рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Органичная архитектура Фрэнка Ллойда Райта

Органичная архитектура Фрэнка Ллойда Райта - раздел Архитектура, Органичная Архитектура Фрэнка Лло...

Органичная архитектура Фрэнка Ллойда Райта

В 1894 году он покидает контору Салливена и Адлера и начинает работать самостоятельно. За короткое время он строит ряд жилых домов, в которых… Правильнее истолковать его так: архитектор должен творить так, как это делает… Все эти новые тенденции получили прекрасное выражение в построенном в 1948 году жилом доме Джекобса ( Solar Hemicycle)…

Объемно-пространственная композиция и конструктивная основа

План крестообразной и удлиненной формы

Фрэнк Ллойд Райт старался, по возможности, трактовать дом как единое пространство. Интерьер дифференцировался лишь в зависимости от потребностей. Как подчеркивал Райт, он "рассматривал всю поверхность пола в доме как единое целое, отделял кухню, организовывал спальни и жилые комнаты для обслуживающего персонала в нижнем этаже, разделял большое помещение на отдельные функциональные зоны - столовой, кабинета и гостиной".

План крестообразной формы

Большая часть домов, построенных Фрэнком Ллойдом Райтом, имела план крестообразной формы, образованной из двух взаимно проникающих объемов разной…  

Рис. 1. Дом Изабеллы Робертс(Isobel Roberts House). Риверсайт-Форест (Иллинойс), 1907 г. Общий вид, план

Стремление использовать пространство на всю высоту проявилось не только в домах американских поселенцев XVII в., но и в примитивных хижинах ранних культур. В наше время оно возникает снова. Райт был одним из первых архитекторов, который это понял, сформулировал и выразил соответствующим образом. В доме Изабеллы Робертс доминирует жилая комната, доходящая до внутренней поверхности слегка покатой крыши. Внутреннее пространство комнаты разделено по вертикали антресолью, огибающей комнату по периметру. Выше и ниже антресоли образуются свободные объемы, что придает всей комнате необычайную и своеобразную пластичность. Это эффект еще больше подчеркивается применением различных материалов для отделки разных поверхностей, кирпичной стеной камина, наклонной крышей.

Рис. 2. Интерьер дома Изабеллы Робертс.

Во всех своих работах Фрэнк Ллойд Райт проводит идею дома, в котором от центра отходят все остальные помещения.

Гибкий свободный план

К 1910 г. Фрэнк Ллойд Райт достиг совершенства в гибкости свободного плана. В других странах свободная гибкая планировка была почти неизвестна.…

Плоские поверхности и структура

Использование традиционных элементов

Трактуя дом как единое пространственное целое, Райт использовал, прежде всего, элементы, относящиеся к окружающей среде. Кроме того, Райт…

Рис. 3. Дом Ф. Роби(Robie House). Чикаго, 1908 г.

Из различных соображений, как постоянно указывает Райт в своих работах, он отдавал предпочтение выступающей крыше в форме горизонтальной нависающей плиты.

Трактовка стены

Дополнением к парящим в воздухе горизонтальным элементам служили вертикальные плоскости. Фрэнк Ллойд Райт различным образом организовывал имеющиеся в его распоряжении плоские поверхности, увеличивал их число, пересекая одну плоскость другой, разбивая их или помещая на разном расстоянии от переднего плана одну позади другой, объединяя плоскостями пространства самого дома, так что его крупный объем казался меньше фактических размеров.

Внутреннее пространство

Использование различных отделочных материалов

Зачастую Фрэнк Ллойд Райт пользовался различными отделочными материалами, резко контрастирующими своим цветом и фактурой. Рядом с широкой кирпичной стеной камина он устанавливал светло окрашенные стены с темными деревянными перегородками. Очень рано Райт ввел в интерьер грубую фактуру стены из естественного камня.

Рис. 4. Интерьер дома Джекобса(Solar Hemicycle), столовая.

Восприятие различных материалов и поиски новых видов освещения становились с годами все более утонченными. В своей резиденции "Западный Тейлизин" Фрэнк Ллойд Райт использовал четыре контрастных материала: местный природный камень, цемент, дерево и парусину.

Архитектура>Эстетика

Эстетические принципы Фрэнка Ллойда Райта

В Райте архитектор опередил художника в способности восприятия. Он работал один, сам составлял чертежи окон с цветными стеклами, архитектурных деталей и т. д.

