рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Строительные приемы и конструкции.

Строительные приемы и конструкции. - раздел Архитектура, Строительные приемы и конструкции Строительное Искусство Арабов В Период Завоеваний Стояло На Более Низком Уров...

Строительное искусство арабов в период завоеваний стояло на более низком уровне, чем во многих из завоеванных стран. Это обусловило разнообразие строительных приемов в разных странах халифата, заимствовавших главным образом опыт местных архитектурных школ. Так на первых культовых постройках Сирии и Палестины сильно отразились архитектурные и конструктивные формы византийского зодчества и раннехристианских храмов. Древние месопотамские строительные традиции развивались в Ираке, Египте и других сопределенных странах. На территории Магриба первое время чувствовалось воздействие древнеримского строительного дела, поскольку здесь находились до арабского завоевания римские колонии. Особенно большое влияние на архитектуру на арабо-мусульманских стран оказало строительные достижения Сирии, сасанидского Ирана, а также древние строительные традиции Средней Азии.

Развивая строительную технику завоеванных стран, арабы использовали сообразно местным условиям камень, кирпич, бетон, каркасную конструкцию. В строительстве имели широкое применение арочные формы, сочетавшиеся с колоннами и столбами. Следуя классической традиции, сначала применялись полуциркульные формы арок, но вскоре широкое распространение получили стрельчатые, подковообразные и стрельчато-подковообразные очертания, ставшие одной из отличительных особенностей архитектуры.

Стрельчатый профиль уменьшал распорные усили в арке, что было особенно важно при бескружальной техники кладки. Кроме того, эта форма арок делает конструкцию устойчивой при сейсмических толчках: замок арки из двух пересекающихся кривых более ,,гибок,, и менее подвержен разрушениям в сравнении с аркой полуциркульного очертания. Подковообразный профиль с повышенным центром кривой развился в основном их эстетических соображений. Тенденция к декорации нашла выражение и в трехлопастных арках.

 

В Испании были разработаны интересные системы многоярусных переплетающихся аркад. При богаты декоративных качествах эти системы рациональны и в конструктивном отношении. Необходимость достигнуть большой высоты конструкции при относительно малой высоте колонн привела к двухъярусной аркаде, в которой самонесущие арки служат лишь элементами, связывающими опоры и обеспечивающими их устойчивость.

 

Арочные конструкции:

 

(стрельчатая) (подковообразная) (подковообразная) (трехлопастная)

Типы аркад:

 

(многоярусные) (переплетающиеся) (арки с ажурными тимпанами)

 

 

Соборная мечеть в Кордове:

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть (араб. «место для совершения земных поклонов»), где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагались на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находилась алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном – арочным порталом больших масштабов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья, то есть владения Аллаха.

Внешний облик соборной мечети Кордовы претерпел столько изменений и перестроек, что теперь в этом храме уже с трудом можно узнать мечеть, практически утратившую все внешние признаки исламской архитектуры. Однако внутренний интерьер сохранил нам жемчужину золотого века Исламской Испании.

Соборная мечеть в Кордове была построена в 784-786 гг., молитвенный зал насчитывал 9 нефов и 12 пролетов, в 833-852 гг., мечеть была значительно расширена, а в 961-976 гг. увеличена в размерах почти вдвое и появился купол над центральным нефом. Тогда же пространство около михраба было ограничено от молитвенного зала перегородкой – максурой. Этот элемент отсутствовал в архитектуре ранних мечетей времен праведных халифов, и появился значительно позднее, предназначаясь для защиты халифа во время молитвы от возможного покушения.

В 987 г., размеры мечети вновь сократили до 8 нефов, вернувшись к изначальным. Это была попытка согласовать раннюю концепцию традиционных пропорций с последующими расширениями, нарушающими симметрию молитвенного зала. В 1257 г. в мечеть встроили католический собор.

Входящему сюда архитектурному решение молитвенного зала кажется результатом кропотливой планировки. Однако дело обстояло совершенно иным образом: архитектору, для создания мечети отвели мало времени. Ему доставили колонны, уцелевшие в развалинах древних римских и византийских храмов, которые оказались разной длины и совершенно не подходили друг к другу по форме и стилю. Однако талантливый архитектор не растерялся – длинные вкопали в землю, совсем несоразмерные подтесали, а для придания стабильности и жесткости конструкции, все колонны пришлось скрепить подковообразными арками. Чтобы хоть как-то визуально сгладить это несоответствие, арки были отделаны чередованием красного кирпича с белым камнем. Результат оказался фантастическим! Так возник один из лучших шедевров мировой архитектуры.

Внутренний интерьер мечети сильно контрастирует с внешним обликом. Некоторые детали внутреннего стиля воспроизводятся в фасаде, но если арки молитвенного зала создают иллюзию бесконечности, словно прорывая пространство, то здесь они упираются в стенку, в плоскость, линии обрываются. Это не случайно, это продуманное архитектурное решение: здесь заложена идея уединенного, изолированного и закрытого от посторонних глаз пространства (харам), куда нет доступа случайному человеку, прохожему, не верующему, ибо приходить в мечеть можно лишь с одним намерением – совершения молитвы Господу.

Кордова поражала количеством мечетей, школ, бань, больниц, гостиниц. В городе было 70 библиотек. Одна из библиотек насчитывала 400 тысяч томов, среди которых были редчайшие манускрипты. В городе работал целый штат переписчиков, мастерство которых ценилось очень высоко. Они ежегодно переписывали 18 тысяч рукописей. Даже сегодня эти цифры впечатляют.

Все знают, что мечеть – это храм. В Кордове таких храмов было множество. Но тот, о котором идет речь, был главным и самым большим. Такой храм обычно называется собором. Мечеть расположена, как и полагается, в центре города. Она должна была быть видна отовсюду.

Город был увит зеленью, обильно растущей среди домов и крепостных стен в благодатном климате Южной Испании. Сады и дворики Кордовы утопали в море цветов.

Мечеть обнесена стенами, периметр которых составляет семьсот метров. Стены образуют правильный прямоугольник со сторонами 200 и 144 метра. Стены окружают мечеть и примыкающий к ней Апельсиновый двор.

Здание мечети представляет собой правильный прямоугольник со сторонами 180 и 130 метров. При приближении к мечети малый прямоугольник совершенно незаметен за стенами, образующими большой.

Высота стен, окружающих мечеть, различна. Ближе к реке стены высокие, дальше от реки, где местность постепенно повышается, стены становятся ниже. Мечеть вписана в рельеф таким образом, что стены кажутся одинаковыми по высоте. В этом одна из характерных особенностей кордовского храма.

Сегодня мечеть выглядит иначе, чем тысячу лет назад. С того дня как мечеть появилась на земле Кордовы, она постоянно перестраивалась, дополнялась все новыми и новыми фрагментами.

Вот, например, колокольня. Это явно позднейшее сооружение. В мечети не могло быть колокольни. В мусульманских мечетях есть башни. Они называются минаретами и служат для призыва верующих на молитву. Раньше здесь действительно находился минарет. На месте колокольни. И минарет, и колокольня, помимо сигнала верующим, что пришел час молитвы, играла еще одну важную роль.

Кордовский минарет, а позднее колокольня, обозначали место главной городской святыни. Двигаясь по направлению к колокольне, как к маяку, попадаешь к северо-западной стороне мечети – туда, где находится упомянутый Апельсиновый двор.

