ВРЕМЯ ВСЕВОЛОДА III

Всеволод и владимирский епископ разви­вают строительную деятельность неменьше­го размаха, нежели при Боголюбском. Она по-прежнему сосредоточивается на украше­нии новыми храмами столицы княжества — Владимира. Здесь подвергается капиталь­ной перестройке Успенский собор (1185— 1189 гг.), сильно пострадавший во время страшного городского пожара. Почти одно­временно, в 90-х годах, строятся здания но­вого княжеского двора и придворный Дмитриевский собор, собор придворного Рождественского монастыря, создаются укрепле­ния детинца с каменной стеной и воротами" с надвратной церковью Иоакима и Анны В 1200—1201 гг. супруга Всеволода, княгиня Мария, строит собор второго «княгинина» женского Успенского монастыря. Уже из этого спокойного и постепенного хода строи­тельства ясно, что его ведут свои, местные зодчие, работающие почти непрерывно свы­ше 16 лет. Недаром летопись с гордостью отмечает, что в это время уже «не искали мастеров от немец», а брали их из рядов владимирских ремесленных людей епископа Успенского собора и, конечно, княжеского двора.

Перед архитектурой в новых условиях встают новые задачи. Ей не приходится те­перь убеждать силой искусства в правомер­ности выдвигаемых политических или цер­ковных концепций, они уже в значительной мере реализованы. Теперь архитектура про­славляет достигнутое, «воображает», как говорили в древности, факты реального бы тия, увековечивает их.

В этом смысле, как и в отношении художественного качества, первое место среди перечисленных построек бесспорно принадлежит Дмитриевскому собору (1194—1197) посвященному патрону Всеволода — Дмитрию Солунскому (рис. 13, 14). Это подлинный шедевр зодчих Всеволода, в котором с наибольшей силой проявилось их архитек­турное мастерство.