Рис. 1. Дом Кунли(Coonley House). Окно

В домах Фрэнка Ллойда Райта традиционные гладкие поверхности разрезаны горизонтальными полосами во взаимосочетании с массивами объемов: вертикальные вытяжные камины проходили сквозь крышу, создавая осознанный контраст с горизонтальными плоскостями консольно опертых веранд и выступающих навесов. Райт разрезал стену и затем опять соединял ее с беспрецендентной смелостью воображения.

Проведению своих идей в жизнь Фрэнку Ллойду Райту облегчало то обстоятельство, что он опирался не только на опыт современной ему передовой архитектурной школы, но и имел возможность использовать живые архитектурные традиции англосаксонских загородных домов.

Например, в 1902 году в Хайленд-парке, близ Чикаго, он построил дом Уиллитса (Willits House).

Свободная композиция здания в плане напоминает крест, в центре которого расположен очаг. Словно протянутые руки, охватывают крылья здания окружающую природу, зеленые лужайки подходят непосредственно к стенам дома. Крыша с большим выносом карниза подчеркивает горизонтальную протяженность здания, его близость к окружающей местности.

Рис. 2. Дом Уиллитса(Willits House). Чикаго, 1902. Общий вид

В большинстве жилых помещений Фрэнк Ллойд Райт устраивает большие проемы, связывая их тем самым с природой, не лишая уюта. Особенно ярко эта тенденция видна на примере центрального помещения дома Кунли (Coonley House) в Риверсайде, построенном в 1908 году. Потолком здесь служит нижняя поверхность пологой крыши, что придает всему помещению желаемую замкнутость. Жилая комната напоминает убежище в горах или пещеру. Выступающие свесы кровли смягчают интенсивность естественного освещения комнаты. Вместо нескольких отдельных жилых комнат Фрэнк Ллойд Райт часто устраивает единое центральное помещение, расчлененное на несколько частей, в одной из которых находятся комнаты второго этажа, куда ведет галерея.

