Ритмический ряд, как ряд, состоит из однородных элементов. Эти элементы
могут различаться или быть тождественными. Различия элементов в ритмическом
ряду могут быть контрастными и нюансными. Таким образом, и ритм может быть
назван контрастным или нюансным, либо контрастно-нюансным, если в нем при-
сутствует и то, и другое.
Метрический ряд является контрастным, так как здесь контрастируют
элемент и его отсутствие - интервал. Контраст здесь сохраняется и воспринимает-
ся до тех пор, пока воспринимаютсяотдельно и элементы, и интервалы. Если же
они сливаются, то мы получаемслитную монотонность или равномерную фак-
туру. Если же элементы ряда нюансно различаются между собой, то в восприятии
на первый план выступают именно эти различия, и перед нами - нюансный ряд.
Основной выразительный смысл контрастного ритма (как пропор-
ционального ряда), это “резкое изменение, превращение”, ярко проявляющееся,
например, в джазовых композициях. Примеры из живописи - картины экспрес-
сионистов, Пикассо кубистического периода.
Смысл нюансного ритма - направленное развитие, векторное движение. Это
- “Явление Христа народу” А. Иванова , это картины позднего Ван-Гога.
Лучшей геометрической иллюстрацией к сказанному служит синусоида.
При небольшой амплитуде колебания (нюанс) мы видим искривленную линию,
меняющую направления движения. При увеличении амплитуды наступает мо-
мент, когда мы воспринимаем в первую очередь вершины и впадины - перед нами
метрический ряд, наибольший контраст. Между этими двумя состояниями сину-
соиды и располагается шкала контрастности от нюанса к контрасту. Итак, нюанс в
ритме - это движение, а контраст - превращение.
Врисунке, живописи, и скульптуре понятие контрастности ритма может
служить для характеристики учебной постановки и ее частей. Также контраст-
ность ритма может являться формообразующим правилом и при ее организации.
Композиция. 1. Организовать ритмическую композицию: а) с контрастным
ритмом; б) с нюансным ритмом. Задание можно конкретизировать: в композиции
передать ритмические особенности (с точки зрения контрастности) конкретного
архитектурного сооружения.
2. Организовать метрический ряд, затем преобразовать его в слитную
монотонность.
Архитектура:
.
Рис.4. Церковь Иоанна Предтечи
Широкова погоста
Здесь мы можем наблю-
дать и нюансный ритм, подчер-
кивающий движение вверх, и
контрастный ритм ломаных ли-
ний скатов крыши, и восприни-
маемую издалека, фактуру бре-
венчатого сруба, образованного
метрическими рядами бревен.