Существуют
общие
для
всех изобразительных дисциплин категории,
которые объединяют эти дисциплины в изобразительный цикл. Категории эти
представляют фундаментальные свойства зримого ( то есть зрительно восприни-
маемого ) мира и, одновременно, они - средства его познания, так как являются
абстракциями, определяющими эти свойства.
То, что видит глаз, является лишь отображением общих законов Вселенной,
поэтому в законах зрительного восприятия действительности следует искать бо-
лее общую, фундаментальную, вселенскую их составляющую. Нужно это для то-
го, чтобы студент, а в дальнейшем, конечно, и архитектор-специалист понимал,
что человек живет во Вселенной, и каждое явление, и в частности, архитектура,
наполнено глубоким смыслом..“Философия, - говорил Галилео Галилей, - написа-
на в той величественной книге, которая постоянно открыта у нас перед глазами
(я имею в виду Вселенную), но которую невозможно понять, если не научиться
предварительно ее языку и не узнать письмена, которыми она начертана.” [ цит.
по 22, с. 5].
“Традиционная трактовка архитектуры, как искусства, ориентирует на
наличие художественного образа среды, структурой и восприятием которого
занимается искусствоведение и эстетика. Это привычно, но недостаточно:
рассмотрение архитектуры, каксреды обитания и жизнедеятельности (выде-
лено автором), приводит к другому наполнению содержания процесса воспри-
ятия.” [20]. Такова точка зрения психологов и они, конечно, правы. Архитектур-
ное сооружение - это не только пространственный объект, как скульптура; не
только художественный образ, присущий произведениям искусства; не только
среда обитания, как например террариум; не только семиотическое поле, как зна-
ковый объект, и т. д., но - все это вместе взятое. Здесь присутствует то общее, что
оставляет архитектуру архитектурой во всех ее ипостасях -пространство.
Пространство, как объект изучения, присутствует, конечно же, во
всех дисциплинах изобразительного цикла, значит, с полным основанием, можно
считать “пространство” одной из категорий, общих для всех дисциплин изобрази-
тельного цикла.
Простран-
ство - это объект архитектурной композиции, объект организации и восприятия
архитектурной композиции, как целостности.
Форма, свет, цвет и материал - этообъективные свойства видимого мира.
Они существуют в реальном мире независимо от сознания.
Контраст и нюанс, статика и динамика, пропорции и ритм - это абст-
ракции, выделенные сознанием, свойства объективного мира, воспринимаемые
сознанием субъективно. Они же, в силу своей специфики, являются основными
средствами и свойствами композиции, организации пространства, всеобщими ин-
струментами всех творцов - живописцев, музыкантов, писателей и, в частности,
архитекторов.
Образ (художественный образ) - это результат психического отражения ми-
ра сознанием. Художественный образ - это цель искусства, это выражение отно-
шения личности к окружающей действительности через идеал.
Функция - одна из важнейших категорий архитектуры. Но она не входит в
число категорий учебно-методического пространства. Причина этого в том, что
функция, как категория, состоит из двух частей - эстетической и внеэстетической.
Эстетическая
функция,
красота, достигается
с
помощью
средств
композиции. Понятие “красота” исчерпывается в категории образа. Внеэстетиче-
ская функция достигается техническими средствами и не является, естественно,
предметом изобразительных дисциплин. Таким образом, видно, что нет необхо-
димости выделять функцию в отдельную категорию учебно-методического про-
странства. Утверждение, что функциональность (понимаемая узко, внеэстетиче-
ски) сама по себе, автоматически, создает красоту, - верно, но неполно. Такая кра-
сота эмоционально нейтральна: это - холодная красота, имя которой совершенст-
во. Эмоционально окрасить ее, создатьхудожественный образ (если, конечно,
это требуется, а требуется это не всегда) - задача архитектора как художника. В
каждом конкретном случае необходимо с самого начала уяснить характер эстети-
ческих требований к проектируемому объекту. Споры о функциональности и ху-
дожественности всегда решаются жизнью, то есть, заказчиком, так как, все-таки,
обычно художественность дороже функциональности. но в свою очередь художе-
ственность повышает эстетическую ценность сооружения, что нередко окупает
расходы. История искусства и архитектуры убеждает в том, что люди готовы пла-
тить за красоту и, в частности, захудожественную красоту.