Категории изобразительных дисциплин - раздел Архитектура, Учебно – методическое пространство архитектуры
Существуют
Общие
Для...
Существуют
общие
для
всех изобразительных дисциплин категории,
которые объединяют эти дисциплины в изобразительный цикл. Категории эти
представляют фундаментальные свойства зримого ( то есть зрительно восприни-
маемого ) мира и, одновременно, они - средства его познания, так как являются
абстракциями, определяющими эти свойства.
То, что видит глаз, является лишь отображением общих законов Вселенной,
поэтому в законах зрительного восприятия действительности следует искать бо-
лее общую, фундаментальную, вселенскую их составляющую. Нужно это для то-
го, чтобы студент, а в дальнейшем, конечно, и архитектор-специалист понимал,
что человек живет во Вселенной, и каждое явление, и в частности, архитектура,
наполнено глубоким смыслом..“Философия, - говорил Галилео Галилей, - написа-
на в той величественной книге, которая постоянно открыта у нас перед глазами
(я имею в виду Вселенную), но которую невозможно понять, если не научиться
предварительно ее языку и не узнать письмена, которыми она начертана.” [ цит.
по 22, с. 5].
“Традиционная трактовка архитектуры, как искусства, ориентирует на
наличие художественного образа среды, структурой и восприятием которого
занимается искусствоведение и эстетика. Это привычно, но недостаточно:
рассмотрение архитектуры, каксреды обитания и жизнедеятельности (выде-
лено автором), приводит к другому наполнению содержания процесса воспри-
ятия.” [20]. Такова точка зрения психологов и они, конечно, правы. Архитектур-
ное сооружение - это не только пространственный объект, как скульптура; не
только художественный образ, присущий произведениям искусства; не только
среда обитания, как например террариум; не только семиотическое поле, как зна-
ковый объект, и т. д., но - все это вместе взятое. Здесь присутствует то общее, что
оставляет архитектуру архитектурой во всех ее ипостасях -пространство.
Пространство, как объект изучения, присутствует, конечно же, во
всех дисциплинах изобразительного цикла, значит, с полным основанием, можно
считать “пространство” одной из категорий, общих для всех дисциплин изобрази-
тельного цикла.
Простран-
ство - это объект архитектурной композиции, объект организации и восприятия
архитектурной композиции, как целостности.
Форма, свет, цвет и материал - этообъективные свойства видимого мира.
Они существуют в реальном мире независимо от сознания.
Контраст и нюанс, статика и динамика, пропорции и ритм - это абст-
ракции, выделенные сознанием, свойства объективного мира, воспринимаемые
сознанием субъективно. Они же, в силу своей специфики, являются основными
средствами и свойствами композиции, организации пространства, всеобщими ин-
струментами всех творцов - живописцев, музыкантов, писателей и, в частности,
архитекторов.
Образ (художественный образ) - это результат психического отражения ми-
ра сознанием. Художественный образ - это цель искусства, это выражение отно-
шения личности к окружающей действительности через идеал.
Функция - одна из важнейших категорий архитектуры. Но она не входит в
число категорий учебно-методического пространства. Причина этого в том, что
функция, как категория, состоит из двух частей - эстетической и внеэстетической.
Эстетическая
функция,
красота, достигается
с
помощью
средств
композиции. Понятие “красота” исчерпывается в категории образа. Внеэстетиче-
ская функция достигается техническими средствами и не является, естественно,
предметом изобразительных дисциплин. Таким образом, видно, что нет необхо-
димости выделять функцию в отдельную категорию учебно-методического про-
странства. Утверждение, что функциональность (понимаемая узко, внеэстетиче-
ски) сама по себе, автоматически, создает красоту, - верно, но неполно. Такая кра-
сота эмоционально нейтральна: это - холодная красота, имя которой совершенст-
во. Эмоционально окрасить ее, создатьхудожественный образ (если, конечно,
это требуется, а требуется это не всегда) - задача архитектора как художника. В
каждом конкретном случае необходимо с самого начала уяснить характер эстети-
ческих требований к проектируемому объекту. Споры о функциональности и ху-
дожественности всегда решаются жизнью, то есть, заказчиком, так как, все-таки,
обычно художественность дороже функциональности. но в свою очередь художе-
ственность повышает эстетическую ценность сооружения, что нередко окупает
расходы. История искусства и архитектуры убеждает в том, что люди готовы пла-
тить за красоту и, в частности, захудожественную красоту.
Все темы данного раздела:
Пространство
Существует множество подходов, концепций объяснений понятия “про-
странство’’ - математическое пространство, психологическое, перцептивное про-
странство, художест
Ризонталь.
Линия, со-
единяющая углы четырехугольника, -диагональ, самая длинная линия, проходя-
щая через всю плоскость и объединяющая ее.
Четы
Свет и цвет
Свет и цвет едины по своей природе. Это - электромагнитное излучение. В
физике принято считать, что свет имеет двойственную природу. Во-первых, это
поток
Материал
Материал - это то, из чегосоздан объект (или может быть создан). Заметим
здесь применение слова “создан”, а не - “состоит”. Материал всегда несет в себе
Контраст и нюанс
Это понятие - выражение одного из основополагающих законов развития и
существования материи - диалектического закона перехода количества в качество.
Пропорции
Пропорция - это количественноесоотношение по однородному признаку
частей целого между собой. Это определение очень похоже на определение нюан-
са.
Динамика и статика
Если контрастность - категория различия, а ритм - категория изменения, то
динамика - категория движения. Изменение, различие - результат движения, а
Материал - отражают объективные свойства воспринимаемого мира.Движение
- также свойство материи - представлено здесь категорией “динамика”, которая
отражает свойство композицииизображать движение, так как в изобразительном
искусстве
Контрастность - Пропорции
Пропорции могут быть контрастными или нюансными. Контрастность - это
субъективная характеристика пропорциональных отношений. Мы видим, что во
многом эти категории,
Раскрытие темы по дисциплинам.
Рисунок. Оценка композиции листа с точки зрения пропорциональной
контрастности позволяетосмысленно подходить к компоновке и к тоновому
оформлению
Контрастность - Ритм
Ритмический ряд, как ряд, состоит из однородных элементов. Эти элементы
могут различаться или быть тождественными. Различия элементов в ритмическом
ряду могут быть
Контрастность - Динамика
Динамика (динамичность или статичность), как характеристика компози-
ции, достигается, наряду с другими средствами, также и с помощью контраста и
нюанса. Нюанс изо
Контрастность - Форма
Анализ формы с точки зрения контрастности - инструмент формотворчества
архитектора. Не следует забывать, что цель формотворчества - смыслотворчество
(функция также
Контрастность – Материал
Материалы контрастны между собой всегда, причем, не только фактурой,
пластикой и цветом, но контрастируют и их семантические образы: золото - ка-
мень, глина и мра
Контрастность – Пространство
Пространство как объект архитектуры - это объект организации. Организо-
ванное пространство является композицией. Контраст и нюанс, как средства ком-
позиции являю
Контрастность – Образ
Нюанс, как было сказано выше, несет идею, образ различия и движения.
Контраст, в свою очередь, это противопоставление, борьба двух противоположно-
Пропорции – Ритм
Отображая движение с помощью контраста и нюанса, ритм является про-
порциональным рядом. Поскольку ритм определяетсязакономерностью, по-
стольку в
Пропорции – Динамика
Динамические пропорции, в основном, характеризуются иррациональными
числами ( 2 , 5 , золотое сечение, функция Жолтовского и др.), а статические
пропорции - целыми
Пропорции – Форма
Форма, имея измерения, имеет и пропорции. Восприятие формы как целост-
ности, единства частей зависит от единства их пропорций, т. е., когда в основе
Пропорции – Пространство
Реальное организованное пространство неизбежно несет в себе закон своей
организации, что, естественно, выражается в пропорциях.
Трехмерное пространство, координаты точек которого
Пропорции - Образ
Каждая система пропорций несет свой образ. Золотое сечение, например,
это образ роста, образ живой материи. Он выявляет смысл этой пропорции, как
выражение законом
Ритм – Динамика
Ритмический ряд состоит из изменяющихся элементов. Изменение воспри-
нимается как результат движения. Таким образом, ритм, показывая изменения,
изображает движение
Ритм – Форма
Ритм в отношении к форме выступает как ее членение. Когда в членении
формы наблюдается ритм, т. е. закономерность, форма в восприятии сохраняет
свою целостность, б
Ритм – Материал
Чтобы материал проявил ритмическое своеобразие, требуется два условия:
сила, воздействующая на материал, и протяженность воздействия во времени или
пространстве. Х
Ритм – Пространство
Ритм, являясь пропорциональным рядом, всегда организует любое про-
странство. Пропорциональное пространство, то есть пространство, построенное
на какой-либо законо
Ритм – Образ
Ритм, являясь изображением движения, раскрывает его образ. Простой ритм
раскрывает простой образ - характеристику изображаемого движения: быстрое,
медленное, равно
Динамика – Форма
Любое движение, происходя в пространстве, имеет свою форму, как и лю-
бая форма является результатом движения. “Чтобы исследовать формообразова-
ние в жи
Динамика – Материал
Внутренняя, скрытая динамика материала - это его способность противо-
стоять внешним воздействиям, что выражается в егопластике.Пластичность
Динамика – Пространство
Пластичность пустого пространства практически бесконечна (до предела
скорости света - в реальном пространстве), значит внутренняя динамика про-
странства, его спос
Динамика – Образ
Любое движение - это следствие действия, т. е. применения силы, т. е. собы-
тия. Таким образом, движение несет информацию о событии или егодинамиче-
Форма – Материал
Материал выражается в форме черезфактуру ипластику. Фактура - это
характеристика поверхности объемной формы, связанная с чувством осязания
Форма – Пространство
Среди множества характеристик формы главной по отношению к простран-
ству является ее ориентированность в пространстве. “Ориентацию формы в среде
определ
Живопись.
1. Изображение постановки из предметов
разнообразной формы с передним и задним планами. Анализ пространственной
ситуации и пространственного взаимодействия форм: а). кон
Архитектуре
форма
несет функцию
организатора,
знакового
информатора окружающего прос
Форма – Образ
Любая форма, являясь результатом закономерной организации, несет в себе
образ, как изображение абстрактной идеи, лежащей в основе этой закономерно-
сти. Таким обра
Свет (цвет) – Матерал
Различные цвета имеют различную материальность, т. е. , речь идет о том,
что предмет, окрашенный в тот или иной цвет может выглядеть более объемным,
более весомым,
Свет (цвет) – Пространство
Реальное пространство всегда наполнено светом, который имеет в каждом
случае свою характеристику - цветовой тон. Но не только цвет имеет среда. Цвет
воспринимается
Свет (цвет) – Образ
Цвет в нашем сознании всегда ассоциативен. Всегда вызывает образы из
нашего прошлого опыта и генетической памяти. Цвет, кроме того, всегда знак, в
каждой культуре
Материал – Пространство
Материал пространства - пустота. Она же - его функция. Функция простран-
ства - быть пустым.
Как в изобразительном искусстве, так и в архитектуре, под словом “мате
Материал – Образ
Образ материала состоит из его свойств-знаков, которые фиксируются в
словах, в языке. Золото, железо, камень представляют из себя слово-знак, выра-
жающее то или и
Пространство – Образ
Эта тема - наиболее важная в понимании архитектуры, как искусства. Выше
уже было доказано, что архитектурное пространство - суть художественное про-
странство. То
Семестр
4 семестр
&nb
Семестр
5
Семестр
Примечание: Если в графе “Тема, № задания” ничего не помечено, значит задание носит общий
характер. Преподаватель, если это требуется, может конкретизироват
Новости и инфо для студентов