ВРЕМЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО.

Развитие городов и умножение город­ского ремесленно-торгового населения, рост княжеского дворянства, а также бесплод­ность попыток князя Юрия добиться за­крепления киевского стола за суздальской династией определяют поворот в куль­турно-политической жизни Суздальской земли в княжение Андрея Боголюбско­го (1157—1174 гг.). Крутой и властный Андрей, прозванный современниками «са­мовластием», порывает с политическим курсом и симпатиями отца. На первых по­рах он оставляет планы непосредственного военного захвата Киева, всемерно усилива­ет свою северную волость и укрепляет свою княжескую власть, противопостав­ляя ее нарастающему дроблению Руси, се­паратистским устремлениям княжеских до­мов и местной ростово-суздальской бояр­ской знати, с которой Андрей начинает ре­шительную борьбу. Он лишает боярский Ростов его стольных прав и переносит пре­стол во Владимир. В дальнейшем он стре­мится подчинить гегемонии Владимира Киев и Новгород, приостановить феодаль­ный распад страны. В 1169 г. владимирские полки захватывают Киев. Но ожесточенное сопротивление местных династий и боярст­ва приводит к заговору и убийству Андрея (1174 г.). Во всей этой борьбе Андрея под­держивают прогрессивные общественные силы — горожане и служилое дворянство.

Существенную роль в объединительной политике Боголюбского играет церковь. Он стремится добиться независимости влади­мирской епархии от киевского митрополита, в связи с чем во Владимире развертывается кипучая литературная и церковно-политическая работа по созданию местных «свя­тынь» и обоснованию прав Владимирского княжества на автокефалию. Создается культ Владимирской иконы богоматери, со­чиняются сказания о ее «чудесах» и особом покровительстве богородицы Владимирской земле. Без санкции митрополита учрежда­ется новый праздник Покрова, проклами­рующий союз «князь, город и люди», нахо­дящийся под небесным патронатом. Влади­мирские церковники весьма искусно вплета­ют в ткань церковных песнопений и текстов упоминания о значении владимирских «лю­дей», мысли о единении русской земли и гибельности ее феодального разделения. Поч­ти все построенные Андреем храмы посвящаются богоматери. Ее культу придаются нарочито «народные» черты с расчетом на его популярность среди широких кругов го­рожан и крестьянства. В Ростове «откры­вают» мощи убитого ростовцами епископа Леонтия: его прославление владимирским князем становится важным идейным ору­жием в борьбе с крамольным ростовским боярством. Однако и церковная политик» Андрея разбивается о твердыни Византийской духовной власти, заинтересованной не в объединении, а в распылении русских сил, в укреплении расшатанной гегемонии Ви­зантии. Поставленный на кафедру Андре­ем его верный единомышленник епископ Федор погибает как «еретик» от рук ви­зантийских палачей (1168 г).

Эта обстановка напряженной военной, политической и идеологической борьбы, на­шедшей широкий общерусский отклик и полной трагических коллизий, резко отличает княжение Андрея от времени правле­ния его отца. В этих условиях неизмеримо возрастает общественное значение монумен­тального искусства. Оно сознательно включается, как сильнейшее оружие, в арсенал борьбы, становится предметом особого вни­мания князя и его сотрудников — писателей и книжников, осуществляющих руководст­во искусством. Перед архитектурой ставят­ся две идеологических задачи: создать ве­личественный, способный затмить Киев ар­хитектурный ансамбль новой столицы — Владимира и княжеской резиденции Бого­любова и прославить в камне развитый владимирскими витиями и книжниками культ покровительницы Владимирской Ру­си — богородицы.