Рис. 3. Дом Кунли. Интерьер

  Главная>Стили и проекты>Органичная архитектура>Принципы Принципы органичной архитектуры На протяжении всей истории архитектуры существуют две разные тенденции: одна, развивающаяся в сторону рационального, другая - в сторону эмоционального и органичного восприятия окружающей среды. С начала цивилизации имелись города, которые планировались по правильно разработанной схеме, и другие, которые разрастались органично, как деревья. Даже в современной живописи и архитектуре существует разница между органическим и геометрическим восприятием. С самого начала восприятие Райта было органичным. Даже в то время, когда Райт был одинок как архитектор и не встречал общественной поддержки, когда Америка отвернулась от него, он строил свои дома в складках рельефа так, что казалось, они составляют единое целое с окружающей природой. Эта тенденция проявляется уже в его ранних работах, как, например, в доме Кунли, с его консольной крышей и растениями, растущими на парапете, где проявляется тенденция к такому полному слиянию с окружающей средой, что часто невозможно понять, где дом фактически начинается. Этим стремлением к органичному решению может быть частично объяснено предпочтение, отдаваемое Райтом естественным необработанным материалам: шероховатым каменным блокам, неотшлифованным гранитным полам, тяжелым, грубоотесанным бревнам. Стремлением к органичному решению объясняется его приверженность к гибкой планировке и к огромным каминам в век центрального отопления. Рис. 1. Дом Кунли(Coonley House). Риверсайт, 1908 г. Общий вид Стены дома начинались теперь от земли; они были поставлены на бетонную или каменную горизонтальную площадку, нечто в виде низкой платформы, на которой стояло здание. Стены заканчивались на уровне подоконников второго этажа, а над ними, под широкими свесами крыши, имеющей небольшой уклон, шли ряды непрерывных окон (клересторий), через которые внутренние помещения раскрывались к внешнему пространству. Таким образом, стены стали ширмами, окружающими внутреннее пространство. Дому была придана широкая крыша - кров, защита. Нижние поверхности выступов крыши были плоскими и окрашенными в светлый цвет, чтобы создать в этом месте сияние рассеянного света, который делал верхние комнаты очаровательными. Свесы крыши имели двойную ценность, служа, с одной стороны, кровом и защитой стен дома, а с другой - средством освещения помещений второго этажа рассеянным и отраженным светом, который проходил сквозь "прозрачные ширмы", занявшие место глухих стен. Затем Райт в противовес пестроте материалов стен ввел один материал в единую плоскость от отмостки до свеса кровли или до уровня подоконников второго этажа, в виде простой ограждающей ширмы или в виде ленты, идущей вокруг здания над окнами и переходящей в потолок, дойдя до уровня карнизов. Эта ленточная ширма делалась из того же материала, что и нижняя сторона свесов кровли (софит). Плоскости в здании, параллельные земле, подчеркивались, чтобы связать целое с землей. Иногда удавалось делать наружную стену под лентой окон второго этажа, от уровня подоконников второго этажа до самой земли, в виде тяжелой панели - красивой каменной кладки, которая покоилась на бетонной или каменной платформе. "Интерьеры" жилищ того периода, как правило, состояли из коробок, помещенных в коробках, или рядом с другими коробками; их называли комнатами. Коробки внутри усложненной коробки. Каждая "функция" жилья была распределена по коробкам. Эта клеточная ограниченность вызывала ассоциации с камерами заключения, или, в лучшем случае, с уютом спален на верхнем этаже. И Райт начал делать весь первый этаж в виде одной комнаты, выделив только кухню. Большая комната подразделена на части, имеющие различные назначения, например, для еды или чтения или для приема посетителей. В то время не было подобных планировок. Исчезли бесконечные двери и перегородки. Дом стал более свободным как "пространство" и стал более подходящим для жизни в нем. Начала появляться пространственность внутренних помещений. Основные принципы Райта · Уменьшать до минимума число необходимых частей здания и число отдельных комнат в доме, образуя целое как замкнутое пространство, подразделенное таким образом, чтобы целое было пронизано воздухом и свободно просматривалось, давая ощущение единства. · Связывать здание, как целое, с его участком путем придания ему горизонтальной протяженности и подчеркивания плоскостей, параллельных земле, но не занимать зданием лучшей части участка, оставляя, таким образом, эту лучшую часть для пользования ею, для функций, связанных с жизнью дома; она является продолжением горизонтальных плоскостей полов дома, выходящих за его пределы. · Не делать комнату коробкой, а дом - другой коробкой, для чего превращать стены в ширмы, ограждающие пространство; потолки, полы и ограждающие ширмы должны переливаться друг в друга, образуя одно общее ограждение пространства, имеющего минимум подразделений. Делать все пропорции дом более приближающимися к человеческим, конструктивное решение - с наименьшим расходом объема и наиболее соответствующее примененным материалам, а целое, таким образом, - наиболее подходящим для жизни в нем. Применять прямые линии и обтекаемые формы. · Извлечь основание дома, содержащее в себе негигиеничный подвал, из земли, поместить его полностью над землей, превратив его в низкий цоколь для жилой части дома, сделав фундамент в виде низкой каменной платформы, на которой должен стоять дом. · Все необходимые проемы, ведущие "наружу" или "внутрь", привести в соответствие с человеческими пропорциями и размещать их в схеме всего здания естественно - то ли в единичном виде, то ли группами. Обычно они выступают в виде "прозрачных ширм" вместо стен, потому что вся так называемая "архитектура" дома выражается главным образом в том, как эти проемы в стенам группируются по помещениям в качестве ограждающих ширм. Внутреннее помещение как таковое теперь приобретает существенное архитектурное выражение, и не должно быть отверстий, прорезаемых в стенах, подобно дыркам, вырезаемым в стенках коробки. Дырявить стены - это насилие. · Исключить комбинирование различных материалов и, по мере возможности, стремиться к применению одного материала в постройке; не применять украшений, не вытекающих из природы материала, чтобы здание яснее выражало собою место, в котором живут, и чтобы общий характер здания четко свидетельствовал об этом. Прямые линии и геометрические формы соответствуют работе машины в строительстве, так что и интерьер естественно принимает характер машинного производства. · Совмещать отопление, освещение, водоснабжение со строительными конструкциями так, чтобы эти системы стали составной частью самого здания. Элементы оборудования при этом приобретают архитектурное качество: здесь также проявляется развитие идеала органичной архитектуры. · Совмещать с элементами здания, насколько это возможно, предметы обстановки, как элементы органичной архитектуры, делая их едиными со зданием и придавая им простые формы, соответствующие работе машины. Снова прямые линии и прямоугольные формы. · Исключить работу декоратора. Если он не привлечет на помощь "стили", то уж обязательно будет применять завитушки и цветочки. Это все было рационально - в такой мере, какой достигло развитие мысли органичной архитектуры. Конкретные формы, которые давало чувство на основе этой мысли, могли быть только индивидуальными. У Райта возникла мысль о том, что плоскости здания, параллельные земной поверхности, отождествляются с землей, делают здания принадлежащими земле. Возникла мысль о том, что дом в равнинной местности должен начинаться на земле, а не в ней, как это имеет место, когда строятся сырые подвалы. И возникла мысль о том, что дом должен выглядеть начинающимся из земли, вследствие чего делалась выступающая полоса основания вокруг дома в виде платформы, на которой стоит дом. А мысль о том, что кров должен быть существенной чертой жилища, вызвала к жизни широкую крышу с большим свесом кровли. Райт видел здание не как пещеру, а как кров на открытом месте. Свободная планировка и исключение бесполезной высоты в новом жилище сделали чудо. Ощущение надлежащей свободы совершенно изменило его вид. Целое стало более подходящим для человеческого проживания и более естественным для своего места. Появилось совершенно новое чувство ценности пространства в архитектуре. Оно теперь вошло в архитектуру современного мира. Если форма действительно следует функции, то нужно совершенно отбросить прочь то, что насильственно навязывается стоечно-балочной системой. Чтобы не было никаких балок, никаких колонн, никаких карнизов и прочих деталей, никаких пилястров и антаблементов. Вместо двух вещей - одна вещь. Пусть стены, потолки, полы станут частями друг друга, переливающимися одна в другую, дающими или получающими во всем этом непрерывность при устранении любой прикомпонованной детали, при устранении вообще каких бы то ни было приложенных или наложенных деталей. Таким образом, выражение - "форма и функция едины" - является стержнем органичной архитектуры. Оно направляет наши действия по единому пути с природой и дает нам возможность сознательно работать. Уже в своих ранних постройках Райт целеустремленно "ликвидировал излишества", т. е. устранял нагромождение декоративных деталей снаружи и внутри здания, считая художественным идеалом "простые, сильные формы и чистые, яркие цвета". Выступая против дробности формы, он был среди тех, кто положил начало одному из основных принципов формообразования в современной архитектуре и дизайне. Этот принцип можно назвать методом исключения и укрупнения; результат его - упрощение. Райт так говорил об этом: "Одна вещь вместо многих вещей; большая вещь вместо набора малых". Райт понимал принцип упрощения не в поверхностно-эстетском смысле: "Ложная простота-простота как притворство, т. е. простота, сооруженная декоратором как внешность, за которой скрывается сложная, изобилующая излишествами конструкция, - это еще не достаточно для простоты. Это вообще не простота. Но это то, что сходит за простоту теперь, когда потрясающие эффекты простоты стали модой". Он принципиально стремился делать здание простым, начиная с его структуры (объемно-пространственная композиция и конструктивная основа) и кончая деталями: "Нужно избавляться от усложнений в конструкциях и использовать преимущества заводского производства, исключать, по мере возможности, работы на строительной площадке, которые всегда дороги; нужно укрупнять и упрощать устройства инженерного оборудования отопления, освещения, сантехники". В композиции одноэтажного жилого дома Райт осуществляет коренные упрощения: устраняет традиционную усложненность кровель с внутренними и внешними переломами; ликвидирует чердак, устраивая совмещенное покрытие; упраздняет подвал и даже фундаменты, без которых одноэтажный дом может существовать. Он консолидирует и упрощает формы здания и в области оборудования, например, убирая традиционную осветительную арматуру и делая источники освещения скрытыми, устраняя радиаторы и помещая приборы отопления под полом, превращая, таким образом, оборудование из дополнения к зданию в интегральную его часть. Мебель по возможности делается встроенной, и все лишнее убирается из интерьера: нужное прячется, ненужное устраняется. Разумеется, и "украшения" ликвидируются внутри и снаружи. Дело не только в устранении декоративных деталей. Принцип состоит в упрощении форм, в переходе от дробности формы к лаконичности, выражающей современный взгляд на вещи: главное - суть дела. При разработке нового типа одноквартирного жилого дома Райт применял следующие практические приемы: · Фундаменты не устраивались. Действительно, если выполнить дренаж, грунт при замерзании не будет деформироваться (пучиниться). Вместо фундамента проще сделать основание для стен в виде бетонной плиты по гравийному подстилающему слою. В эту конструкцию включается и разводка системы отопления. Подвал также не устраивался, так как он усложняет конструкцию, удорожает строительство и охлаждает жилые помещения. Площадка для строительства дренировалась посредством траншей, наполненных щебнем. По всей площади застройки устраивалось щебеночное основание толщиной 5-6 дюймов (12-15 см), в котором помещались змеевики отопления. Поверх укладывался бетонный подстилающий слой толщиной 10 см. На эту платформу устанавливались стены дома. Ядро дома образовывали кирпичные или из естественного камня стены в зоне кухни и санузла и в некоторых других местах. Эти массивы способствуют устойчивости сооружения - фактической и зрительной. Остальные стены были деревянными, состояли из трех слоев досок, проложенных пергамином. Тонкие деревянные стены, как утверждал Райт, обладают достаточной несущей способностью благодаря изломам их в плане. Слоистые деревянные стены, а также элементы остекления заготавливались в виде монтируемых на месте щитов и блоков. · Высота помещений обычно делалась минимальной. Крыши, в традиционных постройках сложные по конфигурации, с многочисленными переломами кровель и пересечениями скатов, максимально упрощались. В построенных по проектам Райта домах крыша двускатная или плоская, причем со свободным водосливом, без водосточных труб и желобов. И скатные, и плоские крыши имеют широкие свесы. Значительный вынос карнизов устроен в большинстве жилых домов Райта. По его выражению, крыша - это "символ дома". Свесы защищают стены от осадков и остекление от солнца. Нередко навес над остеклением делался не сплошным, а в виде решетки - консольной перголы, дополняемой вьющейся зеленью, что создает защиту от солнца летом, когда растения покрыты листвой, и позволяет достичь лучшей освещенности помещений зимой. При этом, если вьющиеся растения не предусмотрены, ширина и частота планок решетки рассчитываются так, чтобы создать преграду для прямых лучей солнца в жаркое время года. · Покрытие во всех случаях, в том числе и скатное, устраивалось бесчердачным, а потолок подшивался отделочной фанерой или строганными досками, причем подшивка потолка не только не оштукатуривалась, но и не окрашивалась (она покрывалась прозрачным лаком). Помимо упрощения и удешевления конструкции устройство бесчердачной скатной крыши создает интересные пространственные эффекты в интерьере. Вообще в постройках Райта штукатурка и покраска сведены к минимуму. Конструкционные строительные материалы - камень, кирпич, дерево, бетон - не маскируются другими, специально отделочными материалами. Помимо того, что обнажение естественной фактуры материала конструкций производит своеобразный декоративный эффект, этим приемом достигается впечатление цельности и естественности архитектуры. Идея цельности ("ннтегральности", как говорил Райт) имеет большое значение в концепции "органичной архитектуры". Он стремился к тому, чтобы сооружение производило впечатление как бы сделанного из одного куска, а не собранного из многочисленных частей и деталей. Так, подпольное отопление внедрялось им не только вследствие его экономичности и гигиеничности, но и потому, что оно позволяло сделать систему не дополнением к зданию, не оборудованием в виде прикрепленных к стенам труб и радиаторов, а "интегральной частью" постройки. В доме не было люстр и подвесов: источник искусственного освещения делался встроенным (причем очень часто скрытым). Мебель была, насколько возможно (за исключением, наверное, только стульев), встроенной: столы, кровати, диваны, шкафы, книжные полки были элементами архитектуры, предусматривались в чертежах и выполнялись в процессе строительства как части здания. Совершенно своеобразен подход Райта к устройству светопроемов (если, конечно, сравнивать их не с тем, что стало обычным в архитектуре сегодня, а с тем, что делалось 40-50 лет назад). Окно в виде прямоугольного выреза в стене можно встретить у Райта только как исключение. В его постройках остекление либо ленточное, либо во всю высоту помещения, либо в потолке. В одноэтажных жилых домах помещения имеют разную высоту, и в местах перепада кровли (между разными ее уровнями) устраиваются проемы для верхнебокового освещения и для проветривания. При этом кровля нижнего уровня может продолжаться внутрь в виде полки (световая полка), за которой иногда помещаются источники искусственного освещения. В жаркое время верхние окна (клересторий) способствуют хорошей вентиляции. Райт - один из первых, кто ввел в архитектуру обильное остекление. Он говорил: "Свет придает красоту зданиям". Но эта тенденция совмещается у него с противоположной: уменьшать остекление для придания дому большего уюта, замкнутости, ощущения защиты, убежища. Вследствие этого в некоторых интерьерах "домов прерий" недостаточно естественного освещения. В 30-е годы Райт вводит следующее решение: стены, обращенные к улице и на север, - глухие, лишь с узкой полосой остекления под потолком, а стены, обращенные к саду, к внутреннему двору, на юг, - сплошь стеклянные от пола до потолка. Несмотря на большие световые проемы и целые стеклянные стены, дома Райта внушают ощущение защиты, "крова"; интерьеры построенных им жилых домов по-домашнему уютны. Этому способствуют, в частности, широкое использование дерева в отделке помещений, обилие в них ковров и тканей (в том числе, например, для покрытия полов), общая мягкая, теплая тональность интерьера, наличие глухих стен, применение карнизов большого выноса. Чувство крова, убежища, защиты Райт стремился выразить в своих домах и тем, что постройка имеет массивное ядро каменной кладки, вокруг которого группируются помещения: ядро, видимое снаружи, возвышающееся над другими частями здания и представляющее собой как бы символ покоя, - внешнее выражение домашнего очага. Этот массив включает в себя дымовую трубу камина и объем кухни с верхнебоковым светом. Жилые дома Райта планировочно разделены на три зоны: спальня и санузлы, кухня и место для приема пищи, общая комната. Двери между ними по возможности устранены, чтобы было больше свободы движению, а также для создания впечатления единства внутреннего пространства. Центральная часть дома - общая комната с широкими видами наружу. Обычно она непосредственно сообщается с садом: ее пол продолжается наружу, переходя в террасу, которая таким образом принадлежит одновременно как бы и саду и дому, будучи отделенной от комнаты стеклянной стеной (а стена эта тоже не сплошная, но состоит из дверей, которые, если они открыты одновременно, объединяют пространство помещений с внешним пространством). Новшества Райта в свое время воспринимались как эксцентричность, но теперь почти любой современный дом в Америке что-то воспринял от них.

Проекты домов

Дом Уайли (Willey House) - первое из значительных произведений этого периода творчества Фрэнка Ллойда Райта. Облик дома сдержан и рационалистичен.…

Рис. 1. Дом М. Уайли(Willey House). Миннеаполис (Миннесота), 1934 г. Общий вид

Рис. 2. План дома Малькольма Уайли.

Материалы - обычные для Райта: кирпич и дерево. Кладка не оштукатурена, дерево не окрашено. Кровля двускатная, но очень пологая. Над крыльцом консольная пергола. Здание установлено на бетонной платформе, мощенной кирпичом; бетон уложен по подстилающему слою из шлака с песком.

В 1937 г. была построена вилла Э. Кауфмана "У водопада" (Fallingwater). Это произведение архитектуры сделало Фрэнка Ллойда Райта всемирно знаменитым.

"У водопада" - загородная вилла, построенная в лесу, на берегу ручья. Основной принцип конструктивно-пространственной структуры сооружения состоит в том, что перекрытиями служат консольные железобетонные плиты, выступающие из центрального массива в разных направлениях и на разных уровнях. Помещения имеют с одной стороны каменные, а с другой, наружной, стороны - стеклянные стены. Общий вид здания представляет собой живописную композицию массивов каменной кладки, стекла и больших железобетонных балконов с глухими парапетами. Оперируя рваным камнем, железобетоном и стеклом, Райт сумел достичь здесь необыкновенной художественной выразительности.

Рис. 3. Вилла Э. Кауфмана(Fallingwater). Коннелсвил (Пенсильвания), 1936-1937 г. Общий вид

Основную часть площади первого этажа занимает большая общая комната, к которой примыкают сообщающиеся с ней свободно, по принципу "перетекающего пространства", столовая, кухня, прихожая и которая связана, благодаря обильному остеклению и множеству стеклянных дверей, с внешним пространством террас, а также посредством лестницы с ручьем внизу. Во втором этаже - три спальни, имеющие каждая свой санузел и свой балкон, на третьем этаже - тоже спальня с санузлом и балконом; отсюда переходной мостик ведет к домику для гостей и прислуги и к гаражу.

Интерьер и внешняя среда практически не разделены: помимо того, что для беспрепятственной зрительной связи применены большие плоскости остекления, наружное пространство проникает внутрь между выступающими консолями плит перекрытий, а пространство помещений продолжается наружу, на террасы.

Как и в других домах Фрэнка Ллойда Райта, фактура стен внутри такая же, что и снаружи; штукатурка отсутствует. В интерьерах деревянная обшивка местами смягчает суровость камня и железобетона. Остекление неизменно защищено от солнца. Над входами установлены консольные козырьки, сплошные или решетчатые.

В процессе строительных работ были приняты все меры, чтобы оставить нетронутыми естественные условия площадки: русло ручья, камни, растительность.

Фрэнк Ллойд Райт строил не только богатые виллы, но и особняки для среднего американца - главным образом для состоятельной интеллигенции. Эти сравнительно простые по композиции и относительно недорогие дома он называл "жильем для Америки".

Характерным примером "американских жилищ" Фрэнка Ллойда Райта может служить первый дом Джекобса (Jacobs House). Он Г-образный в плане и поставлен в северном углу участка так, что огибает сад с двух сторон. Фасады со стороны улицы замкнуты - допущена только узкая полоса остекления под карнизом. Но со стороны сада, на солнечную сторону, сделано остекление во всю стену в виде сплошного ряда стеклянных дверей.

Рис. 4. Дом Джекобса I(Jacobs House). Медисон (Висконсин), 1937 г. Общий вид

Дом состоит из двух частей - общей и интимной, примыкающих друг к другу под углом. Объем, в котором размещены общая комната и кухня, выше спален. В месте перепада кровель установлено окно, освещающее кухню.

Планировочный модуль дома - прямоугольник 60х120 см.

Конструкция покрытия - трехслойная деревоплита с кровлей из рулонного материала. В этой постройке впервые применено "гравитационное", как его называл Райт, подпольное отопление жилого дома: разводка проложена в платформе, на которой стоит постройка. Стены дома частично кирпичные, частично деревянные (сборные щитовые).

В поисках все новых форм и приемов построения объемно-планировочной структуры здания Райт нередко экспериментировал в вопросах формообразования.

Второй дом Джекобса (Solar Hemicycle) изогнут в плане, и составляет, таким образом, часть кольца, окружающего сад. Дом стоит на склоне холма и обращен своей выпуклой (тыльной) стороной к нагорной части и к северу. Вследствие этого тыльная сторона дома - глухая и заглублена в землю. Вогнутый же фасад, обращенный на юг, сплошь стеклянный.

Рис. 5. Дом Джекобса II(Solar Hemicycle). Мидлтон (Висконсин), 1948 г. Общий вид

Это жилище представляет собой как бы одно обширное помещение с антресолями, на которых расположены спальни, освещаемые вторым светом через главную комнату, а также посредством узкой полосы остекления на заднем фасаде над насыпью. Санитарно-технические устройства и лестница сгруппированы в отдельном цилиндрическом объеме. Постройка возведена с использованием местных строительных материалов: стены из рваного камня, перекрытия из дерева.

С этой постройкой в некоторой степени сходен по композиции дом, который Райт спроектировал для своего сына. Дом имеет вид полукольца, поставленного на столбы. Вторую половину кольца составляет пандус для подъема на уровень пола помещений. Райт считал, что такой, по его выражению, "неформальный" метод организации пространства более приятен для людей, чем прямоугольная сетка плана.

К прихожей примыкает круглая в плане кухня, вокруг которой обходит малый спиральный пандус. Кухня отделена от общей комнаты камином цилиндрической формы. Общая комната, трапециевидная в плане, имеет два балкона, выходящих на противоположные фасады. За ней находятся четыре спальни и два санузла. Дом возведен из бетонных блоков.

Композиция дома Мак-Корда представляет собой сочетание двух объемов в виде цилиндров, перекрытых конусными крышами и объединенных массивом круглого камина. Один из этих объемов - двухэтажный с винтовой лестницей в середине, вокруг которой расположены секторами помещения в двух этажах.

У входа - шкаф для верхнего платья, далее - комната для домашних вещей. Направо, в большом цилиндре, - общая комната с обеденным местом под антресолями, а в малом - просторная кухня. На втором этаже две спальни, два санузла и выступающий в виде антресолей в главную комнату балкон со встроенной кроватью для гостя. К кухне примыкают зеленая беседка, а также терраса, которая может служить летней столовой; рядом небольшой бассейн, за которым - полукруглая стена ограды.

Планировочным модулем дома Ханна (Honeycomb House) принят шестиугольник. В плане постройки нет прямых углов. Райт называл ее "дом-соты".

Рис. 6. Дом Ханна(Honeycomb House). Пало-Альто (Калифорния), 1937 г. Общий вид

Дом окружен террасами, которые являются продолжением выходящих на них комнат. Постройка размещена на участке таким образом, чтобы сохранить находившиеся здесь деревья. Основными строительными материалам, из которых она возведена, являются кирпич, бетон, дерево, стекло. Кровля медная. В покрытии проложена алюминиевая фольга для теплоизоляции. Полы из цветного бетона, отопление подпольное.

В середине дома находится кухня, откуда через внутреннее остекление просматриваются общая комната и детская. Наружная стена детской сплошь остеклена, чтобы дети не чувствовали себя взаперти.

Проект дома Джестера (Jester House) представляет собой другой пример необычного решения плана. Здесь в основу взят круг.

Рис. 7. Дом, построенный в наши дни по проекту, выполненному для Ральфа Джестера. Общий вид

Несколько необычен по виду, но вполне практичен дом Дж. Старджеса (Sturges House). Он построен на склоне холма с главным видом в сторону уклона. План компактный по конфигурации. Общая комната, две спальни, кухня и санузел размещены на платформе, консольно защемленной в массиве кирпичной кладки. Балкон, являющийся продолжением и своего рода частью жилой площади, а также ряд стеклянных дверей, отделяющих помещения от балкона, затенены консольной перголой.

Рис. 8. Дом Дж. Старджеса(Sturges House). Брентвуд-Хайтс (Калифорния), 1938 г. Общий вид

Идея, которой вдохновился архитектор при создании замысла этого дома, - беспрепятственная зрительная связь внутреннего пространства жилища с внешней средой.

Мастером был разработан проект застройки кооперативного поселка вблизи Детройта (Cooperative Homesteads Housing), но начавшаяся вторая мировая война, а вместе с ней и трудности с закупками строительных материалов помешали осуществлению этого замысла. Дома должны были быть построены из землебита и обвалованы с трех сторон землей с утеплением мхом.

Рис. 9. Землебитный дом (проект). Детройт, 1942 г. Перспектива

По этой же причине невоплощенным остался и проект дома Ллойда Бурлингама (Lloyd Burlingham House) в Эль-Пасо. Проект предусматривал строительство дома из сырцового кирпича (adobe), материала обычного для того района. Дом криволинейный в плане должен был быть открыт во внутренний дворик-оазис. Крыша дома была оборудована системой улавливания и сбора дождевой воды во встроенную цистерну. Архитектура дома настолько соответствовала ландшафту, что невозможно было вообразить на этом месте что-либо иное. Мастер даже назвал его "Глиняный дом" (Pottery House).

 

– Конец работы –

Используемые теги: Органичная, архитектура, Фрэнка, Ллойда, Райта0.08

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Органичная архитектура Фрэнка Ллойда Райта

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

В настоящее время существуют два типа архитектуры микропроцессорных систем – Принстонская, или архитектура фон-Неймана и Гарвардская
Введение... В настоящее время существуют два типа архитектуры микропроцессорных систем... В г американский математик Джон фон Нейман сформулировал основные принципы работы современных компьютеров Им...

Франк Ллойд Райт. Жилые здания
Передовые архитекторы Запада начинают искать пути гуманизации архитектуры и повышения ее выразительности. В связи с этим возрастала и популярность… Что касается меня, то ради благополучия родины и собственного удовлетворения я… Для Райта решение жилищной проблемы — часть и метод решения социальных проблем, как он их понимал.По его мнению, жилой…

Лекция: Архитектура компьютерной системы В лекции подробно рассмотрена архитектура компьютерной системы: управление прерываниями
В лекции подробно рассмотрена архитектура компьютерной системы управление прерываниями памятью вводом выводом иерархия памяти ассоциативная... Содержание Введение Архитектура компьютерной системы... Введение...

Франк Ллойд Райт. "Жилые здания"
Передовые архитекторы Запада начинают искать пути гуманизации архитектуры и повышения ее выра¬зительности. В связи с этим возрастала и популярность… Что касается меня, то ради бла¬гополучия родины и собственного удовлетворения… Для Райта решение жилищной проблемы — часть и метод решения социальных проблем, как он их понимал. По его мнению,…

Лекция: Уровни абстракции ОС. ОС с архитектурой микроядра. Виртуальные машины. Цели проектирования и разработки ОС. Генерация ОС В лекции рассматриваются следующие вопросы: методы проектирования и реализации ОС: уровни абстракции ОС; ОС с архитектурой мик
В лекции рассматриваются следующие вопросы методы проектирования и реализации... Содержание Введение Уровни абстракции ОС Операционные системы с микроядром Виртуальные машины другой распространенный подход к...

Архитектура жилых и общественных зданий
Федеральное агентство по образованию... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Нижегородский государственный архитектурно строительный университет...

Сакральная архитектура тела
Сакральная архитектура тела Ее история любовь ДАР...

Н.Н Родина - АРХИТЕКТУРА
ВОСТОЧНО КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им Д СЕРИКБАЕВА...

АРХИТЕКТУРА
Вологодский государственный технический университет...

Т.И. Койгородова Архитектура и градостроительство
РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ... Государственного образовательного учреждения высшего профессионального... МОСКОВСКий ГОСУДАРСТВЕННый ОТКРЫТый УНИВЕРСИТЕТ...

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам