Пропорции могут быть контрастными или нюансными. Контрастность - это
субъективная характеристика пропорциональных отношений. Мы видим, что во
многом эти категории, (“пропорции” и “контрастность”) пересекаются, особенно,
когда рассматриваютсяизмеряемые величины. Тогда можно сказать, что кон-
траст и нюанс определяются пропорционально, а пропорции, в свою очередь, вос-
принимаются (субъективно) - как контрастные или нюансные. Но определение
контрастности или нюансности пропорций ничего не говорит об их отношении к
гармонии, о закономерности, которая лежит в их основе. В то же время, пропор-
циональными отношениями нельзя описать различия, например, cтадий формы в
процессе ее существования, стилистические различия, а также и сами различия
между этими двумя категориями и т. д., и т. п.
Таким образом, мы разделили (различили) общее и особенное этих катего-
рий. Общее - это определение пропорциональных отношений с точки зрения кон-
траста и нюанса.
Контрастные пропорции в форме мы видим, когда одно измерение сущест-
венно отличается от других. Пропорционально контрастные формы - это полоса,
стержень и плита. Пропорциональный контраст цвета или тона мы можем наблю-
дать только в единой цельной композиции, вкартинной плоскости, когда, на-
пример в ней много черного и мало белого, много серого и немного цветного. Бу-
дем называть этот вид композициипропорционально-контрастный (ПК) или
пропорционально-нюансной (ПН) композицией (если количества тех или иных
однородных свойств в композиции близки к равенству).
Таким же образом в
композиции могут соотноситься и материалы, и статика с динамикой, и многие
другие качества и свойства, подлежащие пропорционированию, даже если про-
порционирование субъективно, не выражаемое числами. Сколько существует
свойств и качеств (которые неразрывны с количеством), по стольким позициям
можно и оценивать пропорциональную контрастность.
Пропорционально-контрастная композиция, будучи выделенной как вид,
должна иметь свое основное субстанциональное качество. Это, по-видимому, бу-
детуменьшенная степень взаимодействия свойств, меньшая напряженность,
конфликтность, что вызывает ощущение “свободного спокойствия”. Если, напри-
мер, красного и зеленого цветов в композиции примерно поровну, она будет вы-
зывать чувство напряженности в большей степени, нежели композиция с явным
перевесом красного, хотя красный более активный, более будоражащий цвет, и по
логике, композиция, в которой больше красного
цвета
должна
выглядеть
активнее. На самом же деле это не так, в чем каждый может убедиться на практи-
ческих примерах. Даже в этом крайнем случае свойство пропорциональной кон-
трастности проявляется устойчиво. Яркий пример пропорционального контраста
- фрески Дионисия, “Троица” Андрея Рублева.
Рис.1
Последнюю можно сравнить с “Троицей” Симона Ушакова, чтобы понять всю
разницу их воздействия. Удлиненные пропорции фигур, незначительные размеры
элементов “пейзажа” создают впечатление спокойствия, умиротворения. Лишен-
ная же всех этих особенностей композиция Ушакова более обыденна и суетлива.
Также не менее яркий пример пропорционально-нюансной компози-
ции - драматичный “Страшный суд” Микеланджело.