В него попадаем, пройдя в ворота колокольни. Здесь сооружены пять фонтанов для омовения. Омовение – неотъемлемая часть церемонии посещения любой мечети. В Апельсиновом дворе и сегодня растут апельсиновые деревья. Раньше, когда мечеть не отгораживалась от двора стеной, она была как бы продолжением апельсиновой рощи. Лишь смена живых стволов деревьев на рукотворные колонны, напоминала, что мы вошли в святилище. Известность Кордовской мечети принес не столько ее внешний облик, сколько интерьер – внутренний вид. Первое ощущение, которое испытываешь, зайдя внутрь, что ты заблудился в густой чаще. «Лес колонн» - подобное сочетание встречается в рассказах о мечети в Кордове.

Итак, вот первая характеристика интерьера мечети – «лес», состоящий из колонн. Можно насчитать более 800 колонн. Раньше их было еще больше – 1293. Одновременно человек способен охватить взглядом лишь несколько десятков колонн. Остальные тают и растворяются в пространстве, рождая ощущение бесконечности.

Если мечеть, по замыслу местных эмиров, - главная святыня Кордовы, то святыня самой мечети – алтарная ниша – михраб. Михраб, или алтарь каждой из них направлен в сторону Мекки – главной святыни мусульман. Поэтому в какой бы части света ни находились мечети, оси их алтарей направлены в одну точку, словно стрелки компаса, стремящиеся к магнитному полюсу.

Там, где находился михраб, располагалась максура – место для халифа. Это наиболее богато украшенная часть мечети. К ее восприятию зодчие, строившие храм, готовили паломников, используя эффект неожиданности.

Человек, который через апельсиновую рощу попадает незаметно под своды мечети. Перед ним – бесконечный лес колонн, тающий в пространстве. Куда бы ни пошел человек, он видит этот лес. Кажется, что здесь ничего нет, кроме колонн. И вот, когда он начинает думать, что заблудился в этой бесконечности, - колонны расступаются и перед пораженным посетителем раскрывается во всей своей красоте михраб – главная часть мечети.

Высота зала 11,5 метров, тогда как сами колонны относительно невысоки – чуть более трех метров. На колонны опираются двухъярусные аркады, которые, в свою очередь, несут перекрытия мечети. Арки, составляющие двойные аркады, и определяют своеобразие интерьера.

Колонны выполнены из разноцветного мрамора, порфира, яшмы, и потому уже не похожи друг на друга. Подобное разнообразие опять, заставляет вспомнить лесные чащобы, где стволы деревьев, хотя и похожи друг на друга, все же имеют отличия. Так и здесь. Колонны вроде бы одинаковы и, в то же время отличаются друг от друга. Но архитектор прекрасно понимал, что небольшого разнообразия в цвете и материале колонн будет недостаточно для придания всему пространству необходимого впечатления. И поэтому мастера решили в противовес нюансному отношению создать контрастное. Точнее, не в противовес, а в дополнение. Тем самым двойные арки, которые соединяют каждую пару колонн, сделаны двухцветными: в кладке арок чередуется камни белого и красного цвета. Любой из вас уверенно скажет, что белый и красный цвет образуют красивое контрастное сочетание.

Двухцветные арки, благодаря избранной цветной гамме просматриваются на далекое расстояние. Человек подсознательно оценивает масштабы здания – он видит сверкающие красно-белые арки, которые ведут его к цели. Не подумайте только, что интерьер мечети был совсем темным. Маленькие узкие окошки в стенах пропускали немного света. Впечатление от игры разных цветовых пятен усиливалось благодаря мерцанию сотен лампад в серебряных оправах. Внутреннее пространство мечети благодаря мерцанию лампад не казалось застывшим. Все еле заметно светилось, переливалось, мерцало.

Стены, окружавшие мечеть, изнутри были покрыты резным орнаментом и мозаикой. Это другая главная тема декоративного оформления интерьера. Узорчатый орнамент как бы готовил посетителя к восприятию михраба – алтарной ниши. Здесь встречаются и переплетаются две темы – простые двухцветные аркады огромного зала и тонкий рисунок орнамента боковых стен. В результате получилось сложные арки, чем-то напоминающие аркады зала, а чем-то мотивы стенного орнамента.

