Исторические типы философии: основные подходы к выделению

В качестве оснований выделения исторических типов философского знания могут выступать следующие:

1. Смена эпох в человеческой истории. В соответствии с этим основанием выделяют философию античности, Средних веков, Нового времени и современную западную философию.

2. Геополитический принцип, исходящий из трех известных вариантов исторического развития человечества — западного, восточного и русского. При таком подходе выделяются три исторических типа философии — западный, восточный, русский.

В рамках выделения этих типов философии следует указать и приоритетные мировоззренческие акценты в направлении духовного поиска, определяющие его содержательное своеобразие.

Духовный поиск Запада направлен в сторону поиска абсолютной истины (в период классической философии) и сути отдельных феноменов человеческого бытия — воли, страха, любви и др. (в неклассической философии). Для России философия связана с поиском абсолютного Добра, для Востока — с поиском абсолютного смысла Вечности, слияния с Вечностью. Пафос русcкой философии — в искании нравственных основ жизни, справедливого ее устройства. Классическая западная философия свой пафос видела в гносеологии и логике.

3. Ориентация на рационалистические и иррационалистические традиции. Для классической западной философии до середины XIX в. был характерен акцент на рациональное (от лат. ratio — разум) начало. Сложившись.в античности, он достигает законченной формы в классическом рационализме и основывается на убеждении в абсолютности и неизменности законов Вселенского абсолютного разума, постигаемых человеком и обнаруживаемых им в собственной духовной способности. Разочарование в возможностях научного познания, рационализма, справедливой перестройки социального мира в соответствии с разумными ориентациями привело к концу XIX — началу XX в. к расширению философской рефлексии, к обостренному вниманию к иррациональному (лат. irrationalis — лежащее за пределами досягаемости разума, недоступное пониманию в рамках логического мышления, противоположное рациональному), что обусловило формирование таких направлений философии XX в., как философияжизни, экзистенциализм, персонализм, психоанализ и т.д.

4. В качестве основания выделения типов философского знания может выступить и гносеологический критерий. В этом случае выделяют два противоположных, исключающих друг друга философских направления — материализм и идеализм. Каждое из них имеет свою историю, традиции, формы и школы. Материализм прошел различные этапы развития — от стихийного (древнегрече-
ского и древневосточного), метафизического механистического (XVII — середина XIX в.), диалектического и исторического материализма (в марксистской традиции) до современных форм материализма. Идеализм предстает в двух разновидностях философствования: объективный, сводящий духовное к сверхчеловеческому, трансцендентальному, надличностному сознанию, и субъективный, сводящий духовное к личностному, индивидуальному сознанию, признающемуся безусловной реальностью.

Гносеологический критерий позволяет рассмотреть историю философской мысли с точки зрения признания познаваемости мира, обоснования способности человечества достигать объективной истины и с точки зрения отрицания возможности адекватно познавать окружающую действительность.

5. В зависимости от общей ориентации и «идейной стилистики», направленности мышления выделяют классический и неклассический тип философии. Классическая философия (XVII—XIX вв.) была ориентирована на систематическую целостность, завершенность, покоящуюся на глубоком чувстве естественной упорядоченности мироустройства, наличия в нем гармонии, доступной рациональному постижению. Для нее характерна вера в науку, разум, прогресс, которые интерпретировались как основные приоритеты. В неклассической философии происходит переоценка возможности рационального постижения мира, расширяется проблемное поле философского исследования, предметом философского анализа становятся такие уникальные проявления человеческого бытия, которые ускользают от понимания посредством рациональных абстракций: «поток жизни», страх, тревога, одиночество, игра и т.д.

Для современной философии важнейшими идеями становятсяидеи становления и развертывания единой человеческой сущности, духовной составляющей человеческого бытия, признания всемирной истории как особой стадии развития человеческого духа и как результата взаимодействия различных культур, наступления духовного единства мировой истории не как идеи, а как реальности. Ситуация единства мировой истории (К. Ясперс) ставит перед современной философией проблему диалога различных культур при сохранении в своих устремлениях уникальных культурных различий, поиска согласия через обращение к разуму, воспитания человечества в духе толерантности, гибкости, взаимопонимания, взаимоуважения, не силового, а коммуникативного разрешения возникающих конфликтов. Философия с этой точки зрения должна выступать как «голос в разговоре человечества» (Р. Рорти), посредница во взаимопонимани и людей, в обосновании коммуникативного поведения, обеспечивающего интеграцию общества (Ю. Хабермас).