в IV-VIII вв. до н. э. на границе с киммерийской степью целую систему укрепленных городищ. В более позднее скифское время эта линия погра­ничных крепостей не только продолжа­ла существовать, но и протянулась далее на запад, пополнившись новыми крупными городищами, такими как Вельское на Ворскле (VII в. до н.э.) и упоминавшийся Геродотом Гелон (VIв. до н.э.)-гигантское городище, а вернее целый район, обнесенный земля­ными валами общей протяженностью около 30 км, очевидно, служивший убе­жищем большому союзу племен. По-видимому, к этому же времени отно­силось и создание так называемых «Змиевых валов», протянувшихся на многие километры по южной границе лесостепи для защиты всей славянской земли от набегов кочевников.

В середине I тысячелетия до н. э. укре­пленные общинные поселки-городища стали появляться по всей Северной и Во­сточной Европе. Примером древнейше­го праславянского укрепленного поселе­ния служит открытое в Польше Бискупинское городище, относящееся к VII-V вв. до н. э. Его застройка рядами одинаковых домов под общими дву­скатными крышами наглядно выражала существо социальных отношений ро­довых общин, не знавших имуществен­ного неравенства. Другим интересным примером того же времени служит го­родище Тушемля на Смоленщине, кото­рое было защищено с нагорной стороны пятью рядами земляных валов и рвов.

Особенность раннеславянских посе­лений I-V вв. н. э. заключалась в том, что большинство из них строилось без укреплений и представляло собой боль­шие вытянутые вдоль рек на 1-1,5 км от­крытые деревни, поблизости от которых находились культовые центры и кладби­ща. Вместе с тем в северо-восточных лесных районах, куда начали проникать славянские общины, в этот же период возникло немалое число совсем других поселений, имевших компактную форму и укрепления в виде валов и деревянных частоколов. К таким городищам начала нашей эры относилось Березняковское городище в Верхнем Поволжье.

Государ­ство на Руси возникло лишь в IX в. Образованию единого Киевского государства предшествовал процесс воз­никновения большого числа отдельных самостоятельных племенных союзов во главе со своими старейшинами и князья­ми. Каждое из восточнославянских пле­мен, входивших в эти первые древнерус­ские княжества, занимало определенную территорию (примерно 40-60 км в попе­речнике) и имело свой главный «град» -укрепленное городище, в котором со­биралось общеплеменное вече, находи­лись святилище и торг, производился суд. В случае военной опасности в горо­дищах могли укрыться общинники, ко­торые в большинстве своем жили в не­укрепленных деревнях. Однако наряду с городищами-политическими и куль­товыми центрами племен, встречались также и городища - укрепленные поселе­ния одной или нескольких родовых общин.

Особую категорию составляли горо­дища чисто культового назначе­ния -языческие капища, которые, как правило, также занимали возвышенные места и обносились стенами, но уже не из оборонительных, а из религиозных со­ображений. На таких капищах и «лысых горах» древние славяне устанавливали идолов своих богов: Рода, Лады и Лели, Макоши, Сварога, Стрибога, Велеса, Пе­руна, Я рилы и многих других, в честь ко­торых устраивались жертвоприношения и ритуальные игры. В дни праздников к этим центрам сходились жители всей волости.

Территория древнерусского государства занимала большую часть Восточной Евро­пы, включая бассейны рек Днепра, Днестра, Буга (верхней части), Западной Двины, Волхова, Волги (верхней части). Влияние Руси распространялось на берега Балтий­ского, Белого, Черного и Азовского морей. На больших водных путях Восточной Евро­пы в X—XI вв. возникли многочисленные древнерусские города.

Древнерусское государство было ранне­феодальным, где уже выделился господст­вующий класс феодалов-землевладельцев, закрепощавших крестьян и принявших хри­стианскую религию, соответствовавшую но­вому социальному строю и новой идеологии. Древнерусская культура развивалась на основе многовековых традиций восточного славянства. Принятие христианства содей­ствовало восприятию древней Русью дости­жений византийской цивилизации, явив­шейся в свою очередь наследницей антич­ных традиций.

Но Византия была далеко не единствен­ным источником обогащения древнерусской культуры. Русь в экономическом, политическом и культурном отношении была тесно связана с другими славянскими странами, со странами Центральной и Западной Ев­ропы, со скандинавскими странами, с наро­дами Причерноморья, Кавказа, Приуралья. Торговые и культурные связи древняя Русь установила со странами Средиземноморья, арабского Востока, Средней Азии. Все эти связи также способствовали развитию древ­нерусской культуры, достигшей в рассмат­риваемую эпоху высокого уровня.

Со своей стороны, древняя Русь играла значительную роль в развитии культуры других народов. Изделия древнерусского художественного ремесла, утварь, оружие и пр. служили предметами вывоза в другие страны. Всемирно известные изделия древ­нерусских ювелиров и резчиков делались с замечательным искусством. Центры этого производства — Киев, Чернигов, Новго­род— привлекали к себе многочисленных купцов из многих стран Европы и Азии. В Киеве в XI — начале XII в. работали уче­ные, писатели, историки, публицисты, поэ­ты. До нас дошли патриотические публици­стические произведения Иллариона, лето­писцев Никона, Нестора, Сильвестра, со­ставлявших летописные своды. Автор «Сло­ва о полку Игореве» упоминает о выдаю­щемся поэте XI в. — Бояне, письменные источники сохранили имена врачей, худож­ников, архитекторов.