Необходимо сказать и о потолках мечети, которые были выполнены из многочисленных пород дерева. Предпочтение было отдано сосне. Это дерево красное, со светлой корой.

Как большая часть древних сооружений, мечеть в Кордове была подвержена переделкам и дошла до нас не такой, какой она была двенадцать веков тому назад.

 

 

Большая мечеть в Кордове, 786 г. - Х в. Интерьер зала.

Большая мичеть в Кордове. Фасад.

Большая мичеть в Кордове. План.

Медресе Улугбека:

Медресе Улугбека была построена по заказу Улугбека, ученого и мецената, и выполняла роль высшего учебного заведения, где обучали не только религиозным, но и светским дисциплинам. Площадь 81х56м.

Улугбека представляет собой замкнутый прямоугольный двор с двумя ярусами арок, за которыми располагаются кельи для семинаристов. В противоположной стороне от выхода – сводчатая зимняя мечеть. Углы медресе фланкированы минаретами. Композицию главного фасада (h-16,5м) определяет монументальный портал с обширной стрельчатой аркой с минаретами (высотой более 30м) по бокам. Особенно эффективно мозаичное панно над выходной аркой, скрывает глухость и тяжесть стен, придавая ему легкость и нарядность.

Исключительно богат и разнообразен декор внешних и дворовых фасадов – мраморные панели в основании, резные наборные мозаики, майоликовые панно с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами.

К началу 20 века медресе представляет собой руины. Реставрационные работы проводились с 30-х по 90-е годы 20 века. Был восстановлен портал, второй этаж худжр. По конструктивной схеме, предложенной академиком В.Г.Шуховым, и проектам инженеров М.Ф.Мауэра, Е.О.Нелле, Э.М.Гендегь выпрямлены минареты по углам главного фасада.

 

 

Медресе Улугбека. Фасад.

 

Медресе Улугбека.

 

Медресе Шир-Дор:

Медресе Шир-Дор стоит на оси медресе Улугбека, зеркально повторяя его главный фасад: почти те же размеры, та же схема портала со стрельчатым сводом, ребристые купола по бокам. Площадь 70х57м.

Особенно примечательна декоративная композиция портальной аркой. С каждой стороны портальной арки помещено мозаичное изображение солнца с человеческим лицом в лучах нимба и льва, догоняющего лань. Отсюда и название Шир-Дор – «Львов имеющее». В решении других фасадов с 54 худжрами (кельями) зодчий применил более развитые методы строительной технологии. Здесь нет зимней мечети, задних аудиторий, минареты поставлены лишь по переднему фасаду, два других угла оформлены массивными угловыми башнями.

С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады. В архитектурном декоре применены облицовки из глазурованного кирпича, мозаичные наборы и росписи с обилием позолота. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов образующих сложный ажурный орнаментальный узор. Мотив заключенного в рамы панно с пышными букетами цветов, символическое «дерево жизни».

В отличие от внешнего оформления интерьер худжр строг. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: передняя – для пребывания дома и занятий, небольшая кладовая для бытовых нужд, антресоль служила спальней.

Реставрация медресе началась с 1924 года. В 1962 году восстановлен декор над аркой главного портала, большие работы были проведены в 70-90гг. 20 века.

 

 

 

Медресе Шир-Дор.

 

1) Медресе Улугбека. 2)Медресе Шир-Дор. 3) Медресе Тилля -Кари.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Строительные приемы и конструкции

Введение... Строительные приемы и... Соборная мечеть в Кордове...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Строительные приемы и конструкции.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Комплекс Боробудур на Яве.
Боробудур возведён как огромная ступа, выполненная в форме мандалы. Фундамент ступы - квадратный, со стороной 118 м. У ступы имеются восемь ярусов: пять нижних — квадратные, и три верхних — круглые

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги